Страницавелосипед

 Жуковский велосипедный завод

Жуковский веломотозавод Жуковский веломотозавод

Жуковку не случайно часто называют городом велостроителей. Для дня сегодняшнего это не совсем верно. Правильнее было бы сказать – город веломотостроителей. А полтора века назад можно было назвать заводчан обозостроителями. Так или иначе, история города неразрывно связана с главным градообразующим предприятием – Жуковским веломотозаводом. История завода началась в далеком 1866 году. Для строительства железной дороги Орел – Витебск необходимы были рабочие инструменты: лопаты, ломы, колёса для ручных тележек и т.д. Чтобы не завозить этот инструмент из-за рубежа, главный подрядчик строительства железной дороги П.И. Губонин построил в Жуковке более 30 кузниц. Для увеличения объёмов производства Губонину пришлось построить две небольшие доменные печи. Домны дополнились станками, и возникло местное производство, получившее название механического завода. После окончания строительства железной дороги завод продолжал работать, но уже как обозный: выполнял заказы местных крестьян, заготавливал стройматериалы для Брянского рельсопрокатного завода. Первая мировая война и революция временно приостановили работу предприятия. В 1918 году завод национализировали. Первым директором государственного завода был назначен Иван Конахович. С 13 лет он работал на Путиловском заводе в Петрограде. В 1917 году его направили на Жуковский обозный завод в качестве мастера. Пока шла гражданская война, обозный завод простаивал, так как большинство рабочих и технических специалистов ушли на фронт. Бедность крестьянства не позволяла развивать спрос на продукцию завода. В 1925 году предприятие начинает оживать, выпуская одноконные и пароконные повозки, заправочные повозки. Растет коллектив рабочих и технических специалистов. К сентябрю 1929 года Жуковский военно-обозный завод был полностью восстановлен. Вокруг предприятия развивалась социальная сфера, рос тогда ещё посёлок. Так завод первый раз, фактически, воскрес из пепла. Ещё одним сложным периодом в жизни предприятия стали годы Великой Отечественной войны, когда производство было эвакуировано в Сердобск Пензенской области. Этот период стал поистине героическим для коллектива предприятия. Трудовые будни были сродни боевым. Нельзя обойти вниманием и период безвременья последнего десятилетия ХХ века. Казалось, всё потеряно, но предприятие снова возродилось. И сегодня это флагман машиностроения не только Жуковки, но и всего региона. Продукция предприятия высокотехнологична и современна. Под стать времени – цеха предприятия, оборудование и, конечно, люди, которыми по праву гордится жуковская земля. Равнение на флагман! В. ГРИДИН.

Жуковский велосипедный завод - один из крупнейших производителей велосипедов в России. Его продукция пользуется широким спросом как внутри, так и вне страны. Производство массовых дорожных велосипедов с рамами из труб увеличенного диаметра и некруглого сечения нашло широкий отклик у покупателей. Порошковая окраска рам и других конструктивных элементов значительно улучшила дизайн изделий. Здесь выпускается новая серия велосипедов под торговой маркой «Десна». Помимо велосипедов массовых серий имеются возможности изготавливать велосипеды специального назначения: грузовые, для инвалидов, туристические и т.д. Конструкторы и технологи готовы выполнить и индивидуальные заказы с учетом всех пожеланий. У завода неограниченные возможности для делового сотрудничества.
 

Жуковский веломотозавод

Жуковку советского пе-

риода досужие туристы

в незапамятные време-

на окрестили «маленьким

Шанхаем». Кинохроника

тех лет неизменно пока-

зывала улицы китайского

мегаполиса, заполненные

велосипедистами. Жуков-

ка тоже изобиловала по-

добными картинами. Разве

что велорикши не колеси-

ли по брянскому райцен-

тру. И пусть сегодня горо-

жане все чаще позволяют

себе четыре колеса вместо

двух, Шанхай, на удивле-

ние, дальше от Жуковки не

стал. Напротив, ощутимо

приблизился.

