Жуковка. Жуковский район. Брянская область.
Если вы приехали в Жуковку электричкой, то, выйдя из вагона, окажетесь на привокзальной площади. Летом здесь ярко пылают разноцветной радугой большие клумбы цветов. В уютном скверике, примыкающем к вокзалу, тоже цветы. Всюду чистота и порядок. Скамейки, расставленные в тени густой зелени, почти никогда не пустуют.
Приятное ощущение испытывает приехавший гость, когда направляется от вокзала в город. Туда ведет широкая асфальтированная дорога. Она окаймлена зеленью и цветами. Многоэтажные жилые дома, современные здания культурно-бытового назначения из стекла и бетона, краны строек, оживленное движение на улицах, густой поток людей у велосипедного завода перед началом смены — все это для жителей Жуковки стало уже привычным, обыденным.
Возникновение Жуковки связано со строительством железной дороги, соединившей глубинные пшеничные районы Центральной черноземной зоны России с прибалтийским портом Ригой. В 1870 году это была небольшая железнодорожная станция. Росла она довольно медленно. Через двадцать семь лет, т. е. к 1897 году, население поселка, прилегавшего к станции, составляло всего лишь 606 человек.
Ганцкевич, владевший Жуковкой, вместе с местными богачами организовал здесь акционерное общество по производству двуколок. В годы первой мировой войны на базе чугунолитейного завода помещика Радушевича в Жуковке начинается строительство обозного завода. Но работа продвигалась медленно. В то время удалось лишь организовать ремонт поступающих с фронта двуколок и повозок.
В дореволюционное время поселок состоял лишь из трех небольших улиц. Кроме лесопильни да полукустарного обозного завода, в нем не было никаких предприятий. Чтобы понастоящему наладить обозное производство, Гапцкевичи приглашают из Петербурга с Путиловского завода двух специалистов — И. П. Коноховича и М. Е. Ефимова. Первый из них стал обозным мастером, второй — механиком.
Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, завод перешел в руки трудящихся. Директором предприятия был назначен И. П. Конохович.
В гражданскую войну обозный завод находился на консервации, но здесь успешно ремонтировались пулеметные тачанки. С 1922 года началось изготовление веялок и плугов, а с 1926 года было развернуто настоящее обозное производство. В Жуковке в довоенное время вступили также в строй фабрика гнутой мебели, завод стандартного домостроения, шпалопропиточный завод, школы, клубы.
«В августе 1941 года, когда немецко-фашистские войска, задержанные Красной Армией на реке Десне, подвергли Жуковку артиллерийскому и минометному обстрелу,— говорится в справке о боевой деятельности Рогнединской партизанской бригады,— большевики этого района создали свои истребительные группы и сформировали партизанский отряд, призванный немедленно рплвернуть боевые действия в случае оккупации района. Среди первых партизан Жуковского района были Григорий Василье-141 ч Мальцев, Василий Егорович Гоманов, Ефим Михайлович Норобьев, Иван Романович Белугин, комсомолец Михаил и Вик-ц||| Платоновы, Аркадий Филиппочкин и другие...
От мелких диверсионных актов, налетов и перестрелок... отряд постепенно стал переходить к более крупным боевым действиям по разгрому вражеских гарнизонов, транспортных колонн, ополов и групп фашистских карателей...» '.
Независимо от местного партизанского отряда в Жуковском районе стал действовать и тот, что был составлен из командиров и красноармейцев, которые оказались в окружении и, двигаясь В Западной Белоруссии, пытались пробиться к фронту, чтобы соединиться с частями советских войск. Вначале это была группа, состоявшая из 18 человек. К 1 января 1942 года отряд насчитывал 63, а в марте 1942 года —120 человек. Командовал отрядом капитан И. И. Мураль.
По решению Орловского обкома партии Жуковский партийности отряд Е. М. Воробьева и отряд капитана Мураля 23 мар-1л 1942 года объединились. В нем уже насчитывалось четыреста истцов и командиров, имелась 45-мм пушка, четыре станковых пулемета «Максим», пять пулеметов ДС, 21 ручной пулемет, Ювтоматы ППШ и винтовки. Действовал отряд в районе Жуковки, Троены, Ржаницы, Чернетово, Сельцо. С июля 1942 года командование Жуковским объединенным отрядом было возложено на капитана Мураля, который выполнял до этого обязанности комиссара.
Позднее отряд именовался вторым батальоном третьей стрелковой партизанской бригады, которую с марта 1943 года переименовали в Рогнединскую. Особенно отличилась она во время боев осенью 1943 года. 11 сентября, когда части Красной Армии были уже на правом берегу реки Ветьмы, подполковник Мураль с группой боевых сил вышел на соединение с регулярными войсками. 12 и 13 сентября партизаны активно участвовали в бое-ВЫх действиях в составе четвертой гвардейской кавалерийской дивизии. Они удерживали населенные пункты Любешку, Пого-реловру, Казариновку и Заречье. При этом были отражены ожесточенные контратаки противника, стремившегося любой ценой прорваться к Десне. 18 сентября войска Советской Армии освободили Жуковку от немецко-фашистских захватчиков.
