ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ Володарский район города Брянска
Мир изобилует великими людьми. Помнит своих выдающихся сыновей и Володарка. О каждом из них в этой книге, конечно, не расскажешь, но мы постараемся вспомнить как можно больше из них.
Род Бородулиных ведет своё начало почти с самого основания Володарки. Помнят в районе рассудительного и умного человека Петра Павловича Бородулина. От разнорабочего железной дороги он вырос до машиниста паровоза, а впоследствии стал председателем Володарского исполкома.
Более ста лет живут в районе породнившиеся семьи Курочки-ных и Ерохиных. Основатель рода Курочкиных начинал подмастерьем на железной дороге, с большим трудом добился права водить паровозы. Его сыновья, уже при Советской власти став машинистами, выросли до заместителей министра (Иван Васильевич — в бумажной и целлюлозной промышленности, Василий Васильевич — путей сообщений).
Иван Ерофеевич Ерохин после революции был первым начальником поселковой милиции. Участник гражданской войны. В составе интернациональных бригад сражался в Испании и Китае. Воевал с белофиннами. Полковник И. Е. Ерохин от первого до последнего дня Великой Отечественной войны защищал Отчизну от немецко-фашистской нечисти. В бою погиб его сын. Уйдя в отстав ку, на общественных началах помогал становлению района; первым возглавил отделение общества охраны памятников истории и культуры в районе.
Пожалуй, самую древнюю династию района продолжает участник Великой Отечественной войны, кавалер двух боевых орденов и десяти медалей Евгений Александрович Шушпанов. Его прадед ещё крепостным работал у Гончарова в Радице, а дед трудился уже на Мальцова. Мальцов, чтобы удержать у себя рабочую силу при низкой зарплате, выдавал ссуды на строительство домов и обзаведение хозяйством — эта ссуда вместе с процентами постепенно высчитывалась из заработной платы. Так у Шушпановых в Маль-цовской слободе появился свой дом. Отсюда отец, уже при Советской власти, ушел работать на железную дорогу.
Володарцы помнят одного из зачинателей движения новаторов на Брянщине — токаря бывшего вагоностроительного завода имени Урицкого Г. И. Лихорадова. Григорий Иосифович родился в 1910 году в Брянске в семье литейщика Брянского рельсопрокатного завода. В 1988 году по стопам отца поступил учеником токаря в колесно-прокатный цех завода, тогда уже именовавшегося "Красный профинтерн" (БМЗ). Быстро освоил станок по обточке бандажей. Через два года он перешел на завод им.. Урицкого.
Работая на чистовой расточке бандажей, он в 1985 году добился перевыполнения сменного задания более чем в пять раз. Такой высокой производительности труда за всю историю завода никто не добивался. Когда по заводу разнеслась весть о трудовой победе Григория Лихорадова, в это почти никто не поверил. Некоторые старые токари даже поговаривали, что, дескать, "и мы с мастером договориться можем".
А опытный токарь, применяя передовые приемы и свою сноровку, через некоторое время стал давать .уже по семь норм. Для проверки его работы создали комиссию во главе с директором завода, и в этот день комсомолец-новатор, применив новый комбинированный резец, изготовил одиннадцать бандажей. Теперь уже никто не сомневался в успехе Григория Лихорадова. Его опыт стали применять как на родном заводе, так и на многих других предприятиях транспортного машиностроения, а также и в других отраслях, по всей стране. В декабре 1936 года Г. И. Лихорадов был награжден орденом Ленина, в то время считавшимся высшей наградой, страны.'
После войны Г. И. Лихорадов работал на предприятиях Москвы. Умер в 1964 году.
"Здесь работал член правительства, делегат XVIII Чрезвычайного Всесоюзного съезда Советов, депутат Верховного Совета СССР первого созыва, кавалер ордена Ленина, почетный железнодорожник, лучший стахановец депо Брянск-I, машинист Иван Васильевич Баранов (1899-1942)" — гласит мемориальная доска на административном здании локомотивного депо Брянск-1.
И. В. Баранов родился в деревне Фроловка под Карачевом. Его отец трудился в сельском хозяйстве, затем поступил на станцию Брянск-П стрелочником. Переехала сюда и семья. Четырнадцатилетним парнишкой поступил на работу в паровозное депо Брянск-II и его сын. Вначале пришлось трудиться обтирщиком паровозов, на других малоквалифицированных должностях.' Потом стаи машинистом.