Всего пару месяцев на-

зад в Шанхае прошла

крупнейшая в Азии и 29-я

по счету международная

выставка дву хколесной

техники «CHINA CYCLE

2019». Крупнейшие миро-

вые производители вело-

сипедов представили свою

продукцию. Впервые за

всю историю выставки ее

участником стала россий-

ская компания «Веломо-

торс». Надо ли напоминать,

что крупнейшее предпри-

ятие холдинга находится

именно в Жуковке? Клю-

чевыми для нашей экспо-

зиции стали новые горные

велосипеды, рамы которых

производятся на Жуков-

ском веломотозаводе.

И вот уже китайская де-

легация в Жуковке. Круп-

ный телекана л Подне-

бесной снимает большой

сюжет о веломотозаводе.

Говорят, что материал по-

кажут лидерам двух стран

ближайшей осенью, когда

они будут в очередной раз

обсуждать ход реализации

проекта «Один пояс, один

путь». У Жуковки есть ре-

альная возможность стать

полустанком на «Новом

шелковом пути».

Подобная перспектива

не может возникнуть на

пустом месте. Она есть

следствие общих усилий,

общей работы. Успеш-

ность Жуковского вело-

мотозавода сегодня видна

даже праздному дилетан-

ту. Достаточно окинуть

взором территорию пред-

приятия, зайти в цеха, где

трудятся около тысячи че-

ловек. Подобный уровень

культуры производства

еще пару десятилетий на-

зад представить было про-

сто невозможно. Линейка

продукции – богатейшая

и постоянно обновляется:

обычные дорожные, мно-

госкоростные, горные и

детские велосипеды, сне-

гоходы, снегоболотоходы

и квадроциклы. Большин-

ство моделей – плод ин-

женерной мысли сотруд-

ников предприятия. И вот

уже на горизонте забрез-

жил немыслимый еще вче-

ра показатель – миллион

велосипедов в год. И про-

изводственная база для

этого уже подготовлена.

Сегодня даже не верит-

ся, что может быть иначе,

однако Жуковка помнит

2015-й, когда над горо-

дом, во многом живущим

нуждами завода, пополз-

ла дымка нехороших ожи-

даний. Завод зашторми-

ло: санкционные качели

ударили по предприятию.

Здесь системно и упорно

работают над снижением

доли импортных деталей,

но в одночасье отказаться

от «забугорных» комплек-

тующих было нереально.

Ко всему прочему, против

завода работала вопиющая

диспропорция во ввозных

пошлинах: «Готовые изде-

лия, – сетовал тогда один

из ру ководителей кон-

церна Павел Шмидов, –

произведенные в странах

лат и но -а мери к а нског о

континента, США и Кана-

де, ввозятся в страну, обла-

гаются 5-процентным на-

логом, в то же время мы,

как производители, часть

комплектующих завозим

из-за рубежа, платим 10,

15, 18% за ввоз. При этом

содержим завод, содержим

персонал, содержим кон-

структорское бюро, в итоге

боремся непонятно с чем,

с ветряной мельницей».

Фактически, собствен-

ники стояли на грани

принятия решения о со-

кращении производствен-

ных площадок и переори-

ентации на выпуск иной

номенк латуры изделий,

отхода от мотовелобизне-

са вообще.

Возможно, так и случи-

лось бы, и доводы россий-

ских веломотостроителей

утекли бы водой в песок.

Но вышло иначе: в са-

мый острый момент под-

ключились региональные

власти и открылись нуж-

ные двери, были приняты

нужные решения. А также

проведены практические

встречи с руководителем

Совета Федерации Вален-

тиной Матвиенко, с руко-

водством ведущих мини-

стерств, Евроазиатской

экономической комисси-

ей, которая занимается

вопросами регулирования

торговой деятельности в

рамках государств Тамо-

женного союза.

В результате действий

руководства Брянщины,

предпринятых для под-

держки веломотострои-

телей, была составлена

дорожная карта государ-

ственной поддержки от-

расли. Документ был ут-

вержден руководителями

ведущих департаментов

Министерства промыш-

ленности и торговли Рос-

сии и содержит в себе

ряд основополагающих

пунктов, ключевыми из

которых являются пони-

жение или обнуление та-

моженных ставок на ком-

плектующие, завозимые

из-за рубежа. Было также

инициировано проведение

антидемпинговых рассле-

дований, в части, касаю-

щейся импорта готовых

квадроциклов и велоси-

педов.

