СтраницаЗАСЛУЖЕННОЕ

ЗАСЛУЖЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ Володарский район города Брянска

Мир изобилует великими людьми. Помнит своих выдающихся сыновей и Володарка. О каждом из них в этой книге, конечно, не расскажешь, но мы постараемся вспомнить как можно больше из них.

Род Бородулиных ведет своё начало почти с самого основания Володарки. Помнят в районе рассудительного и умного человека Петра Павловича Бородулина. От разнорабочего железной дороги он вырос до машиниста паровоза, а впоследствии стал председате­лем Володарского исполкома.

Более ста лет живут в районе породнившиеся семьи Курочки-ных и Ерохиных. Основатель рода Курочкиных начинал подмасте­рьем на железной дороге, с большим трудом добился права водить паровозы. Его сыновья, уже при Советской власти став машинис­тами, выросли до заместителей министра (Иван Васильевич — в бумажной и целлюлозной промышленности, Василий Васильевич — путей сообщений).

Иван Ерофеевич Ерохин после революции был первым началь­ником поселковой милиции. Участник гражданской войны. В со­ставе интернациональных бригад сражался в Испании и Китае. Воевал с белофиннами. Полковник И. Е. Ерохин от первого до пос­леднего дня Великой Отечественной войны защищал Отчизну от немецко-фашистской нечисти. В бою погиб его сын. Уйдя в отстав ку, на общественных началах помогал становлению района; пер­вым возглавил отделение общества охраны памятников истории и культуры в районе.

Пожалуй, самую древнюю династию района продолжает участ­ник Великой Отечественной войны, кавалер двух боевых орденов и десяти медалей Евгений Александрович Шушпанов. Его прадед ещё крепостным работал у Гончарова в Радице, а дед трудился уже на Мальцова. Мальцов, чтобы удержать у себя рабочую силу при низкой зарплате, выдавал ссуды на строительство домов и об­заведение хозяйством — эта ссуда вместе с процентами постепенно высчитывалась из заработной платы. Так у Шушпановых в Маль-цовской слободе появился свой дом. Отсюда отец, уже при Совет­ской власти, ушел работать на железную дорогу.

Володарцы помнят одного из зачинателей движения новаторов на Брянщине — токаря бывшего вагоностроительного завода имени Урицкого Г. И. Лихорадова. Григорий Иосифович родился в 1910 году в Брянске в семье литейщика Брянского рельсопро­катного завода. В 1988 году по стопам отца поступил учеником то­каря в колесно-прокатный цех завода, тогда уже именовавшегося "Красный профинтерн" (БМЗ). Быстро освоил станок по обточке бандажей. Через два года он перешел на завод им.. Урицкого.

Работая на чистовой расточке бандажей, он в 1985 году добил­ся перевыполнения сменного задания более чем в пять раз. Такой высокой производительности труда за всю историю завода никто не добивался. Когда по заводу разнеслась весть о трудовой победе Григория Лихорадова, в это почти никто не поверил. Некоторые старые токари даже поговаривали, что, дескать, "и мы с мастером договориться можем".

А опытный токарь, применяя передовые приемы и свою сно­ровку, через некоторое время стал давать .уже по семь норм. Для проверки его работы создали комиссию во главе с директором за­вода, и в этот день комсомолец-новатор, применив новый комби­нированный резец, изготовил одиннадцать бандажей. Теперь уже никто не сомневался в успехе Григория Лихорадова. Его опыт стали применять как на родном заводе, так и на многих других предприятиях транспортного машиностроения, а также и в других отраслях,  по всей стране.  В декабре 1936 года Г.  И. Лихорадов был награжден орденом Ленина, в то время считавшимся высшей наградой, страны.'

После войны Г. И. Лихорадов работал на предприятиях Мос­квы. Умер в 1964 году.

"Здесь работал член правительства, делегат XVIII Чрезвы­чайного Всесоюзного съезда Советов, депутат Верховного Совета СССР первого созыва, кавалер ордена Ленина, почетный железно­дорожник, лучший стахановец депо Брянск-I, машинист Иван Васильевич Баранов (1899-1942)" — гласит мемориальная доска на административном здании локомотивного депо Брянск-1.

И. В. Баранов родился в деревне Фроловка под Карачевом. Его отец трудился в сельском хозяйстве, затем поступил на станцию Брянск-П стрелочником. Переехала сюда и семья. Четырнадцати­летним парнишкой поступил на работу в паровозное депо Брянск-II и его сын. Вначале пришлось трудиться обтирщиком паровозов, на других малоквалифицированных должностях.' Потом стаи ма­шинистом.

