СтраницаВозрождение

Возрождение разрушенного города Брянска

В исторически короткие сроки была реализована беспрецедентная программа восстановления города, строительства новых и восстановления частично разрушенных зданий. В качестве особого строительно-монтажного управления в июне 1944 года создается Строительный трест № 15 (ОСМУ-15) Управления строительства Брянского Совнархоза, в функции которого входили работы по восстановлению промышленных объектов и жилищного фонда.

Уже с конца 1940-х гг. в городе строится ряд новых общественных зданий, в том числе силами стройотдела ХОЗО УНКВД по Брянской области, заменяется ветхая застройка, закрепляются архитектурными акцентами градостроительно важные участки центра города.

Давайте, дорогие читатели, пройдем по центральным улицам и площадям города и осмотрим здания, которые согласно общей идее генерального плана, должны были раскрывать центр города лицом на Десну и формировать новые ансамбли общественной застройки города. Один из этих домов, распростертый между зданием областной думы (ранее – обкома ВКПб-КПСС) на бульваре Гагарина (ранее – улице Советской) и жилым домом архитектора А.З. Гринберга 1927 года постройки по улице Луначарского, возведен по проекту архитектора-художника А.Э. Фридмана. Отсюда направимся сначала на улицу Фокина. 

Поднимаясь по улице Фокина, остановимся у здания Центра репродукции здоровья, где много лет располагался роддом. Первый в Брянске послевоенный роддом был построен в стиле ретроспективной классики по проекту архитектора Г.А. Гвоздикова. Отрадно, что при реконструкции облик здания не претерпел изменений и даже ажурная ограда, когда-то придуманная автором, осталась той же. На углу улиц Луначарского и Фокина, облицованный розовым кирпичом, стоит четырех — пятиэтажный дом. Он входит в панораму центра города и играет роль в ритмичном нарастании высотности домов улицы Луначарского от Судков к улице Советской(ныне бул. Гагарина), от трехэтажной — к пятиэтажной застройке. Проект этого дома разработан архитектором А. А. Саломахиным.

Следующее здание по улице Фокина — Дом профсоюзов, построенный по проекту архитектора Н.В. Куспака в соавторстве с архитектором А.И. Гуровым. Фасад Дома профсоюзов с типичным классицистическим обликом, довольно удачно выражает административный характер здания.

Здесь же, на улице Фокина (ранее ул. Ленина), по сторонам спроектированного московским архитектором Г.Н. Зелениным и построенного в 1949 году кинотеатра «Октябрь» возведены два здания: Дом книги – слева и жилой дом № 37 – справа от него. Оба дома построены по проектам архитектора В.Н. Городкова. Совместно с кинотеатром они образовали небольшой архитектурный ансамбль, от которого начинается самая короткая улица центра — улица Карла Маркса, пересекающая одноименную площадь. К сожалению, один из лучших микроансамблей городского центра был нарушен. Здание кинотеатра в 2001 г. было снесено, а его место занял развлекательный центр молодежи, построенный с претензией на адекватную замену утраченного объема кинотеатра.

Следующее здание, выходящее главными фасадами на проспект Ленина и улицу Фокина, — административное здание УМВД, построенное по проекту московского архитектора Г. И. Спиридонова в духе советской неоклассики, щедро украшенное архитектурными деталями — более высокое, выводит застройку улицы Фокина на Театральную площадь.

В этом ему помогает еще одно здание — здание Центрального универмага, согласованное своей высотой и протяженностью по проспекту Ленина. Его внешняя архитектура отражает переход от ретроспективной классики к наступившей позднее эпохе экономичной, но бездуховной и лапидарной архитектуры. Первая очередь универмага с угловым главным входом проектировалась архитектором В. Н. Городковым, вторая очередь со входом со стороны Нижнего Судка — архитектором А. А. Саломахиным.

Театральная площадь многие годы была главной площадью города. Угловой участок перед ней, вдоль административного здания УМВД, занят старым сквером имени С. М. Кирова (ныне – им. Ф.И. Тютчева). Сквер разбит по проекту архитектора-художника А.З. Гринберга в связи с постановкой памятника В.И. Ленину на возвышенной площадке перед театром в 1929 году. В послевоенные годы сквер дважды реконструировался и несколько изменил первоначальную планировку.

