СтраницаВоинам – водителям

Памятник воинам – водителям. Брянск.

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг воины-водители. Во время Великой Отечественной войны они перевозили миллионы тонн грузов.
В честь подвига воинов-водителей недалеко от Брянска на автомагистрали Орел—Брянск воздвигнут памятник: у подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд устремлен вперед, на дорогу.
Это первый сооруженный в Союзе памятник водителям, павшим на дорогах войны. Открыт он 12 сентября 1968 года, накануне освобождения области от гитлеровско-фашистских захватчиков. Авторы памятника — скульптор Г. Ф. Мовчун, архитектор А. А. Гайдученя. Сооружен памятник на средства брянских автотранспортных организаций и дорожных предприятий.
Спустя несколько лет он был реконструирован. Сохранив прежний вид, памятник одели в гранит. А на противоположной стороне дороги на постамент встали грузовые машины военных лет.
Подъезжая к памятнику, водители сигналят — дань уважения, дань памяти подвигу водителей фронтовых дорог.

Памятник водителям открыт 12 сентября 1968 года, накануне 25 – летия освобождения Брянской области от немецко – фашистских захватчиков.
Единственный в России монумент в честь воинов – водителей установлен на выезде из города Брянска в орловском направлении.

Место для памятника избрано не случайно. По этой дороге в Брянск пришли советские воины – освободители. По этой дороге, не страшась вражеских бомбёжек, водители доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение.

А напротив монумента застыли на постаменте две полуторки, те, которые «тянули на себе» невероятно тяжёлый груз войны.
 

Воинам-водителям

В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной водители автомашин. Во время Ве­ликой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн грузов.

В честь подвига воинов-водителей на 112-м километре автодороги Орел —Брянск — Витебск в живописном месте в урочище «Осиновая горка», что в шести километрах от областного центра, воздвигнут памятник: у подножия тридцатиметрового пилона фигура солдата-шофера. Он стоит на подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на руле, взгляд устремлен вперед, на дорогу.

Место для памятника выбрано не случайно. Отсюда уходил на фронт сфор­мированный в первые месяцы автобатальон, укомплектованный водительским составом и автопарком предприятий Брянска. Он прошел боевой путь до Одера. По этой дороге в Брянск пришли советские воины-освободители.

Не страшась вражеских бомбежек, водители по этой дороге доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение. А сейчас здесь по шоссе день и ночь одна за другой проносятся грузовые машины с мирными грузами, пассажирские автобусы, многочисленные легковые авто­мобили.

Этот монумент — первый в нашей стране памятник водителям, павшим на дорогах войны. Он открыт 12 сентября 1968 года, накануне 25-летия освобож­дения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков. Авторы памятника — скульптор, лауреат Государственной премии СССР П.Ф. Мовчун, архитек­тор А.А. Гайдученя — создали своеобразное и впечатляющее произведение. Памятник сооружен на средства автотранспортных предприятий и дорожных организаций области.

Прошло десять лет, и памятник обновился. В 1979 году его реконструирова­ли, сохранив прежний вид, одели в гранит. Благоустроили вокруг дорогу. А на противоположной стороне дороги на постаментах с двумя гвардейскими знака­ми встали две грузовые машины военных лет — ЗИС-5 и ГАЗ-АА. В 2005 году здесь снова были проведены ремонтные работы.

Идут и идут машины по асфальту. Подъезжая к памятнику, некоторые дают сигнал. По праздничным дням здесь многолюдно. К подножию памятника ло­жатся цветы. Их много. Это дань уважения, дань памяти водителям фронтовых дорог.

Я. Соколов

Единственный в стране памятник воинам-водителям, погибшим на полях сражений в годы Великой Отечественной Войны знаком не только брянцам, но и многим водителям, маршрут которых проходил через Брянск. В камне воссоздан выразительный образ фронтового шофёра, который «сквозь огонь, пургу и чёрный дым» бесстрашно вёл свою машину по дорогам войны.

Тысячи водителей удостоены боевых наград, многие награждены посмертно. Подсчитано, что водителями за годы войны перевезено более 100 миллионов тонн военных грузов. Колоссальную нагрузку и тяжёлые испытания наши водители и автомобили выдержали с честью.

Ежегодно, по доброй традиции, 9 мая и 17 сентября все транспортники области собираются в этом священном для жителей города месте, чтобы почтить память погибших воинов-водителей.

Памятник воинам водителям

Брянск. Памятник советским воинам-водителям

Брянский край на спичечных этикетках. Брянский Вестник.

************************

Салюты у памятника

Я был в Брянске, когда стояла жаркая погода. Автобусы один за другим везли людей купаться. В Белые Берега. Мимо леса. Мимо памятника. Когда у дороги на десятом километре от города появляется солдат за рулем военной машины, люди в автобусе замолкают. Тогда — слово водителю. И он сигналит, сигналит, сигналит. Трасса здесь очень оживленная. Поэтому тишины у памятника не бывает. Даже ночью.

Раздавшийся сзади сигнал заставил меня обернуться. Грузовик был с местным номером. Я хотел «проголосовать», но он остановился сам.

Из кабины вышел пожилой человек, прищурился от солнца и снял кепку. Он стоял седой и строгий. Я просто не мог в этот момент подойти к нему, спросить что-то…

Он отошел к своей машине. Закурил.

— Вот цветы положили, — сказал он мне, — вчера проезжал — не было.

Мы разговорились. Зовут его Евгений Федорович Бочаров. 1914 года рождения. За рулем с 79-го. В войну был шофером железнодорожного батальона.

— Я все места вокруг знаю. Воевал на Брянщине. Здесь был домик лесника. Так. Значит, один полевой госпиталь был в Хацуне. Другой — на речке Коренек. Мы туда продукты и медикаменты подвозили. А потом по специальному заданию снабжали партизан…

Бочаров не договорил. Раздались протяжные автомобильные гудки. Мы обернулись. Бежевый «Москвич» стоял у обочины и сигналил. Потом из него вышел мужчина и направился к нам.

— Хороший памятник соорудили, молодцы, — произнес он, поздоровавшись. Познакомились. Капитан запаса бывший авиатор Анатолий Владимирович Шева- рев, участник войны. Как и Е. Ф. Бочаров, сказал, что никогда не проезжает этого места без салюта, без того, чтобы отдать честь гранитному солдату, сжимающему гранитный руль…

Постояли, поговорили. Водители поехали дальше, а мимо меня проносились ЗИЛы, МАЗы, «волги», «москвичи», «жигули», «запорожцы». То и дело над лесом раздавались гудки — высокие и низкие, минорные и мажорные, они сливались в один торжественный аккорд.

К нему присоединились сигналы целой колонны учебных автомобилей. Это прибыли курсанты Брянского автомотоклуба ДОСААФ. По установившейся доброй традиции у памятника на десятом километре будущим воинам-водителям вручаются «права», даются напутствия свято выполнять долг, так, как выполняли его люди старших поколений — герои фронтовых дорог, в чью честь и воздвигнут этот монумент.

Торжественный момент вручения водительских удостоверений выпускникам клуба и запечатлел фотообъектив.

А. ШУМСКИЙ, г. Брянск

За рулем. 1974. №3.