В многотиражной газете "Брянский железнодорожник" за 8 апреля 1936 года опубликована статья под заголовком "Знатный гражданин страны". Под фотографией подпись: Иван Васильевич Баранов — машинист депо Брянск-П, награжденный орденом Ленина. В железнодорожном кителе, улыбаясь, стоит моложавый мужчина с короткой прической и небольшими усиками.
"Иван Васильевич хорошо знает и страстно любит своё дело. Его паровоз СУ 204-52 абсолютно чист, безукоризненно исправлен и работает безотказно. Он славен, не только тем, что водит скорые поезда минута .в минуту, по расписанию. Иван Васильевич учит, воспитывает молодежь", — пишет газета.
Далее сообщается, что за отличную работу И. В. Баранов десять раз премирован, одним из первых получил значок "Ударнику Сталинского призыва". Газета отмечает, что Иван Васильевич был членом Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва — высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа государственной власти в тогдашней РСФСР.
В грозные дни он был одним из руководителей паровозной колонны, днём и ночью водил составы для фронта. 3 октября 1942 года на станции Гмелинкая, расположенной в Волгоградской области, вражеская бомба попала прямо в его паровоз...
Б. М. Афанасьев родился в июле 1920 года. После окончания школы фабрично-заводского обучения — токарь, бригадир ремонтной базы в поселке Урицкий. В 1940 году начал службу в Советской Армии. Окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года.
Однажды Борис Михайлович вылетел на разведку вражеской обороны. Встретили его гитлеровцы сильным огнем зенитной артиллерии. Неспроста они так обороняют эти места, — решил летчик. И раз за разом, всё ниже стал пробиваться к станции. А там, как оказалось, скопилось шесть вражеских эшелонов с военной техникой. Передав по радио о месте скопления противника, он направил свой самолет в тыл врага и провел там фотографирование. Потом сделанные им фотографии помогли пехоте в прорыве вражеских укреплений. Спустя день в районе Смоленска летчик обнаружил тщательно замаскированный аэродром, на котором находилось 85 самолетов. Понимая, что их обнаружили, гитлеровцы подняли в небо несколько истребителей. И здесь Афанасьев Доказал, что он не только разведчик, но и опытный боец: из воздушного боя летчик вышел невредимым.
...В районе Витебска гитлеровцы создали глубоко эшелонированную оборону. На много километров протянулись мощные укрепления. От нападения с воздуха по всей линии обороны были установлены зенитные батареи. Но и это не могло остановить воздушных разведчиков. Много раз поднимал в те дни свой самолет Борис Михайлович — и каждый раз доставлял ценные сведения о расположении противника. Трижды его самолет подбивали, и он возвращался на родной аэродром буквально "на одном крыле".
В конце войны в летной книжке заместителя командира эскадрильи 21— истребительного авиационного полка третьей воздушной армии капитана Б. М. Афанасьева была сделана запись: "Совершил 367 боевых вылетов, участвовал, в 23 воздушных боях, лично сбил 8 самолетов противника". Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 29"июня 1945 года.
Полковник запаса Б. М. Афанасьев умер в сентябре 1967 года, похоронен в Риге.
Смело и решительно действовал с первых дней войны старший лейтенант Н. Ф. Корнюшгага. Во главе дивизионной группы, имея два легких танка и несколько мотоциклистов, он в июне 1941 года в районе Орши — Смоленска наголову разгромил отряд гитлеровцев, остановившийся на ночлег. Были захвачены пленные, трофеи. За проведенную операцию он был награжден орденом Красного Знамени.
Потом он наносил удары врагу иод Москвой, Ржевом, Великими Луками,, участвовал в освобождении Праги. Подполковник, командир 22— орденов Суворова и Кутузова самоходной артиллерийской бригады Корнюшкин был, как всегда, бесстрашен и мужественен.
Генерал-полковник Д. Д. Лелющенко не раз говорил ему:
— Зачем сам-то лезешь в пекло? Тебе же командовать надо.
— А я командую до боя, а в бою вместе со всеми.
