СтраницаВоскресенский

Воскресенский собор Почепский район Брянской области

Воскресенский собор - возведён  в 1765–71 годах по проекту А.Ринальди архитектором А.Г. Яновским на средства графа К.Г. Разумовского

Воскресенский собор (Почеп)

В городе, разобщенном широкой зеленой поймой и разрезанном балкой, преобладает одноэтажная деревянная застройка, окаймляющая старинные кривые зеленые улицы, над которыми господствует игла Воскресенского собора.

Осмотр памятников архитектуры Почепа лучше всего начать с собора. Видный издалека и со многих точек города, он играет роль главной архитектурной и пространственной оси, которая властно притягивает к себе взор. Не будем противиться этой силе и посмотрим поближе замечательный памятник.

Законченный строительством в начале 60-х годов XVIII века Воскре­сенский собор если не своим обликом, то материалом - он построен из кирпича разобранного дворца Меншикова - «кровно» связан с древней историей города. В облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры - русское барокко и классицизм. Архитектура Воскресенского собора - это прощальная песнь барокко и одновременно приветственный гимн зарождающемуся классицизму. Радостно сознавать, что один из первых образцов раннего русского классицизма находится у нас в Почепе.

План собора соответствует традиционной крестово-купольной сис­теме. Он имеет форму вытянутого креста сза кругленными апсидами по концам трех ветвей креста и прямоугольной, слегка вытянутой в длину трапезной. К трапезной примыкает квадратная паперть - нижний ярус колокольни, с восьмигранным крыльцом и круглой лестницей на второй этаж. План с излюбленными барочными закруглениями несет в целом строгость и ясность классицистического характера. Но на основе этого плана создана объемная композиция, богатая сложной пластикой барочных архитектурных форм. К возвышающе­муся крещатому объему храма примыкают три апсиды со скуфьями крыш и врезанными в их аттики круглыми люкарнами. Эти формы красиво соединяют апсиды с основным объемом и вырастающим из него центральным куполом. Он невелик и занимает подчиненное положение пластичного перехода к двухсветному барабану с куполь-

ной крышей, увенчанной крохотным декоративным барабанчиком с крестом. Кроме этого, купол использован для создания эффектного, типично барочного венка из восьми люкарн с круглыми окнами в основании барабана.

Внешний декор храма выдержан в стиле русского барокко. Прямые входящие углы смягчены округлением, выступающие углы - кре-повками и срезами. Фасады расчленены ионическими, собранными в пучки по три, пилястрами, с креповкой над ними антаблемента и вышележащего аттика. Между пилястрами и в верхней части поле стены украшено филенками, в них вписаны окна прямоугольные, с арочным верхом и круглые.

Над папертью и высоко над собором возвышается полная изящест­ва стройная колокольня. Она состоит из четырех последовательно суживающихся ярусов, купола и высокого граненого шпиля на куби­ческом основании. Шпиль завершен крестом на яблоке.

Интересен ритм изменений форм объема ярусов колокольни. От второго прямоугольного через третий со срезанными углами, ци­линдрический верхний, к возвышенному куполу - очень плавный и закономерный переход устремленности вверх композиции.

В архитектуре колокольни уже проглядывается классицистическая ясность ее построения, четкое ограничение карнизами ярусов друг от друга, большая строгость в применении архитектурных ордеров, простота и геометричность форм. Впоследствии, с постройкой рядом с собором дворца, эти качества архитектуры колокольни послужили хорошей связью с внешней архитектурой нового здания, полностью принадлежащего стилю зрелого классицизма. Некоторая классицис­тическая сухость архитектуры колокольни не нарушает цельности об­раза собора, чарующего равновесием несимметричной группировки масс, пластикой объема и нарядностью декора.

Интерьер собора читается единым сложным пространством, эф­фектно освещенным в четырех уровнях (окна, люкарны двух ярусов, барабан). Стены декорированы пилястрами ионического ордера с развитыми базами и нарядными капителями со свешивающимися гирляндами.Угловые пилястры расписаны растительным орнаментом. Карниз украшен зубчиками. Креповки антаблемента продолжаются в декоративных ребрах полукуполов и сводов, придавая законченность динамичному ритму членений интерьера.

Кульминацией внутренней отделки является превосходный трехъ­ярусный иконостас, композиция которого всецело принадлежит стилю барокко и напоминает блестящие работы Растрелли. Свободно впи­санный в интерьер общий контур иконостаса, гармоничные членения и уверенный рисунок деталей выдают руку незаурядного архитектора. Тончайшая свободная резьба позолоченных царских врат, витых ор­наментированных колонок, обрамлений, скульптур, карнизов и тяг говорит о большом искусстве мастеров-резчиков.

Сохранившаяся почти полностью живопись иконостаса выпол­нена, по некоторым сведениям, в значительной части придворным художником графа Разумовского Григорием Стеценко. Часть картин иконостаса реставрирована во Всесоюзном центре научной рестав­рации имени ИЗ. Грабаря. Им возвращен первоначальный колорит, они вновь обрели реалистические краски.

Сохранились элементы утвари (подсвечники, паникадила) времен построения храма.