В многотиражной газете "Брянский железнодорожник" за 8 ап­реля 1936 года опубликована статья под заголовком "Знатный гражданин страны". Под фотографией подпись: Иван Васильевич Баранов — машинист депо Брянск-П, награжденный орденом Ле­нина. В железнодорожном кителе, улыбаясь, стоит моложавый мужчина с короткой прической и небольшими усиками.

"Иван Васильевич хорошо знает и страстно любит своё дело. Его паровоз СУ 204-52 абсолютно чист, безукоризненно исправлен и работает безотказно. Он славен, не только тем, что водит скорые поезда минута .в минуту, по расписанию. Иван Василье­вич учит, воспитывает молодежь", — пишет газета.

Далее сообщается, что за отличную работу И. В. Баранов де­сять раз премирован, одним из первых получил значок "Ударнику Сталинского призыва". Газета отмечает, что Иван Васильевич был членом Центрального Исполнительного Комитета XVI созыва — высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа государственной власти в тогдашней РСФСР.

В грозные дни он был одним из руководителей паровозной ко­лонны, днём и ночью водил составы для фронта. 3 октября 1942 года на станции Гмелинкая, расположенной в Волгоградской об­ласти, вражеская бомба попала прямо в его паровоз...

Б. М. Афанасьев родился в июле 1920 года. После окончания школы фабрично-заводского обучения — токарь, бригадир ремонт­ной базы в поселке Урицкий. В 1940 году начал службу в Совет­ской Армии. Окончил Чугуевскую военно-авиационную школу пи­лотов. На фронтах Великой Отечественной войны с апреля 1943 года.

Однажды Борис Михайлович вылетел на разведку вражеской обороны. Встретили его гитлеровцы сильным огнем зенитной ар­тиллерии. Неспроста они так обороняют эти места, — решил лет­чик. И раз за разом, всё ниже стал пробиваться к станции. А там, как оказалось, скопилось шесть вражеских эшелонов с военной техникой. Передав по радио о месте скопления противника, он на­правил свой самолет в тыл врага и провел там фотографирование. Потом сделанные им фотографии помогли пехоте в прорыве вра­жеских укреплений. Спустя день в районе Смоленска летчик обна­ружил тщательно замаскированный аэродром, на котором находи­лось 85 самолетов. Понимая, что их обнаружили, гитлеровцы под­няли в небо несколько истребителей. И здесь Афанасьев Доказал, что он не только разведчик, но и опытный боец: из воздушного боя летчик вышел невредимым.

...В районе Витебска гитлеровцы создали глубоко эшелониро­ванную оборону. На много километров протянулись мощные ук­репления. От нападения с воздуха по всей линии обороны были ус­тановлены зенитные батареи. Но и это не могло остановить воз­душных разведчиков. Много раз поднимал в те дни свой самолет Борис Михайлович — и каждый раз доставлял ценные сведения о расположении противника. Трижды его самолет подбивали, и он возвращался на родной аэродром буквально "на одном крыле".

В конце войны в летной книжке заместителя командира эскад­рильи 21— истребительного авиационного полка третьей воздуш­ной армии капитана Б. М. Афанасьева была сделана запись: "Со­вершил 367 боевых вылетов, участвовал, в 23 воздушных боях, лично сбил 8 самолетов противника". Звание Героя Советского Союза ему было присвоено 29"июня 1945 года.

Полковник запаса Б. М. Афанасьев умер в сентябре 1967 года, похоронен в Риге.

Смело и решительно действовал с первых дней войны старший лейтенант Н. Ф. Корнюшгага. Во главе дивизионной группы, имея два легких танка и несколько мотоциклистов, он в июне 1941 года в районе Орши — Смоленска наголову разгромил отряд гитлеров­цев, остановившийся на ночлег. Были захвачены пленные, тро­феи. За проведенную операцию он был награжден орденом Красно­го Знамени.

Потом он наносил удары врагу иод Москвой, Ржевом, Велики­ми Луками,, участвовал в освобождении Праги. Подполковник, ко­мандир 22— орденов Суворова и Кутузова самоходной артиллерий­ской бригады Корнюшкин был, как всегда, бесстрашен и мужест­венен.

Генерал-полковник Д. Д. Лелющенко не раз говорил ему:

Зачем сам-то лезешь в пекло? Тебе же командовать надо.

