РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль.
Стали разрабатываться проекты в так называемом русско-византийском стиле, а классицизм стал считаться чуждым, инородным явлением в русской культуре.
Архитектор К.А. Тон стал идеологом этого направления, опубликовав в 1838 г. проекты церквей, выполненных в русско-византийском стиле. Эти проекты были одобрены Николаем I и стали обязательными образцами для всех архитекторов.
Самым значительным памятником русско-византийского стиля стал храм Христа Спасителя в Москве.
Церковь Николая Чудотворца в Карачеве (русско-византийский стиль, середина XIX века)
Церковь Петра и Павла в Клинцах (русско-византийский стиль,1835-48 гг.)
Особенности русско-византийского стиля:
• отказ от колонн и портиков;
• обязательность пятиглавия (для небольших храмов — одна глава);
• использование архитектурных образов средневекового зодчества: арочных проёмов, ступенчатых порталов (см. словарик);
• использование элементов византийской архитектуры.
На Брянщине уцелело несколько зданий этого типа. Среди них одни из ранних образцов русско-византийского стиля середины XIX века церковь Николая Чудотворца в Карачеве и церковь Петра и Павла в Клинцах, а также праздничный, с нарядным декором фасадов собор Михаила Архангела, сооружённый в Новозыбкове по заказу местного купечества и своеобразная, с массивными стенами и сводами церковь Сергия Радонежского в Ту-луковщине (Клинцовский район).
Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных форм русского зодчества средних веков и элементов византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом, опирающимся внутри на четыре опоры.