СтраницаВИЗАНТИЙСКИЙ

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Византия дала мощный первоначальный импульс каменной русской архитектуре. Однако это не привело к копированию форм и внешнего облика византийских храмов, а стало фундаментом, на котором очень быстро развился самобытный древнерусский архитектурный стиль.

Стали разрабатываться проекты в так на­зываемом русско-византийском стиле, а клас­сицизм стал считаться чуждым, инородным явлением в русской культуре.

Архитектор К.А. Тон стал идеологом этого направления, опубликовав в 1838 г. проекты церквей, выполненных в русско-византий­ском стиле. Эти проекты были одобрены Ни­колаем I и стали обязательными образцами для всех архитекторов.

Самым значительным памятником рус­ско-византийского стиля стал храм Христа Спасителя в Москве.

Церковь Николая Чудотворца в Карачеве (русско-византийский стиль, середина XIX века)

 Церковь Петра и Павла в Клинцах (русско-византийский стиль,1835-48 гг.)

Особенности русско-византийского стиля:

• отказ от колонн и портиков;

• обязательность пятиглавия (для небольших храмов — одна глава);

• использование архитектурных образов средне­векового зодчества: арочных проёмов, ступенча­тых порталов (см. словарик);

• использование элементов византийской архи­тектуры.

На Брянщине уцелело несколько зданий этого типа. Среди них одни из ранних об­разцов русско-византийского стиля середи­ны XIX века церковь Николая Чудотворца в Карачеве  и церковь Петра и Павла в Клинцах, а также праздничный, с нарядным декором фасадов собор Михаи­ла Архангела, сооружённый в Новозыбкове по заказу местного купечества и своеобразная, с массивными стенами и сводами церковь Сергия Радонежского в Ту-луковщине (Клинцовский район).

Формальная сущность русско-византий­ского стиля заключалась в использовании архитектурных форм русского зодчества средних веков и элементов византийской ар­хитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным купо­лом, опирающимся внутри на четыре опоры.