Страницажизнь

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ НА БРЯНЩИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА     

      Образование.
      Быстрое экономическое развитие требовало образованных рабочих, а поэтому в конце XIX — начале XX веков значительно увеличилось число учебных заведений. В сельской местности основными учреждениями образования были земские школы, которые финансировались в основном из местного бюджета, и церковноприходские, содержавшиеся за счет церкви. Так, например, в Трубчевском уезде в 1900 году было 42 земские школы и 11 церковноприходских. Такое соотношение существовало и в других уездах. В городах, кроме того, открывались прогимназии и гимназии, а также профессиональные училища. Денег обычно не хватало. В конце XIX века в Орловской губернии на нужды образования на душу населения выделялась 21 копейка в год. Поэтому в большинстве школ (особенно сельских) ощущалась острая нехватка учебных пособий, книг, письменных принадлежностей, да и сами помещения зачастую были темными и неуютными.
      К началу XX века в уездных городах Брянского края имелось до пяти учебных заведений, а в Брянске и Бежице — около десятка. Для тех, кто был в состоянии оплатить более серьезное образование, существовали частные школы. Прогимназии и гимназии были раздельными — мужскими и женскими. Самым известным учебным заведением в Брянске в начале XX века была казенная женская гимназия. В 1909 году она переехала в здание, находящееся сейчас на площади Карла Маркса. В 1907 году в здании на углу Авиловской и Московской улиц (теперь — улицы Горького и улицы Калинина) открылась мужская частная гимназия. В 1910 году появилась казенная мужская гимназия, а через год своя гимназия открылась и в Бежице. На месте сегодняшней брянской гостиницы "Десна" действовало среднее механико-техническое училище. К началу Первой мировой войны в городе работало около пятнадцати учебных заведений разных типов, включая начальные школы, но образование получали далеко не все желающие. Попытки земств Брянщины обеспечить всеобщее начальное образование оказались безуспешными — ни у земств, ни у населения не было достаточных средств для выполнения этой задачи, а помощь государства была незначительной.
      Городской быт.
      Жизнь уездных городов не отличалась разнообразием. Среди немногих мест, служивших для досуга, были городские сады. Например, в Брянске одним из самых посещаемых мест был сад Общества трезвости, расположенный на месте нынешнего почтамта — по соседству с винными складами. Для "чистой публики" существовали залы дворянского и купеческого собраний. На месте областной библиотеки в Брянске действовал зал общественного собрания на 300 мест. Постоянных театров не было. Гастролировали в основном заезжие труппы, причем публика предпочитала оперетту. Представления чаще давались в так называемых летних театрах — на открытых площадках городских садов. С выпуском первых патефонных пластинок в домах состоятельных меломанов появились патефоны — чудо тогдашней техники.
      Для публики по проще театр заменялся цирком. Цирковые труппы приезжали каждое лето, и просторные шатры-шапито вмещали несколько сотен человек. Хотя перед Первой мировой войной выступления происходили отдельно в Брянске и Бежице, свободных мест на представлениях не было.
      В 1909 году Брянск приобщился еще к одному чуду цивилизации — кинематографу. Первый коммерческий кинематограф Рыжовой открылся на Комаревской улице (теперь улица Фокина). В последующие пять лет возникло еще шесть "электротеатров". Появились они и в других городах. Кино было дешевым, а потому очень демократичным зрелищем. Отечественных фильмов было мало, крутили в основном американскую или французскую продукцию. Завороженная публика не отрываясь смотрела на экран, бурно реагируя на все происходящее. Часто сеансы проходили под открытым небом, и даже в сильные морозы зрителей было много. Сюжет картин был обычно незатейлив — любовные истории, комедии, приключения.
      Развлечением для привилегированной публики был каток. В Брянске он устраивался прямо на льду Десны. Билеты стоили дорого — 15 копеек, но ходить сюда считалось престижным. Наиболее частыми посетителями катка были гимназисты. Экзотическими видами спорта были лыжи и велосипед. Приобрести и то, и другое могли только состоятельные люди. Лыжи привозились из Норвегии, а велосипеды из Германии. Тем не менее, число поклонников этих видов спорта постоянно росло.
      В первое десятилетие XX века в городах края работало более десятка общественных библиотек. Выбор книг был невелик. Одна из лучших библиотек в Привокзальной слободе города Брянска имела менее 3 тысяч томов. Появились первые бесплатные библиотеки-читальни и в сельской местности.
