СтраницаЖуковка

Жуковка. Жуковский район. Брянская область.

Если вы приехали в Жуковку электричкой, то, выйдя из ва­гона, окажетесь на привокзальной площади. Летом здесь ярко пылают разноцветной радугой большие клумбы цветов. В уютном скверике, примыкающем  к  вокзалу,  тоже цветы.   Всюду чистота и порядок. Скамейки, расставленные в тени густой зеле­ни, почти никогда не пустуют.

Приятное ощущение испытывает приехавший гость, когда направляется от вокзала в город. Туда ведет широкая асфаль­тированная дорога. Она окаймлена зеленью и цветами. Много­этажные жилые дома, современные здания культурно-бытового назначения из стекла и бетона, краны строек, оживленное дви­жение на улицах, густой поток людей у велосипедного завода перед началом смены — все это для жителей Жуковки стало уже привычным, обыденным.

Возникновение Жуковки связано со строительством желез­ной дороги, соединившей глубинные пшеничные районы Цент­ральной черноземной зоны России с прибалтийским портом Ри­гой. В 1870 году это была небольшая железнодорожная станция. Росла она довольно медленно. Через двадцать семь лет, т. е. к 1897 году, население поселка, прилегавшего к станции, состав­ляло всего лишь 606 человек.

Ганцкевич, владевший Жуковкой, вместе с местными бога­чами организовал здесь акционерное общество по производству двуколок. В годы первой мировой войны на базе чугунолитей­ного завода помещика Радушевича в Жуковке начинается строи­тельство обозного завода. Но работа продвигалась медленно. В то время удалось лишь организовать ремонт поступающих с фрон­та двуколок и повозок.

В дореволюционное время поселок состоял лишь из трех не­больших улиц. Кроме лесопильни да полукустарного обозного завода, в нем не было никаких предприятий. Чтобы понастоя­щему наладить обозное производство, Гапцкевичи приглашают из Петербурга с Путиловского завода двух специалистов — И. П. Коноховича и М. Е. Ефимова. Первый из них стал обоз­ным мастером, второй — механиком.

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, завод перешел в руки трудящихся. Директором предприятия был назначен И. П. Конохович.

В гражданскую войну обозный завод находился на консерва­ции, но здесь успешно ремонтировались пулеметные тачанки. С 1922 года началось изготовление веялок и плугов, а с 1926 года было развернуто настоящее обозное производство. В Жуковке в довоенное время вступили также в строй фабрика гнутой мебе­ли, завод стандартного домостроения, шпалопропиточный завод, школы, клубы.

«В августе 1941 года, когда немецко-фашистские войска, за­держанные Красной Армией на реке Десне, подвергли Жуковку артиллерийскому и минометному обстрелу,— говорится в справ­ке о боевой деятельности Рогнединской партизанской бригады,— большевики этого района создали свои истребительные группы и сформировали партизанский отряд, призванный немедленно рплвернуть боевые действия в случае оккупации района. Среди первых партизан Жуковского района были Григорий Василье-141 ч Мальцев, Василий Егорович Гоманов, Ефим Михайлович Норобьев, Иван Романович Белугин, комсомолец Михаил и Вик-ц||| Платоновы, Аркадий Филиппочкин и другие...

От мелких диверсионных актов, налетов и перестрелок... отряд постепенно стал переходить к более крупным боевым действиям по разгрому вражеских гарнизонов, транспортных колонн, ополов и групп фашистских карателей...» '.

Независимо от местного партизанского отряда в Жуковском районе стал действовать и тот, что был составлен из командиров и красноармейцев, которые оказались в окружении и, двигаясь В Западной Белоруссии, пытались пробиться к фронту, чтобы соединиться с частями советских войск. Вначале это была группа, состоявшая из 18 человек. К 1 января 1942 года отряд насчи­тывал 63, а в марте 1942 года —120 человек. Командовал от­рядом капитан И. И. Мураль.

По решению Орловского обкома партии Жуковский парти­йности отряд Е. М. Воробьева и отряд капитана Мураля 23 мар-1л 1942 года объединились. В нем уже насчитывалось четыреста истцов и командиров, имелась 45-мм пушка, четыре станковых пулемета «Максим», пять пулеметов ДС, 21 ручной пулемет, Ювтоматы ППШ и винтовки. Действовал отряд в районе Жуков­ки, Троены, Ржаницы, Чернетово, Сельцо. С июля 1942 года командование Жуковским объединенным отрядом было возло­жено на капитана Мураля, который выполнял до этого обязан­ности комиссара.

Позднее отряд именовался вторым батальоном третьей стрел­ковой партизанской бригады, которую с марта 1943 года пере­именовали в Рогнединскую. Особенно отличилась она во время боев осенью 1943 года. 11 сентября, когда части Красной Армии были уже на правом берегу реки Ветьмы, подполковник Мураль с группой боевых сил вышел на соединение с регулярными вой­сками. 12 и 13 сентября партизаны активно участвовали в бое-ВЫх действиях в составе четвертой гвардейской кавалерийской дивизии. Они удерживали населенные пункты Любешку, Пого-реловру, Казариновку и Заречье. При этом были отражены ожес­точенные контратаки противника, стремившегося любой ценой прорваться к Десне. 18 сентября войска Советской Армии осво­бодили Жуковку от немецко-фашистских захватчиков.

