Памятники деревянного зодчества Брянского края. Унечский район.
Село Семешково Унечского района Церковь Николая Угодника
Церковь Николая Угодника. Семешково. Унечский р-н. 1733 г.
Церковь стоит на берегу реки в центре сада, в живописном окружении старых деревень она возвышается над всхолмленной местностью и видна не только со всех точек села, но и далеко с полей. По сохранившейся в подполье алтарной части металлической закладной пластине постройка церкви датируется 1733 годом.
Может быть, эта дата относится к ранее построенной церкви, позже «поновленной». Архитектурные формы деталей более свойственны середине XIX века, чем первой половине XVIII века. Церковь построена на средства местного помещика Плешко - владельца богатой усадьбы.
В плане церковь представляет равноконечный греческий крест, ветви которого развивают пространство центрального подкупольного квадрата во все четыре стороны посредством почти полного раскрытия стен. К западному прирубу - трапезной примыкает узкое помещение паперти, над которой поставлена колокольня.
Церковь бревенчатая, рублена топором без применения пилы, гвозди кованые, старинные. Это говорит о древней основе церкви. Стены обшиты тесом снаружи и внутри. Цоколь кирпичный. Железная кровля церкви и колокольни шатровая, прирубов - двухскатная.
Основной объем памятника - четверик - переходит в восьмерик второго яруса. Последний завершён шатром с восьмигранным барабаном с граненой главой с крестом на яблоке. Прирубы одноэтажные. Колокольня трёхъярусная: нижний - четверик, на котором один над другим вознесены два восьмерика. Верхний, как и церковь, завершён шатром и главкой на стройной шейке.
Объемная композиция - компактная - с двумя рядом стоящими шатрами производит впечатление слаженной хорошо найденным сочетанием основных масс, законченной и единой.
Торцы алтарного и боковых прирубов с щипцовыми завершениями как бы повторяют фасады окружающих жилых домов и вводят памятник в их среду. Этому способствуют также три крыльца в виде небольших портиков на двух парах стоек каждое. Окна с ограненными, в духе украинского барокко, верхами обрамлены резными наличниками.
Внутри стены покрашены масляной краской. На своде сохранилась роспись - Саваоф с архангелами, выполненная в зеленовато-голубой гамме. Роспись относится к XIX веку. Четырехъярусный иконостас резной, позолоченный, богато украшен растительным орнаментом, увенчан Распятием в резном окладе. Архитектурная композиция и высокое мастерство деревянной резьбы позволяют считать иконостас современным первоначальному построению храма. Ажурные Царские врата украшены живописными медальонами. В иконостасе сохранились иконы XVIII - XIX веков. В нижнем ряду - четыре большие овальные в резных позолоченных окладах, по стилю едины с иконостасом и могут быть отнесены к XVIII веку. Остальные иконы более поздние, отличны по цвету и композиции, написаны в сухой и примитивной манере. Основной колорит тёмно-бордовый и зелёный. Сохранились предметы внутреннего убранства - подсвечники, паникадило и другие.
Памятник имеет историко-культурное и художественное значение.
Село Гудово Унечского района Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Колокольня. Гудово. Унечский р-н. 1778 г
В удивительном умении старых мастеров располагать в сельском ландшафте важнейшие по тем временам общественные здания - церкви - ещё раз можно убедиться на примере села Гудова.
Церковь Рождества Богородицы находится на холме между двух оврагов с ручьём в одном и речкой в другом. Обильное озеленение, живописно раскинутое по склонам и на вершине холма, выделяет его среди других холмов, занятых застройкой. А там внутри зелёного оклада поставлена небольшая церковь. Она является композиционным центром старинного села.
В седьмой книге «Историко-статистического описания Черниговской епархии» (1873 г.) датой постройки церкви указан 1778 год. Там же сказано, что она построена «иждивением бунчукового товарища Антона Тимофеевича Жоравки».
Архитектура памятника покоряет стилистическим единством, чёткостью композиционного построения, замечательной пропорциональной слаженной всех частей и целого, какой-то необыкновенной теплотой и интимностью своего облика, как снаружи, так и внутри.
Её план не отличается оригинальностью. В пределах традиционной крещатой схемы зодчий сумел найти своеобразное решение объемной композиции. Прежде всего он выделил главное - возвышенный куб собственно церкви. Подчеркнул его значение низкими боковыми приделами с фронтонами по торцам восьмиугольной купольной крыши на двухступенчатом основании сверху. В верхнем ярусе, по высоте в полтора раза большем нижнего яруса и пределов, массив стены прорезан крупными круглыми окнами - по два на каждой стороне куба.