В период Висло-Одерской операции, в январе-феврале 1945 года, Николай Федорович находился на решающих участках бригады, когда разгорелось танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около тысячи танков и самоходных артиллерийских установок. Горели танки и самоходки. Вспыхивали яростные танково-артиллерийские дуэли.
Батальоны бригады Корнюшкина стояли в линию и стреляли по гитлеровским "пантерам", ведущим бой с нашими "тридцатьчетверками".
Когда стало ясно, что гитлеровцы потерпели поражение, взору предстало поле сражения, где замерло примерно 180 вражеских танков. Немало из них было на боевом счету бригады нашего земляка.
70а гвардейская самоходная артиллерийская бригада, во главе которой стоял гвардии полковник Н. Ф. Корнюшкин, в составе 4й танковой армии Iе2 Украинского фронта устремилась на Берлин. Ведя ожесточенные бои, ломая яростное сопротивление гитлеровцев, самоходники и танкисты всё ближе продвигались к Берлину.
На рассвете 23 апреля они начали форсировать Тельтов-канал. В разрыве снарядов и мин, под свист пулеметных и автоматных пуль наши войска двигались вперед. В авангарде шла гвардейская бригада Корнюшкина. В одной из первых машин дорогу прокладывал комбриг, показывая личный пример бесстрашия своим подчиненным.
В Берлине, ведя уличные бои на подступах к рейхстагу, полковник уничтожил из своей "тридцатьчетверки" три танка и три самоходные артиллерийские установки гитлеровцев.
Звания Героя Советского Союза Н. Ф. Корнюшкин удостоен 31 мая 1945 года.
До войны Николай Федорович окончил семь классов школы №16 (ныне это средняя школа №24). Потом — Бежицкий машиностроительный техникум, работал на заводах "Красный профин-терн" и имени Урицкого. В Советской Армии с 1938 года. С 1960 полковник Корнюшкин ушел в запас и жил в Москве. Умер в 1985 году.
В 1985 году на здании средней школы, где учились Б. М. Афанасьев и Н. Ф. Корнюшкин, установлены мемориальные памятные доски. В этот же год одна из улиц района названа именем Афанасьева.
Контр-адмирал А. И. Сорокин был удостоен звания Героя Советского Союза уже в мирное время. Под его командованием в середине семидесятых годов отряд атомных подводных лодок совершил длительное подводное кругосветное плавание. Родители героя проживали на Брянске-I, отец работал на железной дороге. Александр Васильевич Петрушевский, сын одного из первых начальников паровозного депо Брянск-Полесский (ныне Брянск-Ремонтный), удостоен звания генерал-полковника и Героя Советского Союза.
Интересна и поучительна биография В. Н. Байкова. Учеба в одной из Володарских школ, затем в Брянском строительном техникуме. В 1932-1934 годах — работа в проектном бюро брянского горкомхоза. И снова учеба — уже в Московском инженерно-строительном институте. Потом работал в Государственном институте по проектированию предприятий цветной металлургии, много поездок по стране. Преподавательская и научная работа. В. Н. Бай-ков — автор многих учебников и учебных пособий. Он член редакций научно-технических журналов "Бетон и железобетон", "Известия вузов", член редакционных советов издательств "Мир", "Стройиздат", "Высшая школа".
Виталий Николаевич Байков совместно с профессором Э. Е. Си-галовым написал учебник для строительных вузов "Железобетонные конструкции". За третье издание авторам в 1981 году была присуждена Государственная премия СССР.
Аспирант, доцент, доктор, технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Вейсмарской высшей школы по архитектуре и строительству — таков путь В. Н. Байкова. В последние годы он был проректором Московского инженерно-строительного института по научной работе.
Д. П. Сердюков хорошо изучил своё дело. Работая бригадиром слесарей в войсковой части 75100, он выступил инициатором бригадных форм организации и стимулирования труда. Руководимая им бригада выпускала продукцию с личным клеймом качества. Он автор многих рационализаторских предложений, активный участник внедрения в производство групповой штамповки деталей, универсально-сборочных приспособлений. Награжден орденом Трудовой Славы двух степеней.
