Брянская фамилия ВОРОЖЕЙКИН, ВОРОЖБИТОВ
«Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит», — говаривали в старые времена. От слова «ворог», т. е. враг, и происходит слово «ворожейка». Ворожейки занимались лечением травами. В поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» рассказано, что когда простудился Прокл, то попарили его в бане — не помогло. «Тогда ворожеек созвали — и поят, и шепчут, и трут — все худо!» Ворожейки занимались также гаданием, ворожбой. Ворожить — заговаривать, пускать на кого-то заговор, порчу; разгадывать неизвестное или будущее таинственными средствами, приемами; гадать, знахарить...
По славянской мифологии «ворогуша, ворогуха, ворожея» — одна из сестер-лихорадок, она садится в виде белого ночного мотылька на губы сонного и приносит ему болезнь. Встарь в Орловской губернии было такое поверье. Больного купали в отваре липового цвета.
Снятую с него рубаху больной должен ранним утром отнести к речке, бросить ее в воду и промолвить: «Матушка ворогуша! На тебе рубашку с раба божьего, а ты от меня откачнись прочь!» Затем больной возвращается домой молча и не оглядываясь. «Вышла из бора старая Ворогуша, пошла с костылем по полю», — пишет А. М. Ремизов в «Сказках».
Фамилию Ворожейкин мог получить сын ворожейки, а Ворожби-тов — сын Ворожбита и передать потомкам. Крестьянин Ворожня Иван из Арзамаса упоминается под 1612 годом.