Клетнянский дорожный ремонтно-строительный участок. Брянская область.
Виктор Петраков (второй справа) держит в руках свидетельство о победе в конкурсе «Дороги России-2013». Слева направо: газоэлектросварщик Павел Гуторов, главный инженер Сергей Конча, токарь........
Виктор Петраков с гордостью показывает золотистую статуэтку и грамоту Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР). В этом году Клетнянский дорожный ремонтно-строительный участок оказался победителем конкурса «Дороги России-2013». Так на уровне страны отметили предприятие, которое в 2012-м выполнило объемы работ больше чем на 100 миллионов рублей. Виктор Петраков говорит, что это заслуга всего коллектива ДРСУч. Здесь людям не нужно объяснять прописную истину: не будешь работать — не выживешь.
- Я всегда говорю подчиненным: свою работу нужно сделать так, чтобы новый заказчик, не раздумывая, пришел только к тебе, — говорит Виктор Петраков. - Только так и можно сегодня жить...
Всего Клетнянский ДРСУч обслуживает 263 километра дорог, большинство из них — с твердым покрытием. Однако предприятие работает не только в своем родном районе, но и в соседнем Жуковском. Сейчас заканчивается ремонт дороги Жуковка - Меловка (8 километров), а потом рабочие сразу перейдут на подъезд к санаторию «Жуковский». В прошлом году, рассказывает Виктор Петраков, клетнянские дорожники вместе с жуковскими отремонтировали дорогу Жуковка - Ржаница. Соседи работают не хуже. Вот только нет у них своего асфальтобетонного завода.
- В прежние годы «Брянскавтодор» из-за многочисленных реорганизаций потерял несколько таких заводов, - объясняет Виктор Петраков. - Нам повезло больше - у нас сохранился. Ему уже 26 лет, мы каждый год вкладываем в него от 700 тысяч до миллиона рублей. Сейчас мы готовы браться за любую работу.
Дороги наши, наверное, не ругал только ленивый. И ведь стараются брянские дорожники, делают свое дело на совесть! Но строительство новых дорог требует серьезных финансовых вложений. А ямочный ремонт, по выражению Виктора Петракова, всего лишь выход из положения...
- Наши дороги сегодня устарели, - объясняет Виктор Ильич. - Их ведь строили в основном с 1988 по 1993 годы, рассчитывая на грузоподъемность автомобилей ГАЗ-51, ЗиЛ-130 и т.п. Не ходили тогда по ним многотонные фуры, да еще и с перегрузом. Уже несколько лет клетнянские дорожники, как, впрочем, и их коллеги по региону, применяют современные технологии. Только вот с торгами бы порядок навести, сетует их начальник.
- Я считаю, что должен быть какой-то квалификационный отбор, — объясняет Виктор Ильич. — Мы раньше предоставляли копию удостоверения машиниста-асфальтоукладчика, мол, вот у нас есть квалифицированный специалист. Сегодня с нас этого никто не требует. Поэтому и получается, что аукционы могут выигрывать «левые» конторы, не имея ни техники, ни квалифицированных рабочих, сбивая цену до минимума.
Однако, как отмечает Виктор Петраков, областная власть с пониманием относится к проблемам дорожников.
- Спасибо нашему губернатору Николаю Васильевичу Денину, который не забывает наш район, — говорит Виктор Петраков. — В этом году, например, Клетня на содержание дорог получила около двух миллионов рублей. Их мы освоили. Каждый год мы заключаем контракты с поселением на содержание сети их внутренних дорог.
Ау, кадры!
Не так просто, оказывается, найти в Клетнянском районе того же грейдериста. Многие специалисты еще несколько лет назад уехали отсюда в Москву.
- На сегодня кадры — это проблема, — вздыхает Виктор Петраков. — Я сам подбираю людей на предприятие. Если нам нужен машинист автогрейдера — беру тракториста, главное, чтобы порядочный человек был. Обращаюсь в учебный комбинат, чтобы этого тракториста переподготовили. По-другому сегодня никак...
Коллектив Клетнянского ДРСУч насчитывает 50 человек, молодежь составляет добрую половину.
- У нас отличные работники, — улыбается Виктор Ильич. — Мне всех их хочется представить к награде. Из старейших — главный инженер Сергей Петрович Конча. Работает с 1989 года, еще его отец руководил этим предприятием. Много лет у нас трудится главный бухгалтер Елена Юрьевна Козлова. Хочется отметить и Виктора Семеновича Понизова — это великолепный грейдерист. Ему не надо рассказывать, что делать. Я ставлю задачу — он выполняет. Работает у нас Владимир Анатольевич Чесалин — прекрасный человек, прекрасный водитель. Токарь-фрезеров- щик Виктор Николаевич Никольский всегда душой болеет за производство. Никому не отказывает в помощи — ведь он еще и отличный моторист. А водителя комбинированной дорожной машины Вячеслава Николаевича Синицына мы в этом году представили к награде от министра транспорта.
-
Кстати, о технике. Во дворе ДРСУч аккуратными рядами выстроились грейдеры, «КамАЗы», трактора... Не сказать, чтобы прямо с конвейера, но и на старье не похоже.
— Сегодня наш автопарк насчитывает 40 единиц техники для зимнего и летнего содержания дорог, — рассказывает Виктор Петраков. — Есть новый немецкий асфальтоукладчик, два катка. В прошлом году мы получили две грузопассажирские «ГАЗели». Мы стараемся, чтобы летняя техника зимой не простаивала. На те же самосвалы на зиму монтируем пескоразбрасывающее оборудование. Конечно, хотелось бы обновить технику...