      У простого народа развлечения были по проще. По праздникам устраивались кулачные бои, собиравшие немалое количество зрителей. Были и любопытные исключения. Например, в Стародубе большой популярностью пользовались домашние спектакли. Самый шумный успех имела пьеса "Царь Максимилиан". Играли человек до пятидесяти местных парней. Роли часто додумывались на ходу. От некоторых шуток, раздававшихся со сцены, зрители краснели. В конце концов эти постановки были запрещены.
      Центром притяжения простой публики Брянска была Московская улица — район собора и базарной площади. Празднично одетые мастеровые и приказчики, щелкая семечки, прогуливались в разных направлениях. И, конечно же, кабаков было неизмеримо больше, чем читален. Казенные винные лавки были почти в каждой деревне. Спиртным торговали в трактирах, чайных, пивных. Исследования начала века показывают, что от трети до половины сельского населения употребляли алкоголь постоянно. В городах, особенно в рабочих слободах, дела обстояли не лучше.
      Недалеко от Брянска быстро рос заводской поселок Бежица. Здесь наиболее заметно проявлялась особая разновидность городского быта — быт рабочих. Даже внешне рабочий отличался от крестьянина. На голове у него был не колпак, а картуз, на ногах — кожаная обувь. К началу века распространился такой вид одежды как пиджак. Рабочие селились в двухэтажных бараках, в специально построенных для них одноэтажных кирпичных домах недалеко от завода. Их до сих пор называют по фамилии одного из основателей завода губонинскими.
      Условия жизни в огромных деревянных казармах были тяжелыми. Эти помещения были разделены на множество маленьких квартир, в которых царили духота, теснота, неопрятность. Рядом стояли небольшие кое-как сколоченные хлевки для коров и свиней, распространяя зловоние и грязь.
      Со временем заводовладельцы решили предоставлять рабочим кредит на постройку домов и четверть десятины земли в аренду. Так в рабочей среде начало расти количество укоренившегося в поселке населения. В рабочих слободах жизнь была устроена лучше, чем в казармах: у домов в палисадниках росли георгины, в огородах поднимались подсолнухи. Окна домов были завешены красными или белыми занавесками и украшены горшками с цветущими растениями. В праздники родители сидели с детьми на крылечках, в других местах играли на гармонике и плясали, соседи собирались за самоваром.
      Среди одноэтажных домов рабочего люда бросались в глаза особняки ведущих служащих завода — двухэтажные, построенные в стиле модерн. Инженеры жили очень обеспеченно, но кроме работы они интересовались главным образом карточной игрой, которой и посвящали свое свободное время.
      М.К.Тенишева, жена одного из владельцев и руководителей завода князя В.Н.Тенишева, писала, что видя управляющих, директоров, ни за что нельзя было поверить, что эти люди зарабатывали десятки тысяч рублей в год. "Необтесанные, неопрятные, они производили впечатление каких-то дикарей". При этом они принадлежали к верхам брянского общества. "Живут они в полнейшей мещанской обстановке..., с ужинами и обедами с реками выпиваемого шампанского, с игрой в карты до зари". Немного иначе, хотя и беднее, была устроена жизнь интеллигенции, но в провинции ее было немного — в основном военные, врачи и учителя.
      Как и прежде, города были довольно грязными. В Брянске мостовые были только в центре — на Московской улице и некоторых прилегающих к ней, но находились в ужасном состоянии — у городской власти постоянно не было денег на ремонт. Осенью и весной грязь была непролазная. Первый водопровод появился в Брянске в 1905 году, а электричество — в 1916 году. Электроэнергия стоила дорого, а поэтому в большинстве домов, как и прежде, для освещения использовался керосин.
      В 1909 году в Брянске появился телефон, и к 1916 году им пользовались уже около 300 человек. Первый телефон-автомат установили в 1913 году на Риго-Орловском вокзале. В 1912 году брянцы узнали, что такое самолет. Полет над городом продемонстрировал авиатор Кузминский.
      В целом к началу XX в. брянский городской быт стал разнообразнее. Часто в нем причудливо сочетались архаические и новые черты. Подобное смешение старого и нового было присуще и другим городам края.
      Братья Могилевцевы.
      Проходя сегодня мимо привычных зданий, мало кто задумывается о том, что некоторые из них появились исключительно благодаря самоотверженным усилиям людей, искренне обеспокоенных судьбой края, желавших видеть его богатым и процветающим.
      Очень большой вклад в развитие и обустройство Брянска внесли братья Павел Семенович и Семен Семенович Могилевцевы. Купцы Могилевцевы принадлежали к числу состоятельных жителей города.
