СтраницаУнечский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Унечский район. 

Село Семешково Унечского района Церковь Николая Угодника

Церковь Николая Угодника. Семешково. Унечский р-н. 1733 г.

Церковь стоит на берегу реки в центре сада, в живописном окруже­нии старых деревень она возвышается над всхолмленной местностью и видна не только со всех точек села, но и далеко с полей. По сохранив­шейся в подполье алтарной части металлической закладной пластине постройка церкви датируется 1733 годом.

Может быть, эта дата относится к ранее построенной церкви, позже «поновленной». Архитектурные формы деталей более свойственны середине XIX века, чем первой половине XVIII века. Церковь построена на средства местного помещика Плешко - владельца богатой усадьбы.

В плане церковь представляет равноконечный греческий крест, ветви которого развивают пространство центрального подкупольного квадрата во все четыре стороны посредством почти полного раскрытия стен. К западному прирубу - трапезной примыкает узкое помещение паперти, над которой поставлена колокольня.

Церковь бревенчатая, рублена топором без применения пилы, гвоз­ди кованые, старинные. Это говорит о древней основе церкви. Стены обшиты тесом снаружи и внутри. Цоколь кирпичный. Железная кровля церкви и колокольни шатровая, прирубов - двухскатная.

Основной объем памятника - четверик - переходит в восьмерик второго яруса. Последний завершён шатром с восьмигранным бара­баном с граненой главой с крестом на яблоке. Прирубы одноэтажные. Колокольня трёхъярусная: нижний - четверик, на котором один над другим вознесены два восьмерика. Верхний, как и церковь, завершён шатром и главкой на стройной шейке.

Объемная композиция - компактная - с двумя рядом стоящими шатрами производит впечатление слаженной хорошо найденным со­четанием основных масс, законченной и единой.

Торцы алтарного и боковых прирубов с щипцовыми завершениями как бы повторяют фасады окружающих жилых домов и вводят памятник в их среду. Этому способствуют также три крыльца в виде небольших портиков на двух парах стоек каждое. Окна с ограненными, в духе укра­инского барокко, верхами обрамлены резными наличниками.

Внутри стены покрашены масляной краской. На своде сохранилась роспись - Саваоф с архангелами, выполненная в зеленовато-голубой гамме. Роспись относится к XIX веку. Четырехъярусный иконостас резной, позолоченный, богато украшен растительным орнаментом, увенчан Распятием в резном окладе. Архитектурная композиция и высокое мастерство деревянной резьбы позволяют считать иконостас современным первоначальному построению храма. Ажурные Царские врата украшены живописными медальонами. В иконостасе сохранились иконы XVIII - XIX веков. В нижнем ряду - четыре большие овальные в резных позолоченных окладах, по стилю едины с иконостасом и могут быть отнесены к XVIII веку. Остальные иконы более поздние, отличны по цвету и композиции, написаны в сухой и примитивной манере. Ос­новной колорит тёмно-бордовый и зелёный. Сохранились предметы внутреннего убранства - подсвечники, паникадило и другие.

Памятник имеет историко-культурное и художественное значение.

Село Гудово Унечского района Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня. Гудово. Унечский р-н. 1778 г

В удивительном умении старых мастеров располагать в сельском ландшафте важнейшие по тем временам общественные здания - церкви - ещё раз можно убедиться на примере села Гудова.

Церковь Рождества Богородицы находится на холме между двух оврагов с ручьём в одном и речкой в другом. Обильное озеленение, живописно раскинутое по склонам и на вершине холма, выделяет его среди других холмов, занятых застройкой. А там внутри зелёного оклада поставлена небольшая церковь. Она является композиционным центром старинного села.

В седьмой книге «Историко-статистического описания Черниговской епархии» (1873 г.) датой постройки церкви указан 1778 год. Там же ска­зано, что она построена «иждивением бунчукового товарища Антона Тимофеевича Жоравки».

Архитектура памятника покоряет стилистическим единством, чётко­стью композиционного построения, замечательной пропорциональной слаженной всех частей и целого, какой-то необыкновенной теплотой и интимностью своего облика, как снаружи, так и внутри.

Её план не отличается оригинальностью. В пределах традиционной крещатой схемы зодчий сумел найти своеобразное решение объемной композиции. Прежде всего он выделил главное - возвышенный куб собственно церкви. Подчеркнул его значение низкими боковыми при­делами с фронтонами по торцам восьмиугольной купольной крыши на двухступенчатом основании сверху. В верхнем ярусе, по высоте в полтора раза большем нижнего яруса и пределов, массив стены про­резан крупными круглыми окнами - по два на каждой стороне куба. 