Немецко-фашистские оккупанты разрушили все промышлене предприятия Жуковки, сожгли обозный завод. Правда, его оборудование было эвакуировано в Пензенскую область заблаговременно.
Восстановление завода и поселка началось сразу же после освобождения. А с 1950 года реконструированное предприятие перешло на выпуск передвижных локомобилей, то есть стало машиностроительным заводом.
В 1958 году началась на нем подготовка к освоению выпуска велосипедов. По сути дела, завод строится заново, значительно расширяется и оборудуется новейшей техникой. В мае 1961 года с конвейера сошли первые велосипеды. До конца года их было сделано около 192 тысяч. В 1967 году — уже в два с лишним раза больше. Ныне Жуковский велозавод каждые сутки дает более тысячи машин. Мощность предприятия растет благодаря механизации и автоматизации производственных процессов, введению конвейеров и станков-автоматов.
В годы восьмой пятилетки на велозаводе сданы в эксплуатацию новый автоматно-механический цех, заготовительный участок инструментально-штамповочного цеха, ремонтно-механиче-ский цех, участок горячей штамповки шатунов, смонтировано много современных станков. Это позволило велостроителям резко увеличить выпуск машин с улучшенной отделкой, с применением многокрасочных рисунков. В минувшем пятилетии завод освоил выпуск трех новых моделей велосипедов. Выпущено более 170 тысяч машин с откидной подставкой и 150 тысяч укомплектованных новым щитком цепи. Для покупателей, живущих в малогабаритных квартирах и не имеющих другого места для хранения велосипеда, завод освоил выпуск машин со складной рамой и дополнительными сумками на багажник (на случай туризма).
Велозавод — предприятие сравнительно молодое. Оно еще только достигает проектной мощности. Но и сегодня отсюда в разные концы страны отправляется около 500 тысяч велосипедов в год.
Современными предприятиями в Жуковке являются мебельная фабрика, овощесушильный завод, райпромкомбинат, маслозавод, комбинат бытового обслуживания. Например, после расширения и реконструкции Жуковский маслозавод имеет аппаратный цех, пропускная способность которого пять тысяч литров в час. В сырково-творожном цехе за смену получают одну тонну творога, а цех розлива молока и кефира имеет поточную линию производительностью три тысячи бутылок в час.
Углубление специализации в районном объединении «Сельхозтехника» позволило коренным образом усовершенствовать технологию ремонта сельхозмашин, сократить его сроки, поднять квалификацию кадров.
В Жуковке есть сельское профессионально-техническое учинице № 7. За восемнадцать лет своего существования оно подготовило для колхозов и совхозов свыше семи тысяч квалифицированных трактористов, комбайнеров, наладчиков, шоферов, слесарей, электриков. Училище располагает хорошей материально-технической базой. Для проведения занятий имеет 10 учебных кабинетов и 4 лаборатории. Для овладения практическими навыками создана мастерская по ремонту тракторов и других машин.
Ридом с Жуковкой, на берегу Десны, работают дом отдыха, Санаторий, пионерский лагерь, школа-интернат. Дом отдыха действует с 1936 года. В нем ежегодно проводят свои отпуска и коло десяти тысяч трудящихся. Среди них — машиностроители Москвы, шахтеры Тулы, колхозники Орловщины, студенты Смоленска..
Окрестности Жуковки являются прекрасной зоной отдыха. Лесные массивы, примыкающие к самому городу и даже входи щне в его черту, Десна, привольно текущая среди лугов и зеленых рощ, способствуют оздоровлению микроклимата. Не случайно тысячи жителей Жуковки, Брянска и других городов проводят свои выходные дни здесь, на лоне природы.
Всего несколько лет прошло после преобразования Жуковки и сород, а как заметно изменился ее облик. Глаз радует первый микрорайон из многоэтажных жилых домов. Неподалеку от него т.Iрос прекрасный Дом культуры велостроителей. В нем имеется зрительный зал на пятьсот мест, спортивный и танцевальный, библиотека и другие помещения. Рядом разбит уютный сквер с фонтаном. Для детей рабочие завода устроили пионерский лагерь у Десны.
В центре города сверкают стеклом здания современного типа - дом связи и кинотеатр «Десна». В 1967 году сданы в эксплуатацию Дом ветеранов труда, районная аптека, универмаг, здание банка. В конце восьмой пятилетки построены школа почти на тысячу учащихся, районная больница, кафе, ателье индивидуального пошива одежды, парикмахерская, хлебопекарня, общежитие ремстройучастка и другие объекты. Лишь за последние четыре года в Жуковке сдано более двух тысяч квадратных метров жилья.
Город растет, раздвигает свои границы, благоустраивается и хорошеет. Идут работы по газификации квартир. Строится канализация, асфальтируются улицы. Пригородная железнодорожная линия Жуковка — Брянск теперь электрифицирована. Стало привычным регулярное автобусное движение между селами и районным центром. Жуковские автобусы ежедневно курсируют до Касилова, Александровки, Гришиной Слободы, Хо дилович, Летошников, Красной, Овстуга и Высокого.