Воскресенский собор двухэтажный, первый теплый (зимний) этаж был посвящен преподобным Захарию и Елисавете (ныне он использу­ется филиалом Брянского историко-революционного музея). Верхний этаж - летний, посвящался Воскресению Господню. С завершением реставрации иконостаса предполагается использовать второй этаж для размещения в нем художественного музея - искусно построенное здание должно стать храмом искусства.

Храм в честь Воскресения Христова (г. Почеп)

Освященный в 1765 г., Воскресенский собор если не своим обликом, то материалом - он построен из кирпича разобранного дворца Меншикова - "кровно" связан с древней историей города. Собор построен последним гетманом Украины Кириллом Григорьевичем Разумовским. Екатерина II ликвидировала вместе с автономией Украины гетманский титул, но пожаловала в качестве компенсации в вечное владение обширные земли в число которых входил и Почеп с его окрестностями. В память этих событий и был построен Воскресенский собор. По одной из легенд, иконостас почепского собора был перенечен из церкви с. Перово под Москвой, где, якобы, царевна Елизавета тайон венчалась с Алексеем Разумовским. Что же касается облика, то им город может гордиться: в облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры - русское барокко и классицизм. Архитектура собора - это прощальная песнь барокко и одновременно приветственный гимн зарождающемуся классицизму. Приятно сознавать, что один из первых образцов раннего русского классицизма находится в Почепе.

Воскресенский собор в Почепе. Архитектор А. Ринальди, 1760-е гг.

Воскресенский собор.

Возведён в 1765–71 годах вместо деревянной церкви 1715 года по проекту А.Ринальди архитектором А.Г.Яновским на средства графа К.Г. Разумовского.
Первоначально входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны). Собор реставрировался в 1980-х годах (архитектор А.Г.Азаров). Замечательный памятник архитектуры, один из образцов позднего русского барокко. Главным украшением храма является иконостас, расписанный в стиле барокко художником Г.Стеценко.

Ринальди стал одним из первых итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. Итальянские архитектурные творения были высоко оценены в России. И Антонио получил достойный контракт от гетмана Малороссии Кирилла Разумовского, брата всесильного фаворита Елизаветы Петровны.

Почеп - это прежде всего великолепный Воскресенский собор. Замечательная панорама города с видом на собор открывается при подъезде к городу по железной дороге.

Собор был возведен в 1760-е годы по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота. Это один из самых значительных архитектурных памятников области.

Почеп. Воскресенский собор. 1760-е гг. Арх. А. Ринальди, Фото конца XIX века

Величественные своды собора Воскресения

Поражает воображение про­сторная и залитая светом летняя цер­ковь Воскресения Господня с дере­вянным иконостасом. Его композиция — витые колонны, сильный контраст света и тени — задумана как чудес­ное видение.

Иконостас выполнен предполо­жительно по рисунку архитектора Варфоломео Растрелли, а иконы написа­ны Григорием Стеценко, придворным художником Разу­мовского.

Собор Воскресения в Почепе - замечательный памятник русского зодчества XVIII века на Брянщине. Архитектор А. Ринальди (позднее барокко)

Воскресенский собор (пл. Октябрьская) возведён в 1765–71 гг. вместо деревянной церкви 1715 г. по проекту Ж.Б. Валлен-Деламота (А.Ринальди?) архитектором А.Г.Яновским на средства графа К.Г. Разумовского. Первоначально входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны). Собор реставрирован в 1980-х гг (арх. А.Г. Азаров). Замечательный памятник архитектуры, один из первых образцов раннего классицизма. Великолепный иконостас выполнен по рисунку В.В. Растрелли, а иконы написаны Г. Стеценко, придворным художником К.Г. Разумовского.

Собор Воскресения в Почепе, возведён в стиле барокко в 1765-71 гг.

Жемчужиной русского барокко и одним из самых значительных архитектурных памятни­ков области, не уступающий по своим художе­ственным достоинствам произведениям этого стиля в Москве и Санкт-Петербурге, является Воскресенский собор города Почепа. Здание, выполненное на высоком профессиональном уровне, отличает подлинно барочное велико­лепие.

Собор двухэтажный. Нижний престол посвящен св. Захарию и Елизавете, родителям Иоанна Предтечи. Верхний - Воскресения Христова. Был действующим до 1956 г., после чего был превращен в музей.

17 апреля Воскресенский собор, расположенный в центре нашего славного города, отметил свое 245- летие.

14 апреля на Пасхальной Седмице под высокими сводами Воскресенского собора прошел тематический вечер «Пасхальный перезвон». Это значимое событие, в котором органично соединились великий праздник Светлое Христово Воскресение и торжественное светское мероприятие, чему свидетельство покой и радостная благодать на лицах слушателей и участников вечера. Почепский район Брянской области.

В о с к р е с е н с к и й с о -
бор в Почепе не усту-
пает по своим художе-
ственным достоинствам
соборам этого стиля в Мо-
скве и Санкт-Петербурге.
Храм построен в сере-
дине XVIII века по зака-
зу фаворита императрицы
Елизаветы и считается
жемчужиной русского ба-
рокко. Изысканные фор-
мы собора особенно вы-
разительны в сельском
окружении. Поражает во-
ображение залитая светом
летняя церковь с деревян-
ным иконостасом, выпол-
ненным предположитель-
но по рисунку архитектора
Растрелли.