Страницатвардовский

1931 год Александр Твардовский Брянск

Его поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Дом у дороги», «За далью даль», книга «Из лирики разных лет» вошли в золотой фонд русской литера­туры. Александр Трифонович четырежды удостоен Государственной премии СССР. Многие годы был главным редактором журнала «Новый мир». Родился он на Смоленщине.

И вот мы вместе покидали

Глухие отчие места,

И сколько нам завидных далей

Сулила общая мечта...

Немало за свою жизнь поездил Александр Трифонович по стране, прошагал фронтовыми дорогами войны, повидал множество стран, не раз в молодости бы­вал и на Брянщине.

Летом 1928 года А. Твардовский и его друг — смоленский поэт Сергей Фик-син совершали поездку по маршруту: Смоленск — Брянск — Орел — Курск — Харьков — Симферополь — Севастополь. В мандате, выданном смоленской комсомольской газетой, говорилось, что эта поездка предпринимается с целью изучения жизни и быта. Никаких командировочных денег им не давали. В каж­дом городе молодые поэты делали остановку, искали какую-нибудь временную работу. А потом, получив причитающиеся им деньги, следовали дальше. Таким образом они зарабатывали и на дорогу, и на питание. «В Брянск приехали мы рано утром — от Смоленска это всего восемь часов езды, — напишет впоследст­вии Сергей Фиксин в книге воспоминаний о Твардовском. — Куда пойти? Где приземлиться? Искать гостиницу бессмысленно, помимо паспорта требуют и деньги. А их нет. Устроиться временно на вагоностроительном заводе «Крас­ный Профинтерн»? Там поденщиков, конечно, не возьмут, а оставаться «в кад­рах» — разрушатся все наши планы с поездкой.

И тут мелькнула у меня спасительная мысль. Работая в нефтесиндикате, я приглянулся заведующему Смоленской автобазой, старому большевику Павлу Матвеевичу Щелкунову. Он аккуратно следил за моими стихами в газетах и удивлялся, как это я «с таким талантом» не вылезаю из промасленной пару­синовой спецовки. И вот этого нефтяника-стихолюба еще до нашего «похода» перевели на такой же начальственный пост в Брянск. Моя идея податься к нему была всецело поддержана другом, и мы, не теряя времени, отправились».

Далее автор сообщает, что нефтебаза находилась на окраине города у самой железной дороги. Директор встретил дружелюбно. И за скромным семейным чаем пришли к устному соглашению. Два молодых приезжих стихотворца бе­рутся перекачивать нефтепродукты из вагонов-цистерн в резервуары. За каж­дую цистерн)/- бензина или керосина — три рубля. За нефть — на рубль больше. Ночевать в караульном помещении вместе с милицейской охраной. Админис­трация нарядила поэтов в брезентовые костюмы, и работа началась. С утра до ночи качали нефть, бензин... Брянской нефтебазе молодые поэты отдали сов­сем малую, почти незаметную частицу своей жизни — не более десяти суток. Зато дни эти помогли им уверовать в неодолимую силу труда, и дальнейший путь уже не казался молодым людям слишком рискованным и неясным. «Щел­кунов велел конторе подсчитать опустошенные нами цистерны, — вспоминает С. Фиксин. — Получив свой заработок, мы гордо распрощались со всеми, затя­нули веревочками портфели и отправились на вокзал. Хватило и на билеты, и на недельное питание».

Это не единственная поездка А.Т. Твардовского на Брянщину. Работая в смо­ленской газете, он не раз бывал в командировках в городах и селах Западной области, в которую тогда входила Брянщина.

В конце марта 1929 года в наши края отправился в рейс агровагон. В его составе находился и Александр Трифонович. 2 апреля в «Брянском рабочем» появился его очерк «Агровагон в пути. Хорошо, да мало». Написан он был на станции Навля. «Вопреки опасениям, — говорилось в очерке, — вагон на каждой остановке быстро наполнялся любопытными, крестьяне проявляли живой инте­рес к новой затее: «Мы, собственно, интересуемся, собрались ведь. Но позвольте, как же это? А-г-р-о-в-а-г-о-н... Значит, специально по весеннему делу для дерев­ни?..» Хорошо! Понятно! Полезно!

— Хорошо, да мало, — говорят они, узнав, что хорошая и полезная вещь, пос­тояв в Навле два дня, двинется дальше». Четыре дня спустя «Брянский рабочий» публикует заметку поэта, подписанную инициалами Тв. Ал. В ней рассказыва­лось о работе агровагона, проделанной на станциях Навля, Брасово, Комаричи, Евдокимовка.

В декабре 1930 года по заданию журнала «Западная область» А.Т. Твардов­ский побывал в Климовском районе. Появилась корреспонденция о партийцах, посланных в деревню из Клинцов. Через год он едет в колхозы Брасовского и Вяземского районов. Поездка послужила началом работы над книгой «Дневник председателя колхоза». В декабре тридцать третьего — командировка в колхоз «Решительный» Новозыбковского района.

Во время своего пребывания в Дятькове поэт участвует в создании литера­турной группы при газете «Фокинский рабочий». В тридцатых годах имя А.Т. Твардовского часто появляется на страницах брянских газет. Его стихи публи­куют «Бежицкий рабочий», «Наша деревня», «Путь молодежи», восемнадцать раз «Брянский рабочий». Это были первые стихи молодого поэта, шагнувшего в большую литературу.

Я. Соколов