. Скромная трапезная, подчинённая, как приделы и алтарь, основному кубу церкви, соединяет последний с колокольней. Колокольня двухъярусная с более мощным нижним ярусом и небольшим лёгким верхним ярусом звона. Её покрытие - куполок - в малом мас­штабе повторяет главный купол, куполок завершён очень характерным для XVII! века шпилем с красивым прорезным крестом.

Значительность этой, по существу, небольшой церкви, величавость её масштабу придают скупые, но выразительные детали, их формы следуют каменным формам классицизма. Полуциркульные клинчатые, с выделенными трёхчастными замковыми «камнями» арки украшают нижний ярус колокольни. Пилястры портиков боковых приделов и второго яруса колокольни украшены вырезанными из дерева, упрощён­ными ионическими капителями. Венчающие карнизы имеют модульоны. Зубчатой цепью они оживляют гладь стен. Вольность мастера - анта­блемент, обегающий здание, не ионический, а дорический. Под каждым модульоном помещён триглиф. Это наивное смешение ордеров здесь, однако, выгладит естественно.

Внутри, как и снаружи, рубленые стены обшиты тёсом. Под купольной крышей находится зеркальный свод на крутых падугах. Свод и стены окрашены масляной краской по наклеенному на обшивку холсту. На зеркале свода - масляная роспись. Сохранился иконостас и почти все иконы. Часть из них, а также утварь относятся ко времени построения храма. На живописи сельских церквей стоит остановить наше внимание. Живопись составляет неотъемлемую часть интерьера. И очень жаль, что в большинстве памятников она не сохранилась. Исключение составляют две церкви Унечского района в сёлах Гудове и Семешкове.

Довольно скромная архитектура резного с позолотой иконостаса Гудовской церкви заключает в себе чрезвычайно интересную живопись икон. В иконостасе иконы размещены в четыре ряда. Они окружают Царские врата. Первый, нижний ряд составляют шесть икон. Их размер 55x65 сантиметров. Иконы посвящены жизни Марии - это «Рождество Богородицы», «Рождество», «Омовение младенца», «Иосиф и сатана», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Общность в колорите и в композиционных приемах, самобытность художественного видения -все это выдаёт руку одного мастера-живописца.

Второй ряд - иконы более крупные, вписанные в арки иконостаса по обеим сторонам Царских врат. Центральная из них - «Спас Вседержи­тель» и «Богоматерь Одигитрия» («Путеводительница») - иконы письма середины XIX века. Богоматерь изображена доброй и ласковой. В её глазах скрытая тоска за судьбу своего сына. Золотисто-охристый фон в сочетании с оливковым цветом лица и рук Марии придают теплоту и нежность всему изображению. Богоматерь помещена близко, как бы спускается к земле, к людям, неся им свою милость и доброту. Отсюда цвета её мафория (одежды): чернь (печаль, земля), красная (торжество жизни), голубая (милость, доброта).

Эти иконы, по-видимому, заменили первоначальные. Можно заме­тить, что в алтаре находятся ещё две иконы одноимённых сюжетов. Их живопись заметно отличается от более позднего письма. Эти иконы были приобретены где-то в другом месте, они имели прямоугольную форму. Чтобы поместить их в иконостас Гудовской церкви, потребовалось из­менять форму. Это выполнено просто: верхней части с помощью топора придано нужное закругление. Однако в иконостас они почему-то не были вставлены. Три иконы второго рада посвящены Николаю Угоднику. Этот святой - покровитель плавающих и путешествующих - был широко по­читаем на Руси. В его честь было построено много церквей, в том числе и на Брянской земле. Одна из икон - крайняя правая в ряду изображает «Николая Зарайского». Вокруг изображения в шестнадцати миниатюр­ных клеймах написано его «житие» - эпизоды биографии святого, эта икона хорошего и тонкого письма, клейма ярким орнаментом обрам­ляют образ, который не лишен торжественной величавости. Остальные иконы второго ряда или «обновлены», или написаны заново в 1903 году.

Над Царскими вратами помещена икона «Спас Нерукотворный». По местному преданию, она принадлежит кисти крепостного художника, который написал икону для только что построенной церкви. Это произ­ведение, пожалуй, самое выразительное во всем иконостасе.

Третий ряд составляют двенадцать икон размером 28x35 сантиметров каждая. Они посвящены Христу («Христос среди учеников», «Жены-ми­роносицы», «Воскрешение Лазаря», «Крещение» и другие). Наиболее интересна икона «Успение». Вместо обычного фона - вида Иерусалима - художник изобразил закатное небо с красными отблескам солнечных лучей. Колорит картины подчеркивает драматизм момента.

Село Высокое Унечского района Церковь Покрова Богородицы

На краю села, возвышаясь над речкой, в окружении больших дере­вьев стоит Покровская церковь. Она построена в 1859 году на средства прихожан села Высокое и деревень Долматово и Дубровская.

