СтраницаЗНАМЕНСКАЯ

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОСНОВКЕ Брянская область


 

Из почти 600 храмов, существовавших на Брянщине до 1917 г. до нашего времени сохранилась едва пятая часть, многие из которых лежат в руинах. Большая же часть храмов была стерта с лица земли. Каждый храм – это маленькая вселенная, которую можно бесконечно изучать. Скромные сельские церкви дороги для нас не только как памятники архитектуры, но и как духовные центры маленьких сельских миров, в которых жили наши предки. К сожалению, исчезают не только храмы, но и селения вокруг них.
Российская держава веками держалась на деревне. Все это ставит вопрос об изучении истории сельских храмов и приходов и увековечивании памяти о них как в исследованиях краеведов, так и в памятных знаках на месте исчезнувших церквей.
Основными источниками для изучения истории церквей являются архивные документы: церковные ведомости, летописи, метрические и исповедальные книги, страховые документы. Однако для того, чтобы ощутить дух каждой местности, необходимо собрать и записать легенды и предания, найти по едва приметным остаткам фундаментов или даже рвов от них места расположения старинных храмов.
Одной из исследованных мною была Знаменская церковь в с.Сосновке Выгоничского р-на.
Строительство храмов было наследственной чертой брянских дворян Саловых. Петр Елизарьевич Салов в 1700 г. построил деревянную церковь св.Сергия Радонежского в своем поместье Мирковы Уты. Брат Петра Фаддей в 1701 г. закончил строительство деревянной церкви в своей вотчине селе Сосновке. В 1702 г. братья на свои средства закончили строительство каменной Введенской церкви в Петропавловс¬ком монастыре в г.Брянске. Церковь сохранилась, отреставрирована и является одной из самых старых и красивых церквей Брянска.
К концу XIX века церковь в Сосновке, хотя и была украшена церковным благолепием, облачениями, иконами и серебряными сосудами, но стены ее пришли в ветхость. Правнуки Петра Елизарьевича Салова Николай и Василий Фаддеевичи в 1813 г. «своим тщанием и усердием» построили на месте обветшавшей деревянной церкви в Сосновке новую каменную. Дата сооружения церкви свидетельствует о том, что это была, пожалуй, первая на Брянщине церковь, построенная в память войны 1812 г. Церковь был построена в стиле классицизма. Найденное мною живописное изображение и описание церкви. сделанное 17 июля 1910 г. позволяют реконструировать ее внешний облик. Кирпичное, оштукатуренное здание состояло из основного кубического объема с портиками по сторонам и примыкающими к нему прямоугольной трапезной и полукруглой апсидой. Куб был увенчан относительно высоким цилиндрическим барабаном, покрытым сферическим куполом и главкой. С запада к трапезной примыкала колокольня в три яруса высотой в 8 саж. с высоким шпилем. Колокольня была пристроена в 1839 г. Кровля была покрыта железом, окрашенным зеленой краской.
Общая длина церкви составляла 12 саж. 1 арш., а наибольшая ширина 3 с половиной саж. Наибольшая высота до карниза – 5 саж. В церковь вели три двустворчатых двери, обитых железом. В 1897 г была поновлена живопись внутри церкви, а в 1902 г. она была окрашена снаружи и стены расписаны священными изображениями.
Церковь была двухэтажной и соответственно имела 2 престола: основной – Знамения Пресвятой Богородицы и вверху над трапезной – придел святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Размер придела составлял 3 с половиной на 3 сажени, т.е. ширина трапезной равнялась ширине основного придела. Во втором этаже было 6 круглых и 3 полукруглых окна.
Основной притвор был украшен иконостасом высотой в 9 аршин и шириной в 1 аршин. Этот иконостас в 1910 был оценен в 1250 руб. Иконостас на втором этаже был размером 8х4 ¼ аршина. Церковная утварь состояла из двух серебряных потиров, сребропозлащенного ковчега, 10 риз (одной – лучшей доброты, 4 – средней и 5 – низшей). «Книгами как для церковного круга, так для чтения и поучения удовольствована не скудна».
Церковь была холодной. Ближайшей постройкой был деревянный господский дом, расположенный в 50 саж. к северу. Между церковью и домом был сад. В 1902 г. церковь была окружена деревянной решетчатой оградой длиной в 55 саж. с такими же воротам. Стоимость церковного здания была оценена в 9500 рублей.
