Деревенские запевалы
В борьбе за новую жизнь нелегкая ноша легла на плечи деревенских комсомольцев. Они были надежными проводниками политики большевистской партии на селе, помогали укреплять местные органы Советской власти, разъясняли политику партии и правительства, сплачивали бедноту, крепили союз с середняком, вели просветительную и культурную работу.
С фронтов гражданской войны стали прибывать демобилизованные коммунисты и комсомольцы. Прошедшие большую жизненную школу, эти люди сразу включились в работу. Их опыт и помощь положительно сказались на деятельности городского и особенно деревенского комсомола. Они были инициаторами создания комсомольских организаций, запевалами многих и больших дел на селе, разоблачали кулачество и церковников, бесстрашно вели с ними борьбу.
В 1921. году из рядов Красной Армии в Стародуб прибыл И. Бомштейн, энергичный, инициативный паренек. Уездный комитет партии рекомендовал его секретарем Стародубского укома комсомола. Под руководством .комитета партии комсомол уезда развернул кипучую деятельность на селе.
Вспоминая о работе сельского комсомола 20-х годов, И. Бомштейн рассказывает: «Комсомольская организация Стародуба была немногочисленной. Да и грамоты у многих хватало лишь только написать свою фамилию. Однако брались, с огоньком за любое дело. Бывало, по осенней разбитой дороге или в зимнюю стужу, и метель идем в отдаленные селения создавать, комсомольские организации. Ночь застанет в какой-либо деревушке, постучишься переночевать — не каждый пустит, тревожное время было. Уж если ползли, куда на ночлег — попусту время не тратим. Просим хозяина собрать соседей. Вскоре хата наполняется до отказа. Приехавший с нами агроном убеждает крестьян приложить все силы и засеять весной поля, не поддаваться провокациям кулаков, клеветавших на Советскую власть. Ясно и просто толкует наш товарищ, и агитация доходит, крестьяне верят агроному. Одновременно пытаемся организовать молодежь, разъясняем парням и девчатам цели и задачи комсомола и ячейку создаем».
А в Трубчевском уезде славилась своими делами Селецкая комсомольская ячейка. Ее возглавляли Николай Устинов, сестры Оболенские — Надежда и Вера, Михаил Верзин, Афанасий Громов. Это была самая крупная ячейка в уезде. В 1925 году она насчитывала около 70 человек.
В 1920 году в нынешнем Комаричском районе было всего две комсомольские ячейки — в Комаричах и Лопандино. В редком сельсовете насчитывались один-два комсомольца. Их деятельностью руководила Комаричекая ячейка.
А к 1924 году на территории волости почти в каждом сельском Совете были созданы комсомольские ячейки. В комсомол пришло много батраков и бедноты.
Ключом била жизнь в Быховской комсомольской ячейке, секретарем которой был Н. Белов. Эта ячейка за год выросла до 30 человек. Комсомольцы собирались два раза в неделю: в понедельник на собрание и в пятницу — на политучебу. Опоздание на собрание или учебу считалось чрезвычайным происшествием.
Вечерами комсомольцы устраивали в избе-читальне громкие читки газет и художественной литературы. На эти читки ходило все взрослое население деревни.
Бывало и так: грамотные комсомольцы прямо на улицах читали населению газеты, журналы, разъясняли задачи, стоявшие перед крестьянами.
Партия, естественно, не могла безразлично относиться к судьбе беспризорников. В 1921 году при ВЦИК была создана специальная комиссия по улучшению жизни ребят. Борьбу с детской беспризорностью возглавил пламенный революционер Ф. Э. Дзержинский.
Борьба с детской безнадзорностью стала общенародной. В эту трудную, но почетную работу включился и комсомол.
В 1922 году по указанию Брянского губкома партии и губисполкома в Климовской волости в бывшем Покровском монастыре была организована трудовая колония для детей. В нее поместили 160 беспризорников.
Комсомольцы колонии, а их было шестнадцать, создали ячейку и вместе с комсомольцами села Хохловка, Митьковка не только оказывали помощь в воспитании подростков, но и проводили среди населения агитационную работу, организовывали выступления художественной самодеятельности.
Хорошую идейную закалку получили воспитанники детского дома. Многие из них впоследствии стали коммунистами, преданными борцами за дело построения коммунистического общества.
В годы восстановительного периода широкий размах получила в комсомоле культурно-массовая работа.
Запевалами многих добрых дел были комсомольцы Новозыбковской фабрики «Волна революции». Они организовали при клубе фабрики уголки любителей природы и книги. Многие были юнкорами газет «Искра Ильича», «Набат молодежи». Комсомольцы проводили дискуссии на различные темы: о заметке, прочитанной в газете, о вреде религии и происках Антанты. Пусть порой и наивными были споры о том, можно ли парням носить галстук, а комсомолкам поддерживать знакомство с беспартийными. Ведь строительство нового мира только начиналось.