Немецко-фашистские оккупанты разрушили все промышлене предприятия Жуковки, сожгли обозный завод. Правда, его оборудование было эвакуировано в Пензенскую область забла­говременно.

Восстановление завода и поселка началось сразу же после ос­вобождения. А с 1950 года реконструированное предприятие пе­решло на выпуск передвижных локомобилей, то есть стало маши­ностроительным заводом.

В 1958 году началась на нем подготовка к освоению выпуска велосипедов. По сути дела, завод строится заново, значительно расширяется и оборудуется новейшей техникой. В мае 1961 года с конвейера сошли первые велосипеды. До конца года их было сделано около 192 тысяч. В 1967 году — уже в два с лишним раза больше. Ныне Жуковский велозавод каждые сутки дает более тысячи машин. Мощность предприятия растет благодаря механизации и автоматизации производственных процессов, вве­дению конвейеров и станков-автоматов.

В годы восьмой пятилетки на велозаводе сданы в эксплуата­цию новый автоматно-механический цех, заготовительный учас­ток инструментально-штамповочного цеха, ремонтно-механиче-ский цех, участок горячей штамповки шатунов, смонтировано много современных станков. Это позволило велостроителям резко увеличить выпуск машин с улучшенной отделкой, с примене­нием многокрасочных рисунков. В минувшем пятилетии завод освоил выпуск трех новых моделей велосипедов. Выпущено более 170 тысяч машин с откидной подставкой и 150 тысяч укомплек­тованных новым щитком цепи. Для покупателей, живущих в малогабаритных квартирах и не имеющих другого места для хранения велосипеда, завод освоил выпуск машин со складной рамой и дополнительными сумками на багажник (на случай туризма).

Велозавод — предприятие сравнительно молодое. Оно еще только достигает проектной мощности. Но и сегодня отсюда в разные концы страны отправляется около 500 тысяч велосипедов в год.

Современными предприятиями в Жуковке являются мебель­ная фабрика, овощесушильный завод, райпромкомбинат, масло­завод, комбинат бытового обслуживания. Например, после рас­ширения и реконструкции Жуковский маслозавод имеет аппа­ратный цех, пропускная способность которого пять тысяч литров в час. В сырково-творожном цехе за смену получают одну тонну творога, а цех розлива молока и кефира имеет поточную линию производительностью три тысячи бутылок в час.

Углубление специализации в районном объединении «Сель­хозтехника» позволило коренным образом усовершенствовать технологию ремонта сельхозмашин, сократить его сроки, под­нять квалификацию кадров.

В Жуковке есть сельское профессионально-техническое учинице № 7. За восемнадцать лет своего существования оно подготовило для колхозов и совхозов свыше семи тысяч квали­фицированных трактористов, комбайнеров, наладчиков, шоферов, слесарей, электриков. Училище располагает хорошей мате­риально-технической базой. Для проведения занятий имеет 10 учебных кабинетов и 4 лаборатории. Для овладения практиче­скими навыками создана мастерская по ремонту   тракторов   и других машин.

Ридом с Жуковкой, на берегу Десны, работают дом отдыха, Санаторий, пионерский лагерь, школа-интернат. Дом отдыха действует с 1936 года. В нем ежегодно проводят свои отпуска и коло десяти тысяч трудящихся. Среди них — машиностроители Москвы, шахтеры Тулы, колхозники Орловщины, студенты Смо­ленска..

Окрестности Жуковки являются прекрасной зоной отдыха. Лесные массивы, примыкающие к самому городу и даже вхо­ди щне в его черту, Десна, привольно текущая среди лугов и зеленых рощ, способствуют оздоровлению микроклимата. Не случайно тысячи жителей Жуковки, Брянска и других городов проводят свои выходные дни здесь, на лоне природы.

Всего несколько лет прошло после преобразования Жуковки и сород, а как заметно изменился ее облик. Глаз радует первый микрорайон из многоэтажных жилых домов. Неподалеку от него т.Iрос прекрасный Дом культуры велостроителей. В нем имеет­ся зрительный зал на пятьсот мест, спортивный и танцевальный, библиотека и другие помещения. Рядом разбит уютный сквер с фонтаном. Для детей рабочие завода устроили пионерский ла­герь у Десны.

В центре города сверкают стеклом здания современного ти­па - дом связи и кинотеатр «Десна». В 1967 году сданы в экс­плуатацию Дом ветеранов труда, районная аптека, универмаг, здание банка. В конце восьмой пятилетки построены школа почти на тысячу учащихся, районная больница, кафе, ателье индивидуального пошива одежды, парикмахерская, хлебопе­карня, общежитие ремстройучастка и другие объекты. Лишь за последние четыре года в Жуковке сдано более двух тысяч квад­ратных метров жилья.

Город растет, раздвигает свои границы, благоустраивается и хорошеет. Идут работы по газификации квартир. Строится кана­лизация, асфальтируются улицы. Пригородная железнодорож­ная линия Жуковка — Брянск теперь электрифицирована. Стало привычным регулярное автобусное движение между селами и районным центром. Жуковские автобусы ежедневно курсируют до Касилова, Александровки, Гришиной Слободы, Хо дилович, Летошников, Красной, Овстуга и Высокого.