Священником в начале XIX века был Козьма Галактионович, которому в 1801 г. было всего 22 года от роду. В церковный причт входили также дьячёк Петр Тимофеевич 21 года и пономарь Иван Сафронов 59 лет. Последний был сыном священника и служил в Сосновской церкви с 1765 г. Священник и пономарь закончили семинарию. В характеристике отмечено, что священник знал катехизис на память, способен к чтению поучений, но характера «гордаго и вздорчиваго». Пономарь частично знал катехизис, но поучений произносить не мог, характера «хорошего». Несмотря на особенности характера, служба шла у всех троих благополучно, никто из них не подвергался церковным штрафам.
Ведомость Сосновской церкви за 1847 г. свидетельствует о больших изменениях в церковноприходской жизни. Священником был закончивший курс Орловской семинарии с аттестатом 1 разряда Михаил Соколов. 1 февраля он был посвящен Высокопреосвященным Смарагдом Епископом Орловскими Севским в священники Сосновской церкви. Молодой батюшка был женат на дочери священника Феофана Косьмина. Дьячек Петр Тимофеев, закончивший в 1800 г. синтаксический класс Севской семинарии, в 1818 г. был посвящен в дьяконы. О повышении социального статуса церковнослужителей свидетельствует появление у них фамилий. Петр Тимофеев стал называться по селу Сосновским. Его родственник Стефан Иванович не получил никакой церковной должности и был сдан в рекруты. Стефан Сосновский вынес все тяготы солдатской службы и дослужился до унтер-офицерского звания, вернулся в родное село, где и умер в 1856 году в возрасте 87 лет.
Дьячком в 1818 был определен выпускник низшего отделения орловской семинарии Иван Ильин. В документах 1850-х годов он пишется с типично семинарской фамилией Диесперов – надеющийся на бога. В характеристиках отмечено, что священник хорошо произносит проповеди, а дьякон и дьячок хорошо знают катехизис, читают и поют. Поведение у всех было отмечено хорошее.
За штатом церкви числились старый священник Феофан Казьмин. Отмечено, что он живет на пропитании зятя своего Михаила Соколова. Брат старого священника Стефан Козьмин учился во втором классе Первого Орловского приходского училища на полукоштном содержании. У него было трое детей. Второй брат Феофана Иосиф Малейский был уволен по болезни с должности учителя Черниговского уездного училища. Таким образом, молодому батюшке приходилось одержать 8 душ иждивенцев.
В ведомости отмечено, что жалованья от прихожан церковнослужители не получали, а посему «содержатся скудно». Основой их благосостояния была церковная земля: 3 десятины усадебного и 33 дес. – пашенной и сенокосной. Землю они обрабатывали сами. Дома у всех церковнослужителей были деревянные, на церковной земле. У пономаря Василия Петрова не было даже собственной усадебной земли для постройки дома, и он был вынужден жить в доме своего отца дьякона Петра Тимофеева.
В приходе Знаменской церкви в 1847 г. насчитывалось 600 дворов, в которых проживало 612 душ мужского и 618 – женского пола. Главными прихожанами были губернский секретарь Василий Фатеев сын Салов, надворная советница Елизавета Алексеевна Салова.
Кроме жителей Сосновки, к приходу были приписаны крестьяне деревень Колодной и Переторг, принадлежавших князю Волконскому и помещику Николаю Платоновичу Огарёву, которые тут не жили. Самым знаменитым человеком, воспринявшим крещение в Знаменской церкви, был выдающийся организатор железных дорог России Василий Васильевич Салов. Он родился 9 октября 1839 г. В 1855 г. здесь родился талантливый инженер Николай Николаевич Салов, переписывавшийся даже с изобретателем Эдисоном.
Рядом с церковью по преданию росла сосна, от которой село получило свое название, и колодец с удивительно чистой и вкусной водой. К сожалению, в хрущевские времена ретивый председатель местного колхоза Приходько разрушил церковь, обломками которой был завален и колодец. Бульдозером срыли даже подземное помещение.

Алексеев В.П. Дворяне Саловы из Сосновки. Брянск. 1993
ГАБО ф. 248 оп.1 д.310
РГИА ф. 799 оп.33 д. 1238. Страховые ведомости церквей Трубчевского уезда.
Трубчевский краеведческий музей фонды № 3656

В.П.Алексеев

(На месте сейчас стоит дом.)