Дорожная карта содер-

жит еще ряд специфиче-

ских мер для поддержки

отечественных произво-

дителей – не будем углу-

бляться в детали, а луч-

ше поспешим вернуться в

день сегодняшний. В на-

чале июля мотовелозавод

посетил губернатор Алек-

сандр Богомаз. Проводя

главу региона по цехам,

генера льный дирек тор

ООО «Жуковский вело-

мотозавод» Владимир Ва-

секин рассказывал о д не

сегодняшнем, об особен-

ностях современного про-

изводства:

– Велосипедов мы вы-

пускаем более 40 моделей,

мототехники – более 15

моделей. В основном вся

продукция через дилер-

скую сеть идет по Рос-

сии, а это около 200 диле-

ров, начиная от Сахалина,

Камчатки и заканчивая

южными регионами. Уже

второй год мы работаем на

экспорт. В 27 стран мира

мы поставили более 2 ты-

сяч единиц мототехни-

ки, среди них Чили, Че-

хия, Германия, Словения,

Финляндия, Турция. С

каждым годом мы осваи-

ваем новые рынки сбыта.

Это дает нам возможность

увеличивать объем выпу-

скаемой продукции. За

первое полугодие мы сде-

лали на 42 тысячи единиц

велосипедов больше, чем в

прошлом году. И выпусти-

ли на 900 единиц больше

мототехники.

Визит правительствен-

ной делегации работе не

помешал. Непосредствен-

но велосборкой занимают-

ся 145 человек. В среднем

260 0 велосипедов еже-

дневно сходят с конвей-

ера. Миф о том, что это

«отверточное» производ-

ство, безнадежно устарел.

Жуковский велосипед на

80 процентов состоит из

отечественных комплек-

тующих, большая часть

которых произведена на

предпри ятии. Помимо

того, жуковские рамы и

вилки отправляются в

Германию, на тамошние

«отверточные» предпри-

ятия.

О тдел ьна я б ол ьша я

тема – производство сне-

гоходов. Три модельных

ряда зимних вездеходов

делает сегодня Жуковка:

«Викинг», «Витязь» и даже

детский снегоход «Капи-

тан». В этом году линей-

ка пополнится еще двумя

моделями, уже прошед-

шими успешные испы-

тания. А налогичная си-

туация с квадроциклами.

Три ряда моделей: «Ге-

пард», «Леопард» и дет-

ск и й к в а д р о -в а ри а н т.

А ктивно идет сертифи-

кация на американском

рынке. Скептики усом-

нятся, но факт есть факт:

90 процентов компонен-

тов, устанавливаемых на

квадроциклы и снегоходы,

включая двигатели, про-

изводится на Жуковском

веломотозаводе.

Пришло время сказать

о том, что созданием доку-

ментальной базы для под-

держки отрасли помощь

со стороны государства

не ограничилась. Феде-

ральное субсидирование

при посредничестве реги-

она производится на ком-

пенсацию части затрат,

связанных с выпуском

высокопроизводительной

самоходной и прицепной

тех ник и. Есть и впол-

не конкретные цифры. В

2016 году поддержка со-

ставила 477,36 млн рублей.

В 2017-м – 757,68 млн руб-

лей. В 2018-м – 836,93

млн. В 2019-м завод уже

полу чил 421,62 млн ру-

блей господдержки. Такие

цифры публик ует сайт

правительства региона.

Там же, на сайте, начер-

тан девиз, декларируемый

ру ководством региона:

«Эффективное примене-

ние современных техно-

логий при имеющи хся

ресурсах». Слова эти, по

привычке, ассоциирова-

лись у многих с аграрным

сектором. Пример Жуков-

ского веломотозавода го-

ворит о том, что такое по-

нимание устарело. Подход

этот характерен для всей

эконом и к и Б р я нской

области.

Сергей НОВИКОВ__