      Но состоятельных людей в России было довольно много. Гораздо реже встречались те, кто был готов делиться своим богатством с другими. В 1888 году Могилевцевы сделали первый подарок городу. Они предоставили два дома с садом для устройства больницы. Немедленно нашлись недоброжелатели из местного купечества — больница была подожжена. Могилевцевы отстроили оба строения заново, и к тому же выделили деньги на обустройство. Сейчас в этом здании на улице С. Перовской находится инфекционная больница.
      Могилевцевы построили школу при Спасо-Гробовской церкви (рядом с теперешней гостиницей "Брянск"), на их деньги было обновлено и само здание церкви; открыли Торговую школу (теперь — больница в конце улицы Калинина), женскую ремесленную школу (здание медучилища), женскую гимназию на Красной площади (теперь административное здание на площади Карла Маркса), мужскую гимназию на Московской улице (улица Калинина; именно в ней несколько лет проучился известный русский писатель К.Г. Паустовский), и еще около десятка учреждений. Могилевцевым Брянск был обязан системой водопровода и первой электростанцией. На нужды города братья израсходовали почти все свои капиталы. После смерти П.С. Могилевцева городская Дума приняла решение увековечить его память. В 1915 году в центре города был торжественно открыт памятник меценату, но после революции он был снесен. До сих пор в Брянске нет ни одного названия, которое помогло бы сохранить имя Могилевцевых в истории города.
      Деятели науки и культуры России начала XX века и Брянский край.
      Брянская земля дала России немало выдающихся людей. Некоторых из них помнят и сейчас, имена других незаслуженно забыты.
      В России начала XX века трудно было найти человека, хоть немного знакомого с музыкой, кто не слышал бы имя Анастасии Дмитриевны Вяльцевой (1871—1913). Она родилась в слободе Алтухово (теперь — в Навлинском районе) в крестьянской семье. Анастасия Дмитриевна Вяльцева обладала удивительным голосом, очень чистым и выразительным. В юном возрасте, после смерти отца, Настя оказалась в Киеве, где работала в вышивальной мастерской. Позже начала выступать в оперетте, в 1897 году оказалась в московском театре "Эрмитаж". Начался период ее громкой, необычайной славы. В репертуаре певицы были романсы, арии из оперетт, народные и лирические песни, только появлявшиеся тогда на эстраде. Были концерты, когда ее заставляли петь на "бис" 20—30 раз, а однажды она спела помимо основной программы 52 романса! Ее даже не называли по имени, был только один титул — "Несравненная", — и все понимали, о ком идет речь. Восторженные поклонники прямо на сцену бросали дорогие украшения; однажды с букетом цветов Вяльцевой преподнесли закладные на два петербургских дома.
      Певица часто ездила по стране с концертами, и везде ее ждал успех. В 1911 году она приехала в Брянск, но здесь не нашлось подходящего зала, и концерт был дан в карачевском театре "Молния". А.Д. Вяльцева не забывала и о своих земляках — в Алтухово она оборудовала родильный приют.
      Когда певица серьезно заболела, бюллетени о состоянии ее здоровья публиковались во многих газетах. 7 февраля 1913 года А.Д. Вяльцеву хоронил весь Петербург.
      С Брянщиной связана судьба еще одной необычной женщины — Веры Игнатьевны Гедройц (1870—1931). Она родилась в селе Слободище близ Дятькова в семье литовского князя, переехавшего в Россию после поражения восстания 1863 года. Вера сначала обучалась дома, затем — в Брянской прогимназии, где одно время ее преподавателем был знаменитый писатель и философ В.В. Розанов. С детских лет ее привлекала медицина. В Петербурге она закончила курсы П.Ф. Лесгафта, затем продолжила учебу в Лозаннском университете у знаменитого профессора хирургии Цезаря Ру. Ученый готовил самую способную свою ученицу к работе на университетской кафедре, но по просьбе отца Вера вернулась на Брянщину. В 1901 году в небольшой больничке цементного завода началась врачебная и научная карьера В.И. Гедройц. Сдав специальные экзамены, она стала первой женщиной-хирургом в России. С началом русско-японской войны Вера Игнатьевна поехала на фронт, где провела более ста серьезных хирургических операций и получила Георгиевскую серебряную медаль "За храбрость" из рук командующего армией генерала Н.П. Линевича. Вернувшись на родину, в 1905 году стала главным хирургом мальцовских заводов. В 1909 году ее пригласили на работу в Царское Село, где она познакомилась с семейством Николая II и даже обучала императрицу и ее дочерей оказанию первой медицинской помощи. В качестве хирурга участвовала в Первой мировой и Гражданской войнах, была ранена. Высокий научный авторитет В.И. Гедройц сочетался с признательностью у простых людей.