. Скромная трапезная, подчинённая, как приделы и алтарь, основному кубу церкви, соединяет последний с колокольней. Колокольня двухъярусная с более мощным нижним ярусом и небольшим лёгким верхним ярусом звона. Её покрытие - куполок - в малом масштабе повторяет главный купол, куполок завершён очень характерным для XVII! века шпилем с красивым прорезным крестом.
Значительность этой, по существу, небольшой церкви, величавость её масштабу придают скупые, но выразительные детали, их формы следуют каменным формам классицизма. Полуциркульные клинчатые, с выделенными трёхчастными замковыми «камнями» арки украшают нижний ярус колокольни. Пилястры портиков боковых приделов и второго яруса колокольни украшены вырезанными из дерева, упрощёнными ионическими капителями. Венчающие карнизы имеют модульоны. Зубчатой цепью они оживляют гладь стен. Вольность мастера - антаблемент, обегающий здание, не ионический, а дорический. Под каждым модульоном помещён триглиф. Это наивное смешение ордеров здесь, однако, выгладит естественно.
Внутри, как и снаружи, рубленые стены обшиты тёсом. Под купольной крышей находится зеркальный свод на крутых падугах. Свод и стены окрашены масляной краской по наклеенному на обшивку холсту. На зеркале свода - масляная роспись. Сохранился иконостас и почти все иконы. Часть из них, а также утварь относятся ко времени построения храма. На живописи сельских церквей стоит остановить наше внимание. Живопись составляет неотъемлемую часть интерьера. И очень жаль, что в большинстве памятников она не сохранилась. Исключение составляют две церкви Унечского района в сёлах Гудове и Семешкове.
Довольно скромная архитектура резного с позолотой иконостаса Гудовской церкви заключает в себе чрезвычайно интересную живопись икон. В иконостасе иконы размещены в четыре ряда. Они окружают Царские врата. Первый, нижний ряд составляют шесть икон. Их размер 55x65 сантиметров. Иконы посвящены жизни Марии - это «Рождество Богородицы», «Рождество», «Омовение младенца», «Иосиф и сатана», «Избиение младенцев» и «Бегство в Египет». Общность в колорите и в композиционных приемах, самобытность художественного видения -все это выдаёт руку одного мастера-живописца.
Второй ряд - иконы более крупные, вписанные в арки иконостаса по обеим сторонам Царских врат. Центральная из них - «Спас Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» («Путеводительница») - иконы письма середины XIX века. Богоматерь изображена доброй и ласковой. В её глазах скрытая тоска за судьбу своего сына. Золотисто-охристый фон в сочетании с оливковым цветом лица и рук Марии придают теплоту и нежность всему изображению. Богоматерь помещена близко, как бы спускается к земле, к людям, неся им свою милость и доброту. Отсюда цвета её мафория (одежды): чернь (печаль, земля), красная (торжество жизни), голубая (милость, доброта).
Эти иконы, по-видимому, заменили первоначальные. Можно заметить, что в алтаре находятся ещё две иконы одноимённых сюжетов. Их живопись заметно отличается от более позднего письма. Эти иконы были приобретены где-то в другом месте, они имели прямоугольную форму. Чтобы поместить их в иконостас Гудовской церкви, потребовалось изменять форму. Это выполнено просто: верхней части с помощью топора придано нужное закругление. Однако в иконостас они почему-то не были вставлены. Три иконы второго рада посвящены Николаю Угоднику. Этот святой - покровитель плавающих и путешествующих - был широко почитаем на Руси. В его честь было построено много церквей, в том числе и на Брянской земле. Одна из икон - крайняя правая в ряду изображает «Николая Зарайского». Вокруг изображения в шестнадцати миниатюрных клеймах написано его «житие» - эпизоды биографии святого, эта икона хорошего и тонкого письма, клейма ярким орнаментом обрамляют образ, который не лишен торжественной величавости. Остальные иконы второго ряда или «обновлены», или написаны заново в 1903 году.
Над Царскими вратами помещена икона «Спас Нерукотворный». По местному преданию, она принадлежит кисти крепостного художника, который написал икону для только что построенной церкви. Это произведение, пожалуй, самое выразительное во всем иконостасе.
Третий ряд составляют двенадцать икон размером 28x35 сантиметров каждая. Они посвящены Христу («Христос среди учеников», «Жены-мироносицы», «Воскрешение Лазаря», «Крещение» и другие). Наиболее интересна икона «Успение». Вместо обычного фона - вида Иерусалима - художник изобразил закатное небо с красными отблескам солнечных лучей. Колорит картины подчеркивает драматизм момента.
Село Высокое Унечского района Церковь Покрова Богородицы
На краю села, возвышаясь над речкой, в окружении больших деревьев стоит Покровская церковь. Она построена в 1859 году на средства прихожан села Высокое и деревень Долматово и Дубровская.
