Страницавыставка

Персональная вы­ставка. Брянская художница Елена Попхадзе.

Известная брянская художница Елена Попхадзе 13 октября пригла­сила друзей на открытие своей персональной вы­ставки.

В городском выставоч­ном зале на бульваре Га­гарина, показалось, стало светлее — от солнечных бликов на лазури мор­ской воды, бирюзы небес, золота пляжей, сирене­вой дымки приморских бульваров. Большинство пейзажей Елены Попхад-зе передают экспрессию и очарование моря, его из­менчивую красоту. Рож­денная в Севастополе и влюбленная в море, Еле­на Сергеевна сама подоб­на этой чарующей стихии — вольная, свободная, им­пульсивная, не признаю­щая никаких рамок и гра­ниц.

В творчестве для нее главное — порыв, эмоция, настроение. По словам ис­кусствоведа Ольги Симан-ковой, которую с Попхад-зе связывает многолетняя дружба, Елена Сергеевна не зацикливается на на­правлении, тематике, сти­ле. Она в постоянном по­иске оттенков, нюансов, атмосферы.

Е. Попхадзе — худож­ник многогранный и са­мобытный. Экспозиция, в которой собрано 80 ра­бот, охватывает половину творческого пути Елены Сергеевны (с середины 1970-х до дня сегодняш­него) и позволяет судить о масштабе дарования ма­стера. На выставке пред­ставлены натюрморты, пейзажи, портреты, жан­ровые картины. Акварель, станковая живопись, гра­фика. Есть даже цветные витражи из стекла. Разные жанры, направления, тех­ника. К примеру, рядыш­ком экспонируются два натюрморта — каждый в своей манере. «Хризанте­мы» — в пастозной технике (мазок густой, широкий, передающий пышность и объем цветка). А ябло­ки и гроздья рябины на «Бархатном» выполнены в технике гладкого письма с тщательной проработ­кой фона и прорисовкой деталей.

Известная поэтес­са Людмила Ашеко при­зналась, что ей по душе картина Попхадзе «Про­винция». На ней — дом с хорошо освещенными окошками, в которые так и тянет заглянуть. К до­сужему любопытству мож­но относиться по-разному. Кто-то порицает его, кто-то умиляется. Но тако­вы уж провинциальные нравы: все друг у друга на виду... Брянской глу­бинке посвящен и совсем свежий пейзаж «Демьяни-чи», написанный Еленой Сергеевной в этом году. Деревенское лето напоено солнцем и покоем, настоящая благодать. Настро­ение лирическое, сирене­вое.

Меня же привлекают ее философские работы, наполненные символа­ми и метафорами. Такие как «Спас Ярое око», над которым Елена Сергеев­на с паузами работала не один десяток лет, изме­нив интерпретацию ряда деталей. Икона помещена Попхадзе в центр компо­зиции, справа и слева от нее расположились груп­пами святые и грешники. Лик Спаса — суровый и грозный. «Не мир, но меч принес я вам», — сказал Христос в Писании. Ио­анн Кронштадтский так писал об этой иконе: «Всевидец Господь... ви­дит все века и всех людей, всю их жизнь со всеми по­мыслами, чувствами, на­мерениями, делами, сло­вами. Страшное око, от которого ничто утаиться не может!» Когда-то ико­ной этой благословляли на ратные подвиги, вдох­новляя русское воинство перед битвами. Сегодня она защищает нас от дру­гого врага, который пыта­ется одолеть наши души, - неверия, сомнения, по­рока.

Не смогла я пройти мимо и «Корабля дураков», плывущего без руля ветрил и капитана. Эта работа — аллюзия на из вестную картину Иерони ма Босха. Елена Попхадзе также прибегла к языку символов, чтобы в сати рическом виде показать современную нам реаль ность, где немало «чудес» творится под флагом глу пости.

А ведь есть среди нас избранники, с которы­ми создатель поделился своей тварной силой, бо­жественной искрой, имя которой талант. Не дать этому огню погаснуть, превратить в пламень, освещающий жизнь дру­гих людей, — вот высокая цель любого творца. Об этом аллегория «Греция» и диптих «Театр». Мета­форами наполнены и кар­тины «Страсти по Бул­гакову» и «Ночь. Читая Булгакова». Они - о не­постоянстве толпы, гото­вой легко и бездумно сле­довать и за лже-пророком, и за истинным мессией, вознести его и предать.

Картины Елены Поп­хадзе требуют от зрите­ля не столько созерцания, сколько работы ума. Не поленитесь, возьмите на себя такой труд. Поверьте, не пожалеете!

Ирина МАРЧЕНКОБА.