СтраницаЗабрама

Монастырь в селе Забрама Брянщина

В селе Забрама - вы, наверно, приметили - до сих пор сохранились развалины старого монасты­ря. А построен он был во времена царя Алексея Михайловича - хороший, говорят, царь был. А зна-те: это был отец Петра Первого. Да. Так вот: строи­ли, сказывают, монастырь на средства Богдана Хме­льницкого. А руководил постройкой игумен (вот имя его, жалко, забыл - а ведь помнил раньше!). Тут еще интересный такой момент получается: Кир­пичи-то тогда делали в Соловьёвке (это деревенька почти в 12 километрах от Забрамы). Далековато, конечно, возить было. Так до чего игумен додумал­ся?! Чтобы кирпич не бить по дороге, передавали его по "живой цепочке", из рук в руки. Так и дос­тавили.

Монастырь построили крепкий, с высокой сте­ной. Было там две церкви: тёплая и холодная - для летнего и зимнего богослужения. Вскоре появились и поселенцы. Свои дома они строили, конечно, не на территории монастыря, а за брамой. Поэтому и село стали называть Забрама.

Сначала располагался здесь, как рассказывали, мужской монастырь, и жило в нем около ста мона­хов. Но поведение "святых братьев" было совсем непристойным. Жители вскоре приметили, что мо­нахи пьянствуют и развлекаются С местными девицами. Пожаловались они Минскому епископу, и тот повелел всех монахов разогнать. Выдали каж­дому еды на три дня и отпустили на все четыре стороны. Вот!.. Монастырские драгоценности тогда увезли, а часть их, как считают, монахи спрятали в реке.

Вскоре монастырь стал женским. Монахини бы­ли из богатых семей, а некоторые даже внебрачных детей имели. Родители для своих дочерей строили в монастыре дома. Был там построен, например, большой особняк для дочери хозяина Стародуб-ского пивзавода Емельянцева (сын его за участие в покушении на царя был казнен).

Игуменья в монастыре была строгая: за всем следила. Монахини должны были вести праведную жизнь. Но были, рассказывают, и такие, которые никаких мер не боялись: веревками перетаскивали они мужчин и жили с ними распутной жизнью. В общем, в народе этот монастырь особым уважени­ем никогда не пользовался.

В революцию при монастыре было около 120 домов. Отданы они были под разные учреждения: под школу, склады, конторы. После войны был здесь большой детский дом. Монастырские стены и часть домов разобрали затем на кирпичи и исполь­зовали по всему Климовскому району.

Вот так вот сложилась судьба этого монастыря -об этом у нас многие знают.

- Балабан Степан Иванович - с. Забрама Климовского р-на; 75 л., 7 кл. Записали Кулак Н. и Федосеенко О. в 1990 г.