Страницаучись

Середина XVIII в. БРЯНСК. УЧИСЬ — НЕ ЛЕНИСЬ.

Корень учения горек, да плод его сладок

Мир освещается солнцем, а человек — знанием, говорят в народе. Люди испокон веку стремились познать окружающий мир. Учились сами. Передавали знание новому поколению. Учились в домашних условиях, потом в школах...

В середине XVIII века в Брянске действовали три начальные школы. К 1779 году открылась духовная семинария. Затем в 1789 году возникло светское ма­лое народное училище. Были созданы прогимназии, два училища — мужское и женское. При «Арсенале» действовала школа кантонистов. В 1890 году на базе мужской прогимназии создается низшее механико-техническое училище. Через несколько лет оно было преобразовано в среднее. Потом открываются мужская и женская гимназии, мужская торговая школа. Все понимали важность техни­ческого образования. «По всей России сильно ощущается недостаток техников среднего образования, которые составляют главную силу промышленности других цивилизованных стран. В Брянском районе этот недостаток особенно заметен», — писал в августе 1889 года попечитель Московского учебного округа К. Сидоков в рапорте на имя министра народного просвещения. На основании письма брянских властей он ходатайствовал об открытии в Брянске среднего технического училища.

В 1909 году в пределах нынешнего Брянска помимо других учебных заведе­ний действовало тринадцать церковно-приходских школ Орловской епархии.

Попечитель Московского учебного округа в апреле 1911 года сообщал минис­терству, что в местечке Бежице при Брянском заводе населением до тридцати тысяч человек имеются школы: начальная, где занимаются две тысячи учащихся, двухклассные министерские — триста учеников, церковно-приходская — сто, четырехклассное приходское училище — сто тридцать учеников. Более ста пя­тидесяти человек занималось в ремесленной школе и двести пятьдесят учеников числилось в полной женской гимназии министерства народного просвещения.

В это время в Бежице возникает Общество для учреждения и содержания мужской гимназии. Под гимназию приспособили двухэтажное кирпичное зда­ние, акционерное правление выделило определенную сумму денег. Осенью 1911 года состоялось ее открытие.

«Возможность, даваемая открытием Бежицкой гимназии жителям Бежицы воспитывать сыновей, не отрывая их от семейного очага, несомненно выработают из них честных и серьезных работников на пользу и благо Родины», — гово­рилось по этому поводу в приветствии правления акционерного общества.

О первых учреждениях образования в нынешнем Володарском районе сви­детельствуют сохранившиеся документы Николаевской церкви при станции Брянск Риго-Орловской железной дороги, составленных в девяностые годы де­вятнадцатого столетия. В них говорится, что в приходе «имеются две церковно­приходские школы и городское училище».

В 1898 году на Риго-Орловском поселке открылась первая железнодорожная трехклассная школа. Ее здание сохранилось до сих пор. Сейчас оно расположе­но на территории локомотивного депо. В октябре 1902 года открылась четырех­классная школа Полесской железной дороги. Спустя пять лет в Привокзальной слободе начала работать частная женская прогимназия Пузановой, обучение в которой стоило пятьдесят рублей в год. Платным было обучение и во втором городском четырехклассном училище, куда принимались выдержавшие экза­мены по окончании начальной трехклассной школы. Стоимость обучения здесь составляла шесть рублей в год — казалось бы, небольшая сумма, но для боль­шинства детей это училище оставалось лишь мечтой. Учеба в железнодорож­ных школах была бесплатная, однако туда принимались только дети железно­дорожников.

На начало 1914/1915 учебного года на Брянщине действовало 17 средних, 24 семилетних и 1547 начальных школ. В них обучалось более 132 тысяч учащих­ся, или менее половины детей школьного возраста. Во всех школах работало 3400 учителей и воспитателей.

В ноябре 1917 года была провозглашена «Декларация прав народов России», которой регулировались правовые основы всех изменений в образовании. Пос­тановлением Советского правительства все дошкольные учреждения, народные училища, земские, церковно-приходские и другие школы, средние специаль­ные и высшие учебные заведения переходили в ведение Наркомпроса РСФСР. Правительством вскоре был издан декрет о ликвидации неграмотности среди населения. В июле 1920 года Совет Народных Комиссаров учредил Всероссий­скую комиссию по ликвидации безграмотности. Были созданы специальные комиссии и на местах. Обучению грамотности подлежали все жители до пяти­десятилетнего возраста. Предстояла огромная работа, так как по переписи насе­ления 1920 года в Брянске и Бежице почти треть мужчин были неграмотными, а среди женщин и еще больше. Бежицкий отдел народного образования в своем обращении к жителям в марте двадцатого года сообщал, что уже ведутся под­готовительные работы по проведению в жизнь этого декрета. «Но и широкие слои трудящихся должны прийти на помощь отделу... Все грамотные должны бороться с безграмотностью...» Далее сообщалось, что запись неграмотных и малограмотных в школы грамоты ведется в отделе или в 6-й школе по Мценс-кой улице.

В 1923 году в стране было организовано общество «Долой неграмотность». Возникали подобные общества повсеместно и на местах. Движение проходило под лозунгом: «Грамотный, обучи неграмотного».

В августе 1925 года правительство приняло постановление о введение всеоб­щего начального обучения.

«Придавая громадное значение введению всеобщего обучения и считая его делом всех трудящихся, губернский съезд Советов обращается ко всем трудя­щимся Брянской губернии с призывом всячески содействовать осуществлению советскими органами этой важной, трудной и в высшей степени ответственной задачи», — призывал IV губернский съезд Советов.

«Куда строят такую громадину? Кто будет учиться в этой школе?» — недо­умевали некоторые. Это было в 1931 году. А теперь в железнодорожной шко­ле Фокинского поселка Брянск II учатся 1554 детей. Группы переполнены, и надо строить новую школу...» — писала многотиражная газета «Брянский железнодорожник» в ноябре 1934 года. Перед Великой Отечественной вой­ной в Фокинском поселке действовали городская средняя школа № 18 и две начальные, а также железнодорожные средние № 58 и 15, семилетняя № 55 и начальная № 18... Всего же в Брянске и Бежице в сорока пяти школах занима­лось свыше 31 тысячи учащихся, в десяти техникумах — пять тысяч человек. В трех брянских высших учебных заведениях обучалось 1850 студентов. Более шестисот человек учились заочно.

Заглянем через много лет.

В 1985-1986 годах в городе действовали 54 средние, одна восьмилетняя, две начальные и три прочие школы. Их посещало свыше 52 тысяч учащихся. Уроки в школах вели 2357 преподавателей.

«Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим», — отмечал русский литератор и философ В. Белинский. Ученый Д. Менделеев подчеркивал: «Школа составляет громадную силу, определя­ющую быт и судьбу народов государства, смотря по основным предметам и принципам, вложенным в систему школьного образования». В стране при­нималось не одно постановление по его улучшению. Не раз проводились реформы. И еще намечаются. Разработан национальный проект в области образования в наши дни.

В Брянске в семидесяти шести школах ныне занимается сорок девять тысяч учащихся, их обучают около четырех с половиной тысяч учителей. Всего в об­ласти свыше 152 тысяч человек получают знания более чем в 790 школах.

Учение — путь к умению. И важная роль принадлежит в этом учителю.

Учитель... Сколько надо

Любви и огня,

Чтобы, слушали,

Чтобы верили,

Чтобы, помнили люди тебя!

«Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется вос­питанием», — отмечал педагог В.А. Сухомлинский.

Я. Соколов