За выдающиеся достижения в труде, высокую эффективность и качество работы при ремонте и эксплуатации техники Д. П. Сер-дюкову в 1981 году была присуждена- Государственная премия СССР.
В 1987 году Государственной премии СССР был также удостоен бригадир слесарей контрольно-измерительных приборов этого предприятия В. М. Исаков. Лично он освоил двадцать новых видов ремонта средств измерений и новых видов проверки, заменив трудоемкие методы анализа более эффективными, что дало большой экономический эффект. Многие годы В. М. Исаков избирался членом ЦК отраслевого профсоюза.
Государственной премии 1987 года был удостоен бригадир слесарей-сборщиков ЦИО производственного объединения "Мелиор-маш" И. К. Рыжиков. Лауреатом премии Ленинского комсомола стал токарь этого же предприятия В. В. Шахов.
Братья Дорофеевы, упомянутые нами ранее как организаторы первой поселковой футбольной команды, стали известны как профессор одного из московских институтов и член Всесоюзного Географического общества.
В, Г. Чебан стал врачом по велению сердца. С детства он мечтал лечить людей, оказывать им помощь. Сложным был его путь к этой благородной профессии —: Черновицкая фельдшерско-акушерская школа, работа в участковой больнице, служба санитаром в Советской Армии, Смоленский медицинский институт...
В Брянске начал работать с 1064 года — врачом-ординатором в ЛОР-отделении горбольницы №2. Сегодня он — главный врач этой больницы. Обаятельный, интеллигентный, доброжелательный, высококвалифицированный специалист проявил себя и как умелый, талантливый организатор.
За большой личный вклад в дело развития здравоохрднения Василию Гавриловичу Чебану присвоены звания "Отличник здравоохранения РСФСР", "Заслуженный врач Российской Федерации", а в сентябре 1994 года он удостоен звания "Почетный гражданин г. Брянска".
Длительное время в нашем районе проживает Герой Социалистического Труда В. Г. Баканов. Этого высокого звания удостоен и работавший в тридцатых годах в дистанции пути М. Н. Дегтярев, а до этого, в 1928 году, звание Героя Труда было присвоено мастеру паровозного депо Брянск-I А. И. Суслину.
До начальника железной дороги вырос бывший токарь вагонного депо Брянск-1 Н. Г. Васильев. Доктором наук, заместителем министра лесной промышленности СССР стал уроженец Володарки И. Изуцкивер; доктором наук, профессором, академиком Российской Академии Естественных наук — Е. В. Титов, членом Союза писателей — поэт Владимир Сррочкин.
В железнодорожном клубе им. Фокина, что некогда существовал на Володарке, начинал свою творческую карьеру будущий Народный артист Российской Федерации Виктор Беседин. Здесь, в нашем районе, в простой семье железнодорожника, он и родился в 1925 году; здесь окончил школу... Спустя годы его песни покоряли слушателей в Дании и Болгарии, в Индий и Польше, в Финляндии и Чехословакии, на БАМе и на Камчатке, в Звездном городке и далеких воинских гарнизонах... Уже будучи известным
певцом, он не раз приезжал с гастролями в родной город. В. А. Бе-седин умер в 1992 году, похоронен в Москве.
Звания Заслуженного художника России, профессора Художественного института им. Сурикова удостоен бывший выпускник художественной студии того же поселкового клуба Федор Неве-жин: его картины сегодня находятся во многих музеях. Известным художником, изобретателем, оформителем стал и другой выпускник той же студии Виктор Гесснер.
Немало учителей района удостоены звания Заслуженного учителя России, а одному из первых в районе это звание было присвоено С. А. Преображенскому.
В. А. Стененкова, работая монтером в дистанцию пути на Брянск-I, была награждена орденом Трудовой Славы третьей степени, будучи бригадиром пути — второй степени, а когда стала дорожным мастером, получила орден Трудовой Славы первой степени. Валентина Александровна является Почетным железнодорожником.
Живущие сегодня должны знать имена своих земляков, которые трудом своим, делами своими, отдавая бескорыстно Родине свои силы, а порой и жизнь, прославляли её. Эти люди — живая история Володарского района. Не все они удостоены высоких громких званий и правительственных наград, но все, кто честно жил и трудился, кто свято бережет честь Родины, честь своей семьи, достойны памяти и уважения