Вид города Брянска из-за реки, мост и пристань
Из-за реки Десны на старинный Брянск открывался живописный вид. На правом берегу видны все брянские горы, купола многочисленных соборов и церквей, прекрасные в любое время года. И, конечно, фотохудожники прошлого не могли оставить без внимания такую красоту.
Большинство городов Руси строились на берегах рек или озер. История Брянска неразрывно связана с рекой Десной. Название реки Десна, предположительно, произошло от древнерусского слова «десница» -«правая рука». При продвижении вверх по Днепру Десна действительно расположена с правой стороны.
Возможно, название произошло от индоевропейского «дие» - «блестеть», т.е. имя реки ассоциируется с понятием «светлая, чистая».
В древности вдоль нашей реки проходил знаменитый путь «из варяг в греки», с тех самых пор по берегам Десны стоят насыпные курганы -могильники. В более поздние времена на вершинах курганов, предупреждая об опасности, зажигали сторожевые огни. По обе стороны Десны тянулись богатырские вековые леса. Братья Коненковы (прадеды знаменитого скульптора С. Т. Коненкова), помимо хлебопашества и прочего деревенского труда, вязали плоты и спускали их по Десне до Брянска, продавая их там купцам-лесопромышленникам.
Но это лишь предположения, Десна - древнее название, когда и как оно появилось, ответить трудно.
На правом берегу Десны, в пределах городской черты Брянска обнаружены остатки нескольких разновременных стоянок, селищ и городищ. Самая ранняя стоянка Карачиж, расположенная на южной окраине современного города, датируется археологами концом палеолита. Селище Белокаменка (ранний железный век, IX - X, XI - XIII века.) на северо-западной окраине города. Здесь обнаружены остатки древнерусских (XI - XIII веков) четырехугольных жилищ с заглубленным основанием.
В урочище Чашин курган, на мысу коренного берега напротив устья Болвы, находятся городище и три селища, одно из которых начинается сразу за валом и рвом городища, а два других, отделенные оврагом, расположены к востоку от него. Городище (XI - XV века) и селища (IX -XIII веков), по мнению археологов, являются местом первоначального рождения Дебрянска (Брянска), упоминаемого в Ипатьевской летописи от 1146 года в связи с тем, что здесь укрывался новгород-северскии князь Святослав Ольгович во время междоусобиц с черниговскими князьями.
Прекрасное положение города Брянска, при такой большой реке как Десна и при слиянии ее с Болвой, послужило причиной быстрого развития и роста города. Хотя земли Брянского уезда были далеко не производительны и считались хуже соседних рославльских, но богатство минеральными ископаемыми, лесом, водными путями дало предприимчивому населению возможность развивать значительную заводскую промышленность и торговлю.
Река Десна давала возможность быстрого сообщения с Киевом и со всем югом России, куда и направлялся лесной материал, чугунное литье, железо и стекло, фаянсовая посуда и пеньковая пряжа, канаты и смола. Болва обеспечивала сообщение города с заводским Мальцовским округом. Отсюда гнали плоты с углем, который в большом количестве выжигался в северной части уезда, также перевозились береста и лыко.
Приведем данные из документов XVIII века о торговле Брянской пристани на Десне: «отпускается хлеба, спирта и овощей - на 47 тысяч рублей, льна, пеньки, семя, масла на 189 тысяч рублей, леса и лесного материала на 572 тысячи рублей, смолы, дегтя на 48 тысяч рублей, металлических изделий на 288 тысяч рублей, строительных материалов на160 тысяч рублей. Всего на 1170 тысяч рублей в год».
Для перевозки пассажиров и связи города с железнодорожной станцией по Десне в 1898 году стали ходить пароходы «Вера» и «Надежда» вместимостью 40 человек. Позднее стали курсировать «Константин», «Олег», «Виктория» и прочие. Пароходы отходили от пристани примерно через каждые полчаса. Цена билетов была 10 копеек, а для учащихся 5 копеек. В черте Брянска были сооружены пассажирские пристани: одна около Черного моста, другая располагалась правее современного понтонного моста около ККЗ «Дружба» (видна на очень многих открытках описываемого периода), еще одна была построена неподалеку от станции Брянск I, а также грузовая Мальцевская пристань в месте слияния рек Болвы и Десны.
В своей книге «Впечатления моей жизни» княгиня Мария Клавди-евна Тенишева, жена князя Вячеслава Николаевича Тенишева, одного из основателей Брянского завода, так описывает свое свадебное путешествие из Бежицы в Екатеринослав по Десне и Днепру, которое состоялось в апреле - мае 1892 года.
«Во время большого весеннего разлива рек мы совершили наше свадебное путешествие. Это было что-то чарующее, волшебное, небывалое по своей оригинальности. У Вячеслава был свой собственный пароход, построенный на Бежецком заводе.
Мы сели на «Благодать» в двенадцать часов дня. Погода была дивная. Теплый майский день (1892 года), радостное весеннее солнце сопутствовали этому первому путешествию по Десне...
Мы плавно шли по течению, оставив за собой Бежецкий завод, его стук, дым и нервную суету, и в скором времени миновали Брянск...
Вероятно, как и все уездные города, непригожие вблизи, издалека он казался живописным, с разбросанными по высокому берегу серенькими домиками, утопающими в густых садах. После Брянска мы вошли в широкую равнину. Справа, слева до горизонта разливался перед нами океан. Только кое-где торчали из воды макушки деревьев, да чернели верхи затонувших стогов.
Местами водное пространство незаметно суживалось, чувствовались берега, заросшие кустами, окутанные бледно-зеленой дымкой. Искрящаяся мелкая рябь на воде ослепительно блестела на солнце, а теплый ветерок ласково щекотал лицо. Мы были прикованы этим зрелищем. Для слов и восторга не было места...
О Русь дорогая... Как я люблю тебя в этой торжественной и святой простоте...
Во время этого необычайного путешествия наша жизнь и привычки приняли совершенно особый характер. Вставая с восходом солнца, мы ложились с закатом, и вышло это как-то само собой. Газеты и почту колоссальных размеров мы получили только в Киеве, а до этого мы не были в состоянии прочесть ни строчки, хотя забрали с собой много книг. Мы только смотрели, восхищались, опять смотрели, не сознавая и не замечая ни времени, ни дней, переживая сказочный сон в каком-то неведомом мире. Для полноты картины погода нахмурилась только в день нашей прогулки по затопленным лугам, в остальные же дни она была чудесная».