Во время восстановления пострадавшего в военные годы Дома Советов от него был отторгнут бывший зал съездов и конференций, полностью реконструирован и приобрел совершенно новый выразительный облик отдельно стоящего театрального здания. Проект реконструкции театра разработан московским архитектором С.Ф. Скворцовым, после смерти которого авторский надзор за строительством и доработку чертежей производил архитектор А.И. Лабуренко. Руководил проектированием театра виднейший советский знаток классической архитектуры, академик архитектуры И.В. Жолтовский влияние которого, несомненно, проявляется в архитектуре театра. Архитектура брянского театра следует принципам русского классицизма первой трети XIX века, когда зодчие в поисках источника вдохновения обращали взор на классические архитектурные формы Древней Греции. Вершина треугольного фронтона портика украшена скульптурной группой воина, партизана и партизанки — победителей, и одиночными скульптурами рабочего и колхозницы — героями тыла армии, — по краям. Поле стены фронтона заполнено рельефным изображением знамен и атрибутами — символами искусства. По фризу антаблемента, над колоннами помещены скульптурные изваяния театральных масок. Все пластические элементы фасада сделаны скульптором Махлиным. Внутренняя отделка здания выполнена заново в стиле неоклассики. Вместимость зрительного зала сокращена почти вдвое, зал стал уютным и щедро наряжен декоративными элементами. Украшения других важных помещений вторили главному — зрительному залу. Здание театра стало архитектурно-композиционным центром площади перед Домом Советов. Своими эффектными, красивыми пропорциями, украшенным скульптурами портиком оно как бы бросило тень на аскетически мужественный фасад Дома Советов.

Недалеко от театра, на углу улиц Фокина и Октябрьской в 1950–е гг. по проекту архитектора А.Э.Фридмана было построено здание общежития для актеров драмтеатра, украшенное по фасаду скульптурными изваяниями театральных масок, как бы «рифмуясь» со зданием театра.

В начале 1950-х гг. фасады Дома Советов на проспекте Ленина и театральной площади оделись в лжеклассические одежды, ставшие «фиговыми листьями на теле сурового атлета». В эти же годы была проведена реконструкция театральной площади, активное участие в которой принял архитектор, преподаватель Брянского строительного техникума Г.А. Ефимов.

На противоположной стороне проспекта Ленина построен значительный по размерам пятиэтажный жилой дом № 24, облицованный розовым силикатным кирпичом. Весь первый этаж дома занят учреждениями обслуживания: аптекой, ювелирным магазином. Своими фасадами дом выходит на театральную и главную площадь города, а также на бульвар Гагарина. Архитектурные формы фасадов этого дома упрощены, монументализированы. Редко размещенные двухъярусные наличники некоторых пар окон и вытянутые пилястры, создают четкий ритм вертикальных членений, соответствующий общей торжественности площади. Этот дом, построенный по проекту архитектора-художника В. Н. Городкова,  — вписался в существовавшую тогда застройку площади.

А теперь отправимся на улицу Горького, где в 1940-1950-е гг. застраиваются пустыри, оставленные городу войной в центральной её части. Первым в 1946 году восстанавливается по проекту архитектора Б.П. Шавырина жилой дом на углу улиц К. Маркса и Горького. Напротив него, несколько позже, строится новое здание кооперативного техникума, проект которого выполнен архитекторами Г.А. Гвоздиковым и В.Н. Городковым. С некоторым отступом от красной линии улицы Горького, против улицы К. Маркса, строится Дом пионеров (ныне Театр юных зрителей и Художественное училище). Он сооружен по повторному проекту архитектором А.А. Саломахиным. Постройкой этих трех зданий образован еще один, объединенный классицистическим характером архитектуры, небольшой архитектурный ансамбль. Короткая улица Карла Маркса, ограниченная двумя микроансамблями, соединила их с третьим большим ансамблем площади К. Маркса. Таким образом, воплотилась одна из архитектурно-планировочных идей проекта застройки центра 1946 года.

Выше микроансамбля Дома пионеров до проспекта Ленина размещаются два трехэтажных жилых дома, построенные по повторно примененным проектам с переработкой фасадов архитекторов А.Е. Певцова и Н. В. Куспака; жилой трех-четырехэтажный жилой дом с магазином в первом этаже (архитектор А. А. Саломахин) и пятиэтажное общежитие студентов лесохозяйственного института (архитектор В. Н. Городков).

