СтраницаВенецианская мозаика

Венецианская мозаика. Литературный альманах. Брянск.

Редактор и составитель Елена Черникова
На обложке гравюра Людмилы Вальцыферовой
«Жилой дом и аптека работы архитектора Н. А. Лебедева»
Альманах выпущен при поддержке
городского Дворца культуры и искусств
Книга для широкого круга читателей
Брянск: ООО «Аверс», 2018 г., 220 стр., с иллюстрациями.
Наша студия «Венецианская мозаика» рабо-
тает уже шесть лет. У нас вначале не было названия, а
потом решили выпускать альманах, который назвал-
ся «Венецианская мозаика». Почему не «Брянская»?
А потому что авторы пишут отнюдь не местечковым
языком, их можно читать в любой точке мира. А «ве-
нецианская» — это название одного вида мозаики —
кусочки смальты или стекла, вмурованные в серую
поверхность бетона, не составляют единой картины
и служат лишь украшением. Отражающийся свет
заставляет сверкать кусочки стекла, и серые будни
становятся нарядными. Я пишу об этом не первый
раз потому, что приходится объяснять читателям все
время. Художникам — не приходится, они знают от-
личие «венецианской» от «флорентийской», «рим-
ской» и «ломоносовской» мозаики.
Я не выбираю стихи в сети — это бесконеч-
ный фильм, герои которого меняются, забываются.
А напечатанные стихи — это фотографии, которые
можно рассматривать, они схвачены навсегда.
Плюсов и минусов в работе редактора вели-
кое множество. Это тайная кухня, которую иногда
лучше не видеть — скучно, долго, монотонно. Я са-
мая первая читаю хорошие тексты. Иногда, конечно,
приходится говорить «нет». Но временами прохожу
мимо хороших стихов — все мы люди.
Принципы — хорошая штука, но руководствуясь
только ими, невозможно жить в гармонии с миром. У
меня никакой сверхзадачи. Найти хороших авторов,
дать им возможность увидеть свои произведения в
переплете — тексты отчуждаются, отдаляются, и по-
является возможность увидеть их на расстоянии.
Каждый номер — это отдельная книга.
Авторы могут быть и прежними, но произведения
новые. Литература и журналистика — дальние род-
ственницы: то, что хорошо для журналистики, порой
неприемлемо в литературе и наоборот — журнали-
сты не терпят литературщины. Хотя, каждый журна-
лист мечтает о нетленке.
Не стоит читать наш альманах залпом, весь
и сразу. Стихи — энергетическая квинтэссенция, от
которой может закружиться голова. Поэзия — пер-
вооснова искусства, воздух его. «Вначале было сло-
во». Его, воздух, не замечают, но когда он исчезает,
начинают задыхаться. Печатаем и прозу. Литература
– искусство, а не наука; искусство само придумывает
законы. Потом литературоведы подводят текст под
каноны, проверяя – гармонично или нет, несет свет
или нет. Но только время – самый строгий и бес-
пристрастный судья – определит, достоин ли текст
переиздания или канет в лету даже многотысячный
тираж. Столичные писатели смотрят на нас свысока,
называя провинциальные союзы писателей «клуба-
ми любителей чебурашек», а скромные тиражи аль-
манахов стенгазетой. Мы просто делаем свое дело—
продолжаем любить литературу. Это не самое пло-
хое хобби. Нашу книгу можно читать всей семьей.

Елена Черникова