СтраницаВеликого

Храм во имя Святителя Василия Великого Брасовский район Брянской области

Храм во имя Святителя Василия Великого. Один из немногих сохранившихся усадебных храмов Брянщины в стиле раннего классицизма, с уникальной закладной доской в интерьере. Кирпичное и оштукатуренное здание к настоящему времеи утратило завершение купола и верхние ярусы колокольни. Его крупный квадратный в плане основной объем с сильно скругленными углами завершен в центре мощным барабаном со сферическим куполом, прежде увенчанным небольшой главкой. Ризалиты в центре восточной и западной сторон нарушают центричность композиции; продольную ориентацию усиливает примыкающий к последнему четверик (нижний ярус колокольни).

Церковь Василия Великого, 1778 год

Каменная церковь Василия Великого заложена в 1778 г. на средства флигель-адъютанта полковника Киевского пехотного полка С.С. Апраксина вместо прежней, деревянной. Закончена в 1780-х гг. Строил ее, согласно тексту закладной доски, А. Морозов - крепостной архитектор графа Ф.А. Апраксина. Один из немногих сохранившихся усадебных храмов Брянщины в стиле раннего классицизма.

Церковь Василия Великого. Один из немногих сохранившихся усадебных храмов Брянщины в стиле раннего классицизма, с уникальной закладной доской в интерьере. Кирпичное и ошту­катуренное здание к настоящему време­ни утратило завершение купола и верх­ние ярусы колокольни. Его крупный квадратный в плане основной объем с сильно скругленными углами завершен в центре мощным барабаном со сфери­ческим куполом.

Ризалиты в центре восточной и западной сторон нарушают центричность композиции; продольную ориентацию усиливает примыкающий к последнему четверик (нижний ярус ко­локольни).

Боковые фасады украшены четы-рехпилястровыми тосканскими порти­ками с триглифным фризом а карнизом с сухариками. Более простой антабле­мент в завершении остальных стен, округления которых ранее акцентиро­вались рустовкой (ныне скрыта штука­туркой). Высокие прямоугольные окна с рамочными наличниками упрощенно­го барочного рисунка и досками над ни­ми заглублены в ниши. 

В интерьере выделяется высокое и светлое подкупольное пространство хра­ма с оригинальными парусными тромпа­ми и круглым проемом в центре купола. Широкими и низкими арками оно связа­но с перекрытыми коробовъти сводами боковыми частями, где размещались приделы с оригинальными сводчатыми апсидами в четверть круга. Прямоуголь­ный алтарь с лотковым сводом открыт в храм тремя проемами, а в апсады приде­лов - одним; такой же свод у трапезной. Нижний ярус колокольни между устоями имеет коробовые своды, а в центре -крестовый. Внутри северо-восточного устоя расположена круглая винтовая ле­стница, которая вела к ярусу звона.

В куполе сохранилась классицисти­ческая  роспись  19  в. 

В трапезной на стене укреплена закладная доска, в тексте которой названы зодчий, заказ­чик и время начала строительства хра­ма. Это единственный известный подоб­ный пример в Брянской обл.

Пясецкий, 18716. с 1323-1324; Россия. 1902, с. 554.