Фасады всех этих домов, а также жилого дома на углу улиц Горького и Октябрьской, возведенного по проекту архитектора З.И. Озеровой выдержаны в скромном по тем временам декоративном оформлении и вполне соответствуют задаче создания, хотя и одной из центральных, но тихой и спокойной по своему режиму улиц. На этой части ул. Горького заметными архитектурными акцентами являются лишь два здания. Угловое здание Госбанка, интересное самобытностью архитектуры конца 1930-х годов, а рядом с ним – административное здание управления КГБ (ФСБ) с типичной для 1950-х годов расчлененностью фасадов, так называемым большим ордером,  — полуколоннами и пилястрами композитного ордера, — объединяющим все три этажа под общим антаблементом. Автор проекта этого здания архитектор Г. И. Спиридонов.

Возвращаемся на самую красивую площадь города — Красную (ныне площадь К. Маркса). В значительной степени площадь изменила свой прежний облик в связи с постройкой новых зданий, но, несмотря на это, разностилевая застройка стала значительно смягченной и малозаметной. На площади К. Маркса первым зданием из построенных после Великой Отечественной войны было здание областного комитета ВКПб-КПСС (ныне –областная Дума). Его проектировал архитектор Б. П. Шавырин. Здание заменило собой сильно разрушенное одноэтажное здание Орловского коммерческого банка начала ХХ века. Многие считали, и не без оснований, что для застройки разрушенных русских городов, в том числе и Брянска, наиболее подходит  именно такая архитектура, которая органично впишется в их облики. Спустя полвека можно подтвердить правильность такой точки зрения. Здание одним концом примыкает к корпусу бывшей женской гимназии, построенной архитектором Н. А. Лебедевым в начале XX века. Другим торцом выходит на бульвар Гагарина. Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к классицистическим образцам.

Сложную задачу пришлось решать архитекторам А.Э. Фридману и В.Н. Городкову при проектировании здания областной библиотеки. Оно располагалось на развалинах клуба завода им. С.М.Кирова (перестроенного в 1930-е гг. дореволюционного здания Общественного собрания). Здание должно было разместиться против Дома связи с характерной конструктивистской архитектурой, и тем не менее, как-то гармонировать с ним не теряя собственного архитектурного образа. Однако, несмотря на классические пропорции и формы крупных окон библиотеки, они своей расчлененностью «роднятся» с узкими окнами технических залов Дома связи. Ритм широко расставленных на фасаде библиотеки парных коринфских пилястр отвечает такому же ритму лопаток на фасаде Дома связи.

Сторону площади К. Маркса, противоположную зданию обкома КПСС заняло здание гостиницы «Центральная», спроектированное архитектором А.А. Саломахиным. Своим положением оно соответствует зданию обкома КПСС и симметрично расположенному зданию поликлиники — другому произведению А.З. Гринберга на этой площади. Последнему здание гостиницы отвечает объемным построением, одинаковой высотой и протяженностью вдоль бульвара Гагарина, а размещением главного входа и внешней архитектурой гармонирует со зданием обкома КПСС.

Важным планировочным элементом площади остался и круглый сквер — любимое место отдыха горожан, проект благоустройства которого был разработан в 1940-е годы архитектором, руководителем архитектурно-планировочной мастерской «Брянскархпроект» Осмотренные нами три здания завершили застройку древней площади, которая предстала удачным ансамблем зданий трех архитектурных эпох, находящихся в единении с природной средой сквера.

В 1940-1950-е годы постепенно возрождались из пепла и другие районы Брянска. Основными акцентами общественной застройки стали дворцы культуры – железнодорожников в Фокинском районе (архитектор Я.А. Корнфельд. 1955 г.), ДК им. Горького и фосфоритного завода в Володарском районе, в Бежице — дворец культуры БМЗ (архитектор А.Н. Федоров. 1950 г.).

По проектам архитектора Н.В. Куспака в Володарском и Фокинском районах были возведены здания райкомов ВКПб-КПСС, украшающие центральные улицы районов. Строятся новые железнодорожные вокзалы «Брянск Орловский» (архитекторы В.Ф. Скаржинский, А.Н. Душкин и станции Орджоникидзеград (архитектор А.В. Кулагин. Проект детальной планировки привокзальной площади «Брянск- Орловский» был разработан в проектной организации «Брянскоблпроект» (архитектор В.Н. Городков).

Характерную для этих лет типовую 2-х этажную застройку с элементами классического декора можно увидеть и в наши дни на улице Пушкина в Володарском районе, на Московском проспекте в Фокинском районе Брянска.