      О ее литературном даровании свидетельствовали изданные в 1910 и 1913 годах в Петербурге сборники стихов, а также несколько беллетристических произведений мемуарного характера.
      В советское время доктор медицинских наук В.И. Гедройц жила в Киеве, была профессором кафедры хирургии Киевского медицинского института.
      Даниил Осипович Святский (1881—1940) родился в Севске в семье священника, учился в Орловской семинарии, но вместо карьеры церковника серьезно увлекся наукой. Юноше удалось в 1901 году открыть неизвестную ранее звезду и его приняли во Французское астрономическое общество. В 1905 году в Петербурге вышла книга Д.О. Святского "Очерк растительности Севского уезда Орловской губернии", в 1908 году — книга "Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости".
      Ученый принял активное участие и в политической деятельности. По своим взглядам он был близок к меньшевикам. В годы революции 1905—1907 годов несколько раз арестовывался за организацию митингов, хранение нелегальной литературы и провел в тюрьме два с половиной года.
      В 1909 году Д.О. Святский переехал в Петербург, и здесь появилось его исследование, посвященное небесным явлениям, описанным в русских летописях. После 1917 года ученый проводил большую организаторскую работу в Центральном бюро краеведения и в Русском обществе любителей мироведения, продолжал активно заниматься научной деятельностью. В 1930 году Д.О.Святский был арестован по абсурдному обвинению как участник монархического заговора, а затем оказался на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году был освобожден, но не надолго. В 1935 году последовал новый арест и ссылка в Казахстан, где Д.О. Святский и скончался.
      Очень многие здания в Брянске и Орле были построены по проектам незаурядного архитектора Николая Андреевича Лебедева (1858—1932). Он родился в Саратове в семье священнослужителя, окончил духовную семинарию, но, отказавшись от сана священника, уехал в Петербург, где поступил в архитектурные классы Академии художеств, по окончании которых в 1891 году получил назначение в Брянск, на должность главного архитектора завода "Арсенал". Лебедев был приверженцем классического стиля в архитектуре, пытался также следовать традициям старого русского зодчества. Сначала он работал над реконструкцией заводских зданий, но потом его талант был замечен П.С. Могилевцевым. Именно Лебедев спроектировал здание женской гимназии на Красной площади в Брянске, торговую школу, Спасо-Гробовскую церковь и множество других зданий. Кроме классического, в постройках заметны так же признаки неорусского стиля, очень распространенного тогда в России. По заказу Могилевцевых на территории Петропавловского монастыря Лебедевым был сооружен фонтан "Самсон" — символический памятник рано умершей дочери П.С. Могилевцева.
      Н.А.Лебедев пользовался большим авторитетом в городе, избирался членом городской Думы. По его проектам были построены также некоторые здания в Бежице, Карачеве, Орле.
      В селе Ломаковка, под Стародубом, родился знаменитый оперный певец и педагог Константин Степанович Исаченко (1882—1959). Уже с 7 лет он пел в церковном хоре. Большое значение для будущей судьбы певца имело знакомство в 1900 году с А.И.Рубцом, который давал ему уроки пения. К.С.Исаченко очень удачно исполнял романсы, но настоящим его призванием была опера. В театре Петербургского Народного дома певец исполнял заглавные партии во многих спектаклях, особенно же хорош был в роли Ленского в "Евгении Онегине". С 1911 года по приглашению Сергея Дягилева Исаченко принимал участие в "Русских сезонах" в Париже. Здесь он пел вместе с великим Шаляпиным. В годы Отечественной войны К.С.Исаченко возглавил Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского Флота. В последние годы жизни был профессором Ленинградской консерватории.
      Некоторые работы известного русского художника начала XX века Станислава Юлиановича Жуковского (1875—1944) связаны с поселком Локоть. Он родился в семье польского помещика в Гродненской губернии. В 1901 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Д.Поленова и И.И.Левитана. Появлявшиеся на различных выставках пейзажи С.Ю.Жуковского, то радостные и многоцветные, то элегически-грустные, быстро принесли их автору широкую популярность и в 1907 году он был удостоен звания академика живописи. Художник Н.А. Клодт познакомил Жуковского с женой великого князя Михаила Александровича Натальей Сергеевной, которая увлекалась живописью. С.Ю. Жуковский посещал имение великого князя в Брасове летом 1916 и весной 1917 годов. Его привлекали возможность охоты, живописные брасовские окрестности и не менее живописный дворцово-парковый ансамбль.
