СтраницаВщиж

Вщиж Брянский край

ЯЗЫЧЕСКОЕ СВЯТИЛИЩЕ И ДРЕВНИЙ ВЩИЖ. В село Овстуг — родину поэта Ф. И. Тютчева и местность, где некогда были древний Вщиж и языческое святилище, — удобнее всего совершить поездку из Брянска, на северо-запад от него. Туда и обратно эта поездка на машине с осмотром достопримечательностей займет примерно один день. И столько же — на моторной лодке по Десне, кото­рая течет параллельно шоссе, всего в нескольких кило­метрах от этих мест.

Дохристианские святилища наших далеких предков-язычников, так называемые «капища» — большая ред­кость. На поверхности земли они вообще не сохранились, ибо, по-видимому, это были очень простые сооружения из нестойких материалов.

Поэтому местности, где предположительно такие капи­ща были, и проекты их реконструкции вызывают большой интерес, даже если такие проекты не отличаются особой достоверностью.

В некоторых случаях такие святилища представляли собой площадку с расставленными на ней деревянными идолами, которые, разумеется, не могли устоять под раз­рушительным действием времени. В центре такой компо­зиции, где устанавливался жертвенник и главный идол, и совершались языческие ритуальные действия.

Примерно так выглядит языческое святилище, раско­панное академиком Б. Рыбаковым в 1940—1949 годах на правом берегу Десны в районе села Дятковичи Жуков­ского района (в пятидесяти километрах на северо-запад от Брянска). Святилище это обнаружено в местности, издавна называемой «Благовещенской горой». В плане площадка святилища представляет собой полукруг, по гра­нице которого были поставлены деревянные изображе­ния языческих божеств, а в. центре этого полукруга — деревянное скульптурное изображение главного идола — божества.

По внешней стороне полукруга устроено вытянутое уз­кое сооружение длиной около шестидесяти метров, с вхо­дом в центре. При раскопках не было обнаружено ника­ких вещественных доказательств того, что в таком не­обычном здании люди жили или работали. В таком вме­стительном помещении могли происходить племенные собрания, пиры, а также общественные трапезы — «тре-бища» и иные ритуальные действия, о которых мы прак­тически ничего не знаем.

Вблизи от языческого святилища обнаружены остатки церкви XII—XIII веков. Эта церковь называлась Благо­вещенской. Все это дает возможность допустить, что главным скульптурным изображением языческого свя­тилища была богиня-дева, которая у древних славян на­зывалась «Берегыня».

От великокняжеского времени и периода удельной раздробленности на поверхности Брянской земли памят­ников не сохранилось. Однако рядом с раскопками язы­ческого святилища на Благовещенской горе той же архео­логической экспедицией на высоком правом берегу Десны обнаружены и достаточно полно изучены остатки древ­него русского города Вщижа (в древности — «Вьсчиж», «Усчиж»). Этот город впервые упоминается в летописи под 1142 годом. Он до основания был разрушен Батыем в 1238 году.

Вщиж представлял собой город-крепость, в плане близ­кий к равностороннему треугольнику, с протяженностью сторон до трехсот пятидесяти метров. Посад города был окружен мощным двойным валом и глубоким рвом, ши­рина которого и сейчас достигает восемнадцати метров. Стены города были рублены из дубовых городен разме­ром 3x5 метров. В центре детинца находилась большая башня типа западноевропейских донжонов. Эти искус­ственные укрепления дополнялись естественными пре­градами в виде крутых склонов, а также мощной в те годы рекой Десной.

Вщиж не был крупным городом, и поэтому его соору­жения не поражали особым величием. Он весь был руб­лен из дерева, и поэтому наземных частей зданий не сохранилось. Представление о нем и графические рекон­струкции не могут быть вполне достоверными. Можно от­метить лишь то, что в ту пору, когда велись непрерывные войны, в облике города главенствующими были оборо­нительные, а также культовые сооружения.

Кроме остатков крепостных стен и башен, а также и других деревянных сооружений в земле, как уже указы­валось, были обнаружены руины единственного камен­ного здания — церкви XII—XIII веков. Судя по ее фун­даментам, она представляла собой трехапсидный одноку-польный храм простого объема, лишенный украшений, о чем можно судить по тому, что никаких остатков таких украшений в земле не найдено. Главной достопримеча­тельностью храма являлось гульбище, то есть арочная открытая галерея. Подобное гульбище первоначально бы­ло и в знаменитой церкви Покрова на Нерли под Влади­миром, что, между прочим, в корне меняет сложившиеся представления о художественных    особенностях     этого всемирно известного памятника. Такие гульбища устраи­вались и в деревянных церквах западных областей Ук­раины, и возможно, что этот прием восходит к более ранним каменным зданиям такого же типа.