Страницауезд

Брянский уезд (тогда Орловской губернии)

Брянский уезд имел 8 предприятий: арсенал, канатно-прядильные фабрики, лесопильные заводы, ремонтные железнодорожные мастерские и др. Брянский завод в Бежице представлял собой одно из крупных предприятий России. Он был оборудован по последнему слову техники, вооружен электродвигателями мощностью 7150 л.с. На нем насчитывалось 157 различных станков.

В описи и оценке имущества «Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода при ст. «Болва» Риго-Орловской ж.-д.» за 1913 предвоенный год есть полное описание завода.

Вот как, например, выглядит вагонное производство:

«Вагонные мастерские состояли из трёх корпусов, два из них новых, каменных, крытых железом, а также столярная, кровельная и обивочная мастерские каменные, крытые толем. И новая деревообделочная мастерская каменная одноэтаоюная, крытая железом. Механический цех перекрыт «зубчатой крышей с верхним светом и имеет пять высоких галерей в два света» с мощными мостовыми кранами, оборудован 484 станками, в основном предназначенными для обработки паровозных частей».

Оборудование Брянского завода сочетало лучшие образцы отечественных и иностранных станков. Предприятие имело 157 различных станков, среди которых были токарно-винторезные, лобовые, арматурные, строгальные, шлифовальные. Среди них преобладали станки американского производства, часть из которых была быстроходными.

Автоматический токарный станок стоимостью 1200 долларов был заказан у компании «Автоматик Мэшин Компэни», другие в фирмах «Шут-Бэр», «Рида», «Дрезес», «Бойе и Эммес», «Буллард», «Браун и Шарн», «Смис и Мильс», на общую сумму почти 40 тыс. долларов. Наиболее крупный -расточной станок имел высоту центров 2200 мм и ход резцов 3750 мм, диаметр шпинделя 450 мм, мотор в 30 л.с. и позволял вести расточку цилиндров диаметром до 3,5 м. Станки переправлялись из Нью-Йорка во Владивосток даже во время революционных событий. Так, в феврале 1917 года они были доставлены на пароходе «Эйримахус», в мае на пароходе «Импрессоразия». Далее По железной дороге, через всю страну они прибывали в Брянск.До конца 20-х годов это было последнее оборудование, которое получил завод. И лишь в годы первой пятилетки на предприятии появится новое оборудование.

По состоянию на 1 декабря 1913 года на предприятии работало  7773 ремесленника (то есть кадрового рабочего), более 3 тыс. чернорабочих и около 2 тыс. учеников. Всего 12 873 человека. Это i не гапляло свыше 36% всех рабочих Орловской губернии.

В ходе технической реконструкции (с 1912 года) на заводе расширили щшииюрийский отдел и мартеновский цех, построили электрическую печь выплавки специальной стали, построили новую чугунолитейную мне юрскую. В 1913 году расширили вагонный и крановый цеха, перестроили пшенный цех.

40-летие Брянского завода отмечали в июне 1913 года. Из Петербурга приехали члены Правления акционерного общества. Промышленникам было местно, что вскоре начнется большая война. Она потребует много снарядов и гранат. Было решено для производства гранат построить новый цех.

На всех предприятиях Брянска (без Бежицы) насчитывалось свыше 1100 рабочих, в том числе на Арсенале работало 765 человек. В окружавших Прииск селах располагались крупные предприятия акционерного общества Мильцовских заводов: вагоностроительный завод в Паровозной Радице (1200 рп('шчих), годовое производство которого составляло 2,4 млн. рублей; 2 чугунолитейных завода в селах Бытошь (400 рабочих), Любохна (120 ра(н)чих); хрустальная фабрика в с. Дятьково (2100 рабочих) и 5 стекольных фпнрнк, находившихся в селах Бытошь, Ивот, Старь, Стеклянная Радица. На хрустальной и стекольных фабриках работало 6670 человек. Кроме того, в Прииском уезде действовало 15 лесопильных, 6 винокуренных.

Всего в Брянске и уезде в 1913 году имелось 36 предприятий. 11ро.пукция предприятий по обработке, металлов занимала ведущее место, ее удельный вес в общем объеме производства превышал 73%. На предприятиях уезда было занято свыше 22600 рабочих, или 71% промышленного пролетариата Орловской губернии. 90% всех рабочих уезда.