      С. Жуковский написал в Локте несколько прекрасных картин, на которых запечатлены интерьеры местного дворца, среди них "Малая гостиная в имении Брасово", "Большая гостиная в Брасове". Есть сведения о созданных здесь пейзажных полотнах художника, но они пока документально не подтверждены.
      В 1923 году Жуковский уехал в Польшу. Во время Второй мировой войны он погиб в концлагере близ Варшавы, оставив потомкам около 700 картин.
      За рубежом хорошо известно творчество Наума Габо (Наума Абрамовича Певзнера) (1890—1977), уроженца Брянска, известного художника-авангардиста. Его работы есть во многих музеях Западной Европы и Америки. В 1904 году он был исключен из брянской школы за не слишком любезные стихи в адрес директора, в 1907 году ненадолго арестовывался за участие в распространении нелегальной литературы среди рабочих и крестьян. Тогда же начались его первые опыты в живописи.
      С 1910 года Наум Певзнер учился в Мюнхене, сначала на медицинском факультете университета, затем в политехническом институте. Не забывал и о живописи — посещал лекции по истории искусств, путешествовал по Италии, где главной его целью были местные музеи. Чтобы отличить себя от брата Антуана, тоже художника, он взял псевдоним Габо.
      С 1917 по 1922 год он жил в Москве, где работал в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе: готовил различные художественные проекты, выпускал журнал. Как и все авангардное искусство, произведения Габо во многом неожиданны — он представлял публике своеобразные конструкции из геометрических фигур. Понять суть его творческого метода помогает "Реалистический манифест", написанный в 1920 году. В нем художник смело и во многом провидчески сформулировал идеи художественного творчества XX века.
      В 1922 году Габо выехал за границу для организации отдела абстрактного искусства на Русской выставке в Германии. К тому времени он уже получил известность, одна за другой устраивались его персональные выставки. Габо жил в Германии, Франции, Англии, а в 1946 году перебрался в Соединенные Штаты. В СССР он приезжал еще только раз — в 1962 году. Наум Габо был лауреатом многочисленных премий в области искусства, членом Королевской академии искусств в Стокгольме, почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, одним из 50 почетных членов Американской академии литературы и искусств. Среди его работ — картины, рисунки, скульптуры, архитектурные сооружения. Произведения обоих братьев Певзнеров можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи.
      Только в 1985 году на Брянщине состоялось первое исполнение музыкальных произведений Николая Андреевича Рославца (1881—1944). Он родился в селе Душатин Суражского района. С ранних лет Николай Рославец обнаружил музыкальные способности, самостоятельно выучился играть на скрипке. Первые серьезные уроки музыки получил в Курске в Музыкальных классах Российского музыкального общества. В 21 год он оставил семью и работу и отправился в Москву поступать в консерваторию. Помимо сочинения музыки (о его "Камерной симфонии" прекрасно отзывался В.Маяковский), Н. Рославец занимался преподавательской работой: был профессором и ректором Харьковского музыкального института, преподавателем Московского музыкального политехникума. Среди его учеников — известные композиторы Д. Покрасс, К. Листов и другие. Рославец редактировал журнал "Музыкальная культура", был редактором в Радиокомитете и Главреперткоме, имел репутацию оригинального музыкального теоретика. В 20-е годы в стране активно действовала Ассоциация современной музыки, членами которой среди прочих были Д. Шостакович, Н. Мясковский, и Н. Рославец занимал в ней далеко не последнее место.
      При внешнем благополучии жизнь Николая Рославца трагична. Он неоднократно подвергался резкой критике, обвинялся в "антидемократизме", отходе от интересов масс; его творчество объявлялось "продуктом гниения буржуазного общества". В этих условиях, считая невозможным развитие собственного направления в музыке, композитор добровольно отказался от новаторских идей.
      В последнее время интерес к творчеству Н. Рославца и Н. Габо растет. На Брянщине регулярно проводятся фестивали современного искусства их имени, в которых принимают участие известные деятели культуры из разных стран.

"История Брянского края. XX век",
Горбачев О.В., Колосов Ю.Б., Крашенинников В.В.,
Лупоядов В.Н., Тришин А.Ф., 2003 год.