Страницауниверсал

«Универсал» («осадный лист») на поселение слободы Ардонь (ныне Клинцовский район, Брянской области) датируется 1711 годом

В «Описании Старой Малороссии» А. Лазаревский приводит текст «универсала», выданного киево-печерским архимандритом Афанасием Миславским «Никифору Пантелимонову сыну Шарову с товариством, расколницких слобод жителми стародубовского полку».

«Универсал», называемый также «осадным листом», А, Лазаревский обнаружил в «тяжебном деле» Киево-Печерской лавры с ардонцами, в котором лаврские монахи пытались согнать Ардонскую слободу со своих земель. Ардонцы в оправдание законности своего поселения представили копию «универсала», выданную архимандритом Афанасием Миславским.

Монахи же опровергали подлинность, представленного ардонцами письма тем, что, якобы, у них в монастырской канцелярии не сохранилось копии этого документа, как, например, имеется копия универсала на поселение слободы Свяцкая. Говоря о представленном ардонцами осадном письме, поверенный в этом деле лаврский монах Савицкий писал: «яко де надежно состоит, что тот универсал замышлен, для того, что каков де на слободу Свяцкую на милю дан универсал, таков у свяцких жителей и в обители их имеется, а другого на Ардонь не имеется». (Лазаревский А. Описание Старой Малороссии. Т. 1. Полк Стародубский. Киев 1889. с. 457-458)

Приводим текст «осадного листа»:

___«Всем обще и кождому зособна, кому бы о том ведати надлежало теперь и в потомние часи, сим нашим объявляем писанием, иж бил челом нам во обители Святопечерской, Никифор Пантелимонов сын Шаров с товариством, расколницких слобод жителми Стародубовского полку, просячи нас, абысмо позволили им освети слободою на грунте нашом власном обители Свято-печерской гулящом, прозиваемом Ардонском, в полку Стародубовском, за миль четире от маетности нашой Лищич и Павлич будучом, и просили нас, абысмо позволили им, яко вновь оседаючим людем, ради розводу господарства и строения домов своих, слободи на лет восемь; по докончанию тех восьми лет, обещалися быть верными и вечними: подданними нашими обители Святоо-Печарской, не иходячи нигде оттуду и никому из подданних наших во околичности там зостаючим не чинити ниякой перешкоди в грунтах их, доволствуючи полями и лесами, котррого мы, на прошение их, повелимо городничому тамошнему, отвести им на мили две отмежовати от окрест живущих, ради спокойного их жития; и обещалися они ж, по докончанию тех восми лет, поклону нам дать до обители Святопечерской, денег золотих сто Доброй монети, пуд меду и лисицу; в протчие же годи, по докончению слободи, всякую повинность подданскую до обители Святопечерской отбывати денгами или работизною, ведлуг своих пожитков, з грунтов наших, якоже и инии слобожане на грунте нашим печерском, там же в полку Стародубовском зостаючие, чинят.

Мы тедм ради пожитку обители Святопечерской, понеже доволно там гулячей обретается земли, позволили им, предреченному осадчему Шарову на вышепомянутом грунте слободою освети и людей приходящих к себе на житие приймовати, под кондициями выше описанними; во уверение же совершенное далисмо им сие наше писание при печати монастырской и с подписом руки власной». (Там же, с. 457). Как видим, в «осадном листе» объявлялось о начале заселения слободы, о взаимных отношениях между поселенцами и землевладельцем на ближайшие несколько лет и последующие годы, в нём называлось лицо, которому землевладелец, в данном случае монастырь, доверял «зазывать на слободу» пришлых людей и очерчивался круг его обязанностей.’___

Такой же «осадный лист» был составлен заселении слободы Клинцы, но не сохранился.