А я командую до боя, а в бою вместе со всеми.

В период Висло-Одерской операции, в январе-феврале 1945 года, Николай Федорович находился на решающих участках бри­гады, когда разгорелось танковое сражение, в котором с обеих сто­рон участвовало около тысячи танков и самоходных артиллерий­ских установок. Горели танки и самоходки. Вспыхивали яростные танково-артиллерийские дуэли.

Батальоны бригады Корнюшкина стояли в линию и стреляли по гитлеровским "пантерам", ведущим бой с нашими "тридцатьче­тверками".

Когда стало ясно, что гитлеровцы потерпели поражение, взору предстало поле сражения, где замерло примерно 180 вражеских танков. Немало из них было на боевом счету бригады нашего зем­ляка.

70а гвардейская самоходная артиллерийская бригада, во главе которой стоял гвардии полковник Н. Ф. Корнюшкин, в составе 4й танковой армии Iе2 Украинского фронта устремилась на Бер­лин. Ведя ожесточенные бои, ломая яростное сопротивление гитле­ровцев, самоходники и танкисты всё ближе продвигались к Берли­ну.

На рассвете 23 апреля они начали форсировать Тельтов-канал. В разрыве снарядов и мин, под свист пулеметных и автоматных пуль наши войска двигались вперед. В авангарде шла гвардейская бригада Корнюшкина. В одной из первых машин дорогу прокла­дывал комбриг, показывая личный пример бесстрашия своим под­чиненным.

В Берлине, ведя уличные бои на подступах к рейхстагу, пол­ковник уничтожил из своей "тридцатьчетверки" три танка и три самоходные артиллерийские установки гитлеровцев.

Звания Героя Советского Союза Н. Ф. Корнюшкин удостоен 31 мая 1945 года.

До войны Николай Федорович окончил семь классов школы №16 (ныне это средняя школа №24). Потом — Бежицкий машино­строительный техникум, работал на заводах "Красный профин-терн" и имени Урицкого. В Советской Армии с 1938 года. С 1960 полковник Корнюшкин ушел в запас и жил в Москве. Умер в 1985 году.

В 1985 году на здании средней школы, где учились Б. М. Афа­насьев и Н. Ф. Корнюшкин, установлены мемориальные памятные доски. В этот же год одна из улиц района названа именем Афана­сьева.

Контр-адмирал А. И. Сорокин был удостоен звания Героя Со­ветского Союза уже в мирное время. Под его командованием в се­редине семидесятых годов отряд атомных подводных лодок совершил длительное подводное кругосветное плавание. Родители героя проживали на Брянске-I, отец работал на железной дороге. Алек­сандр Васильевич Петрушевский, сын одного из первых начальни­ков паровозного депо Брянск-Полесский (ныне Брянск-Ремонт­ный), удостоен звания генерал-полковника и Героя Советского Союза.

Интересна и поучительна биография В. Н. Байкова. Учеба в одной из Володарских школ, затем в Брянском строительном тех­никуме. В 1932-1934 годах — работа в проектном бюро брянского горкомхоза. И снова учеба — уже в Московском инженерно-стро­ительном институте. Потом работал в Государственном институте по проектированию предприятий цветной металлургии, много по­ездок по стране. Преподавательская и научная работа. В. Н. Бай-ков — автор многих учебников и учебных пособий. Он член редак­ций научно-технических журналов "Бетон и железобетон", "Извес­тия вузов", член редакционных советов издательств "Мир", "Стройиздат", "Высшая школа".

Виталий Николаевич Байков совместно с профессором Э. Е. Си-галовым написал учебник для строительных вузов "Железобетон­ные конструкции". За третье издание авторам в 1981 году была присуждена Государственная премия СССР.

Аспирант, доцент, доктор, технических наук, заслуженный дея­тель науки и техники РСФСР, почетный доктор Вейсмарской выс­шей школы по архитектуре и строительству — таков путь В. Н. Байкова. В последние годы он был проректором Московского ин­женерно-строительного института по научной работе.

Д. П. Сердюков хорошо изучил своё дело. Работая бригадиром слесарей в войсковой части 75100, он выступил инициатором бри­гадных форм организации и стимулирования труда. Руководимая им бригада выпускала продукцию с личным клеймом качества. Он автор многих рационализаторских предложений, активный участ­ник внедрения в производство групповой штамповки деталей, уни­версально-сборочных приспособлений. Награжден орденом Трудо­вой Славы двух степеней.