В плане церковь крещатая: с тремя равновеликими прирубами алтаря и боковых пределов и удлиненной трапезной с папертью под колокольней.
Объёмная композиция - «восьмерик на четверике». Четверик церкви возвышается над крышами прирубов. Он несет широкий равносторонний восьмерик с купольной полусферической крышей, увенчанной небольшой главкой с прорезным крестом. Все грани восьмерика снабжены прямоугольными окнами. Массивному восьмерику церкви противостоит в подчиненном положении более стройный восьмерик звона колокольни. Он стоит на поднятом над трапезной четверике и завершён подобно большому восьмерику.
В целом композиция выгладит монументальной. Выразительное сочетание куполов и двухскатных покрытий, в разных ракурсах по-разному освещенных солнцем, выглядит непрерывно меняющимся, динамичным. Декор фасадов выражается в перемежающейся вертикальной и горизонтальной обшивке стен тесом и простых наличниках.
В общем характер архитектуры, как и композиции в целом, продолжает традиции первой половины XIX столетия.
Памятник играет большую роль в сельском пейзаже. Необходимо найти ему лучшее общественно-культурное назначение, чем хозяйственный склад.
Село Рассуха Унечского района Церковь Всехсвятская
Всехсвятская церковь. Рассуха. Унечскии р-н. Поел, треть XIX в
Памятник находится в центре древнего села, известного по летописи с 1160 года - «ко Изяславу приидоша половци мнози и иде с ними к Во-робейне и к Росухе; и тут повоевав, иде ко Вщижью».
Площадка памятника расположена на высоком берегу речки Рассухи, в разрыве застройки и в окружении деревьев.
Постройка церкви относится к последней трети XIX века. Перестройкам не подверглась и сохранилась без значительных изменений первоначального облика.
В плане крещатая, вытянутая по продольной оси с востока на запад. Боковые приделы выступают незначительно.
Здание рублено «в лапу», стены обшиты тесом снаружи и внутри. Перекрытия плоские, за исключением собственно церкви, имеющей восьмигранный пирамидальный потолок, открытый в световой восьмерик над ним. Крыша церкви четырёхскатная, остальных объёмов -двухскатная. На восьмериках церкви и колокольне - невысокие восьмигранные шатры с врезанными в них щипцами островерхих «стрел». Эти «колючие» завершения, характерные для времени постройки церкви, фигурные глава и шпиль, тяжеловатые псевдокаменные карнизы, большими выносами резко ограничивающие объёмы, составляют основу объемного и образного выражения архитектуры памятника.
Внутренняя взаимосвязь помещений свободная, открытая посредством широких проемов. Отделка интерьера - масляная окраска стен и потолков. Сохранился простой по архитектурной отделке иконостас с верхним рядом икон, с тремя иконами деисусного ряда (Иоанн с Божьей Матерью, Петр и Павел), киот Николая Чудотворца (1903 год). Иконы письма современного постройке церкви.
Памятник является типичным образцом провинциального зодчества последней трети XIX столетия. Он имеет градостроительное значение в формировании ландшафта живописно-всхолмленной местности села, обогащает силуэт его своими сложными завершениями, гармонирующими с архитектурой застройки и красивой природой.
Село Найтоповичи Унечского района Бывшая земская школа
У обрыва высокого правого берега Калиновки, притока Унечи, в окружении лип и яблонь, по соседству с памятником архитектуры Успенской церковью (1825 года) стоит бывшая земская школа. Она построена в 1885 году местными мастерами и сохранилась до наших дней без изменения внешнего облика.
В 1918 году, во время формирования Богунского полка, в здании школы размещался штаб героя Гражданской войны Н.А. Щорса. Многие жители Унечского района вступали в ряды полка. Только из села Найтоповичи в нём состояло 80 человек, в том числе три командира. Богунский полк принимал активное участие в освобождении западных районов Брянщины, Чернигова, Киева.
Такая непосредственная связь скромного здания сельской школы с героикой Гражданской войны приковывает внимание к этому месту. И не только это. Сама школа - единственный сохранившийся пример дореволюционного сельского школьного строительства - напоминает о старом облике села. Планировка здания компактная, вписана в прямоугольник размером 8,70 на 16,40 метра. Здание одноэтажное, состоит из четырех классных комнат, подсобной комнаты и прихожей.
Объемная композиция - лежачий параллелепипед, покрытый четырехскатной железной крышей. К нему несимметрично примыкает небольшой объем тамбура-сеней с двухскатной крышей и фронтоном над крыльцом. Фасады скромно декорированы наличниками окон с фигурными элементами и фигурно-вырезными накладками по углам. Довольно крупные окна и простота их ритма придают зданию отличный от жилых домов облик.
Ветряная мельница. Рюхово.Унечский р-н. Начало XX в