В плане церковь крещатая: с тремя равновеликими прирубами алтаря и боковых пределов и удлиненной трапезной с папертью под колокольней.

Объёмная композиция - «восьмерик на четверике». Четверик церкви возвышается над крышами прирубов. Он несет широкий равносто­ронний восьмерик с купольной полусферической крышей, увенчан­ной небольшой главкой с прорезным крестом. Все грани восьмерика снабжены прямоугольными окнами. Массивному восьмерику церкви противостоит в подчиненном положении более стройный восьмерик звона колокольни. Он стоит на поднятом над трапезной четверике и завершён подобно большому восьмерику.

В целом композиция выгладит монументальной. Выразительное со­четание куполов и двухскатных покрытий, в разных ракурсах по-разному освещенных солнцем, выглядит непрерывно меняющимся, динамичным. Декор фасадов выражается в перемежающейся вертикальной и гори­зонтальной обшивке стен тесом и простых наличниках.

В общем характер архитектуры, как и композиции в целом, продол­жает традиции первой половины XIX столетия.

Памятник играет большую роль в сельском пейзаже. Необходимо найти ему лучшее общественно-культурное назначение, чем хозяй­ственный склад.

Село Рассуха Унечского района Церковь Всехсвятская

 

Всехсвятская церковь. Рассуха. Унечскии р-н. Поел, треть XIX в

Памятник находится в центре древнего села, известного по летописи с 1160 года - «ко Изяславу приидоша половци мнози и иде с ними к Во-робейне и к Росухе; и тут повоевав, иде ко Вщижью».

Площадка памятника расположена на высоком берегу речки Рассухи, в разрыве застройки и в окружении деревьев.

Постройка церкви относится к последней трети XIX века. Пере­стройкам не подверглась и сохранилась без значительных изменений первоначального облика.

В плане крещатая, вытянутая по продольной оси с востока на запад. Боковые приделы выступают незначительно.

Здание рублено «в лапу», стены обшиты тесом снаружи и внутри. Перекрытия плоские, за исключением собственно церкви, имеющей восьмигранный пирамидальный потолок, открытый в световой вось­мерик над ним. Крыша церкви четырёхскатная, остальных объёмов -двухскатная. На восьмериках церкви и колокольне - невысокие восьми­гранные шатры с врезанными в них щипцами островерхих «стрел». Эти «колючие» завершения, характерные для времени постройки церкви, фигурные глава и шпиль, тяжеловатые псевдокаменные карнизы, боль­шими выносами резко ограничивающие объёмы, составляют основу объемного и образного выражения архитектуры памятника. 

Внутренняя взаимосвязь помещений свободная, открытая посред­ством широких проемов. Отделка интерьера - масляная окраска стен и потолков. Сохранился простой по архитектурной отделке иконостас с верхним рядом икон, с тремя иконами деисусного ряда (Иоанн с Божьей Матерью, Петр и Павел), киот Николая Чудотворца (1903 год). Иконы письма современного постройке церкви.

Памятник является типичным образцом провинциального зодчества последней трети XIX столетия. Он имеет градостроительное значение в формировании ландшафта живописно-всхолмленной местности села, обогащает силуэт его своими сложными завершениями, гармонирую­щими с архитектурой застройки и красивой природой.

Село Найтоповичи Унечского района Бывшая земская школа

У обрыва высокого правого берега Калиновки, притока Унечи, в окру­жении лип и яблонь, по соседству с памятником архитектуры Успенской церковью (1825 года) стоит бывшая земская школа. Она построена в 1885 году местными мастерами и сохранилась до наших дней без изменения внешнего облика.

В 1918 году, во время формирования Богунского полка, в здании школы размещался штаб героя Гражданской войны Н.А. Щорса. Мно­гие жители Унечского района вступали в ряды полка. Только из села Найтоповичи в нём состояло 80 человек, в том числе три командира. Богунский полк принимал активное участие в освобождении западных районов Брянщины, Чернигова, Киева.

Такая непосредственная связь скромного здания сельской школы с героикой Гражданской войны приковывает внимание к этому месту. И не только это. Сама школа - единственный сохранившийся пример дореволюционного сельского школьного строительства - напоминает о старом облике села. Планировка здания компактная, вписана в пря­моугольник размером 8,70 на 16,40 метра. Здание одноэтажное, состоит из четырех классных комнат, подсобной комнаты и прихожей.

Объемная композиция - лежачий параллелепипед, покрытый че­тырехскатной железной крышей. К нему несимметрично примыкает небольшой объем тамбура-сеней с двухскатной крышей и фронтоном над крыльцом. Фасады скромно декорированы наличниками окон с фигурными элементами и фигурно-вырезными накладками по углам. Довольно крупные окна и простота их ритма придают зданию отличный от жилых домов облик.

Ветряная мельница. Рюхово.Унечский р-н. Начало XX в