За выдающиеся достижения в труде, высокую эффективность и качество работы при ремонте и эксплуатации техники Д. П. Сер-дюкову в 1981 году была присуждена- Государственная премия СССР.

В 1987 году Государственной премии СССР был также удостоен бригадир слесарей контрольно-измерительных приборов этого предприятия В. М. Исаков. Лично он освоил двадцать новых видов ремонта средств измерений и новых видов проверки, заме­нив трудоемкие методы анализа более эффективными,  что дало большой экономический эффект. Многие годы В. М. Исаков изби­рался членом ЦК отраслевого профсоюза.

Государственной премии 1987 года был удостоен бригадир сле­сарей-сборщиков ЦИО производственного объединения "Мелиор-маш" И. К. Рыжиков. Лауреатом премии Ленинского комсомола стал токарь этого же предприятия В. В. Шахов.

Братья Дорофеевы, упомянутые нами ранее как организаторы первой поселковой футбольной команды, стали известны как про­фессор одного из московских институтов и член Всесоюзного Гео­графического общества.

В, Г. Чебан стал врачом по велению сердца. С детства он меч­тал лечить людей, оказывать им помощь. Сложным был его путь к этой благородной профессии —: Черновицкая фельдшерско-аку­шерская школа, работа в участковой больнице, служба санитаром в Советской Армии, Смоленский медицинский институт...

В Брянске начал работать с 1064 года — врачом-ординатором в ЛОР-отделении горбольницы №2. Сегодня он — главный врач этой больницы. Обаятельный, интеллигентный, доброжелательный, вы­сококвалифицированный специалист проявил себя и как умелый, талантливый организатор.

За большой личный вклад в дело развития здравоохрднения Василию Гавриловичу Чебану присвоены звания "Отличник здра­воохранения РСФСР", "Заслуженный врач Российской Федера­ции", а в сентябре 1994 года он удостоен звания "Почетный граж­данин г. Брянска".

Длительное время в нашем районе проживает Герой Социалис­тического Труда В. Г. Баканов. Этого высокого звания удостоен и работавший в тридцатых годах в дистанции пути М. Н. Дегтярев, а до этого, в 1928 году, звание Героя Труда было присвоено масте­ру паровозного депо Брянск-I А. И. Суслину.

До начальника железной дороги вырос бывший токарь вагон­ного депо Брянск-1 Н. Г. Васильев. Доктором наук, заместителем министра лесной промышленности СССР стал уроженец Володарки И. Изуцкивер; доктором наук, профессором, академиком Россий­ской Академии Естественных наук — Е. В. Титов, членом Союза писателей — поэт Владимир Сррочкин.

В железнодорожном клубе им. Фокина, что некогда существо­вал на Володарке, начинал свою творческую карьеру будущий На­родный артист Российской Федерации Виктор Беседин. Здесь, в нашем районе, в простой семье железнодорожника, он и родился в 1925 году; здесь окончил школу... Спустя годы его песни покоря­ли слушателей в Дании и Болгарии, в Индий и Польше, в Фин­ляндии и Чехословакии, на БАМе и на Камчатке, в Звездном го­родке и далеких воинских гарнизонах... Уже будучи известным

певцом, он не раз приезжал с гастролями в родной город. В. А. Бе-седин умер в 1992 году, похоронен в Москве.

Звания Заслуженного художника России, профессора Художе­ственного института им. Сурикова удостоен бывший выпускник художественной студии того же поселкового клуба Федор Неве-жин: его картины сегодня находятся во многих музеях. Извест­ным художником, изобретателем, оформителем стал и другой вы­пускник той же студии Виктор Гесснер.

Немало учителей района удостоены звания Заслуженного учи­теля России, а одному из первых в районе это звание было при­своено С. А. Преображенскому.

В. А. Стененкова, работая монтером в дистанцию пути на Брянск-I, была награждена орденом Трудовой Славы третьей сте­пени, будучи бригадиром пути — второй степени, а когда стала до­рожным мастером, получила орден Трудовой Славы первой степе­ни. Валентина Александровна является Почетным железнодорож­ником.

Живущие сегодня должны знать имена своих земляков, кото­рые трудом своим, делами своими, отдавая бескорыстно Родине свои силы, а порой и жизнь, прославляли её. Эти люди — живая история Володарского района. Не все они удостоены высоких громких званий и правительственных наград, но все, кто честно жил и трудился, кто свято бережет честь Родины, честь своей семьи, достойны памяти и уважения