В России ныне живет непонятно кто и непонятно как. Что именно объединяет живущих в стране людей, тоже не до конца ясно.
Россия — ресурсное государство, в котором ресурсы не приумножаются, а распределяются — делятся между сословиями. Есть семь титульных сословий, которые выделены федеральными законами. Государственные гражданские служащие. Военнослужащие. Правоохранители. Судьи. Депутаты. Казаки. Муниципальные служащие. К деятельности членов титульных сословий неприменимы понятия труд и оплата труда. Служивые служат, а не работают.
Члены титульных сословий облагают социальной рентой сословия нетитульные. Простейший пример — гаишная рента. Проговаривает межсословные отношения, старшинства крыши. Известно, например, что прокурорская крыша весомее, чем полицейская, и в сборе сословной ренты представители титульных сословий облагаются гаишной рентой гораздо реже, чем нетитульных.
Нетитульные сословия — это коммерсанты, деятели культуры и науки, журналисты, писатели, художники, спортсмены, священнослужители, бюджетники, работающие по найму, заключенные. При том, что основное понятие сословного общества — справедливость, само сословное общество равно неравенству корпорации сегодня куда шире и глубже обычной профессиональной общности.
Полицейский, например, узнаваем по поведению в семье. Его машина всегда стоит дороже той суммы, которую семья могла бы себе позволить без напряжения. Среди силовиков распространены два основных определения автомобиля: «новье» и «взял целкой». -Какой же она марки, машина-то? Немецкая. В самом крайнем случае — японская. Чаще всего — «Опель» или «Ниссан».
Что пьет силовик и сколько? Он пьет водку или коньяк. Пиво — это напиток женщин и детей. Водка с ее прозрачностью показана младшим чинам. Коньяк пьют от «давления» — видимо, чем выше чин, тем больше давления на погоны. Капитаны еще пьют водочку, а майоры все уже переходят на коньячок. Как и у врачей, у милиционеров много подарочных напитков. Правда, силовикам их не дарят, а «подносят». И не в «знак благодарности», а в «знак уважения». Это тонкое, но важное различие.
А чиновницы! Разве они не похожи друг на друга? Это сословный тип. Только чиновницы России поголовно красят волосы в цвет богатства. У богатства два цвета: чистого золота и красного дерева. Носят униформу. Сорокалетняя чиновница обязательно должна иметь норковые шапку, шубу до пола, шарф с норковыми помпончиками и сапожки на каблуках. Молодые госслужащие — норковые же жакетики и сапожки на шпильках.
Зато молодые чиновники не носят шапок вообще. Шапка (пыжиковая ушаночка, каракулевый пирожок) была важной частью образа державного человека в СССР, а теперь отказ от шапки в почете.
Какие же межсословные браки возможны между представителями титульных сословий? Какая в них трагедия? Безусловная трагедия, на мой взгляд, это союз между милиционером и чиновницей. По-моему, это будет ужасный межсословный брак. Задавят друг друга понтами.
А вот обратный пример — благополучнейшего союза. В небольшом городке поженились сын мэра города и дочь наиболее влиятельного городского предпринимателя. И хотя семья, принадлежащая к титульному сословию, породнилась с не титульной семьей (налицо неравенство), праздник был отмечен замечательно. В день свадьбы вся выпивка в городе отпускалась бесплатно. Правда, давали только по одной бутылке в руки. Оцените варварское великолепие жеста. Предлагаю учредить новый орден — орден Почетного региона. И присваивать за такого рода прекрасные дела.
И все же вопросов остается еще очень и очень много. И главный — а народ-то где? Где место простой семьи? Работники по найму — и все? Как живут эти семьи, откуда деньги берут, и в чем главная военная тайна тихой гражданской войны, которую «простое» сословие ведет «против всех»? Куда оно делегирует своих детей, к какому социальному лифту подталкивает?
Где сословие мелких лавочников? Не странно ли: пол-России приторговывает по мелочи, а сословия нет? А интеллигенция что же? Только одними свободными профессиями образованцы не обойдутся. Куда делся тип интеллигентной старухи? Раньше был. Была Вероника Маврикиевна, и каждому телезрителю было понятно, чем она отличается от Авдотьи Никитичны. Нынче же на экране царят «новые русские бабки» — какие-то там Матрена и Цветочек. Оба актера, изображающие старух, — утомительные глупцы. Оба транслируют одинаковый образ — малограмотной деревенской скабрезницы.
ЖИЗНЬ РАДИ ЖИЗНИ — ГЛАВНЫЙ ПОДВИГ МЕЩАНИНА, И ПОТОМУ ГОРОДСКОЕ И ПОСЕЛКОВОЕ МЕЩАНСТВО — ГЕРОИЧЕСКОЕ СОСЛОВИЕ,
ГЕРОИЧЕСКИЙ КЛАСС.
И все же что-то, напоминающее один хотя бы класс, в обществе есть. И он, как ни набило оскомину это определение, все же средний. И это мое городское мещанство, простые семьи. Так получилось, что средний класс в России — внизу. На дне.
Средний класс нельзя ни вырастить, ни уничтожить. Я имею все основания предполагать, что он благополучно и без перерыва функционировал все время существования советского и российского государства и в полном объеме своей очевидной массовости представлен и сейчас.
В среде городского мещанства легко обнаруживается внятная корпоративная философия, там ощущают себя общностью. Там выжили, погрузившись в свой внутренний мир. Он у них коллективный. Они законопослушны в той мере, в какой это вообще возможно в нашем государстве. Платят подати, хотя уже много лет на самообеспечении.
И жизненных сил у них чрезвычайно много, а тайна у них самая обыкновенная. Они способны работать только на самих себя, поскольку их основная идея — выживание.
Дело не в том, что люди среднего класса бесчестны. Они честны. Сами с собой. Они твердо знают — пока галантерейщик идет брать Бастилию, его братья по оружию идут брать галантерею. Не делай другому ничего дурного, и тогда он ничего дурного не сделает тебе.
А теперь воспоминание. Прошлой зимой, под Новый год, я была в командировке в Ельце. Днем меня везли на какой-то сельскохозяйственный объект, и проехали мы мимо поселковой пятиэтажки. Поставлена она, надо сказать, была удивительным образом: в полном смысле слова в чистом поле. Холодно, зябко. И посреди поля серый дом в четыре подъезда со всеми подробностями обычного хрущобного жилья — балконы, забитые ерундой, облупившиеся окна. Печаль и печаль.
А вечером везли меня обратно — с сельскохозяйственного объекта. Темно, идет снег, выезжает машина на это голое поле, а там стоит невообразимо прекрасный дом. Золотой улей, налитый теплом. Горит каждое окно, в окнах видны елки с гирляндами, и снежинки, вырезанные детьми из бумаги и наклеенные на стекла. И дом еле слышно гудит — посреди темноты, посреди пустыря. Это было такое острое переживание, такое пронзительное чувство гордости за людей, которые живут в этой сиротской пятиэтажке. Они устоят, что бы ни случилось. И праздник у детей будет. Жизнь ради жизни — главный подвиг мещанина, и потому городское и поселковое мещанство — героическое сословие. Героический класс.
Евгения ПИЩИКОВА