СтраницаТРОСТАНЬ

ТРОСТАНЬ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

ТРОСТАНЬ, д., Новозыбк. р-на, в 5 км к В. от Новозыбкова, между ж/д линией (платф. 202 км) и шоссе Брянск-Гомель (52°31'30" с.ш., 32°0Г в.д.). 0,76 т.ж.; макс. 1,74 т.ж. (1926). Ц. Тростан-ского с.п. (1,99 т.ж.; включает село Сновское, дер. Дубровка, хутор Величка, посёлки Дружба и Ма­май). Упом. с 1 пол. XVII в. как Новая Тростань, владение шляхтича Красновского; со 2 пол. XVII в. по 1730 - владение стародуб. магистрата, позднее - Безбородко, Новицкого, Румянцова и др.. До 1781 входила в Топальскую сотню Старо­дуб. полка; затем в Новоместском, Новозыбк. (с 1809) уезде (с 1861 в составе Людковской вол., с 1923 в Новозыбковской вол.); с 1929 в Ново­зыбк. р-не. В 1960-1989 в Замишевском с/с. Инд. 243003. Библиотека. См. также Новое Место (Старая Тростань).

Каждый десятый житель деревни Тростань Новозыбковского района — цыган. 8 апреля отмечается Международный день цыган. Этот праздник учрежден на первом Всемирном цыганском конгрессе в Лондоне 8 апреля 1971 года. По данным Брянскстата, согласно переписи населения 2010 года в Брянской области проживает более 3,8 тысяч цыган. В Новозыбковском районе представители этой этнической группы сосредоточены в Тростанском сельском поселении. По официальным данным, их зарегистрировано 137 человек. Наибольшее количество цыган проживают в деревне Тростань — 80 человек, 56 — на хуторе Величка и один зарегистрирован в поселке Дружба. К слову, всего в Тростани проживают около 800 жителей. Примерно половина цыган Новозыбковского района — дети до 18 лет. Обучаются ребята в Замишевской средней школе. Что касается взрослых, то, как правило, они не работают официально, «перебиваясь» случайными заработками. Как рассказывают старожилы, обосновались в Тростани цыгане в 60-е годы, постепенно перебравшись в этот населенный пункт из села Сновское. Тростань оказалась для кочующего народа более выгодной по расположению — и город рядом, и трасса поблизости.

Замышев и Тростань

В 6 верстах от города Новозыбкова.

Ныне в приходе Замышева деревня старая Тростань. Это одно из древних до татарских, поселений, относившихся к гомельскому округу. Помещаем здесь «выпись с книг ревизии 1560 року, Воловича и Нарушевича, его корол. м. короля польскаго комисаров», которая объясняет многое в истории края.

«Граница села Тростани владельцев Зенченков с товарищи: граница того села с бояринами, от границе село Московское Бобовицкое от Кормы с Завихвоста (ныне Буркотка) в реку Ипуть, Ипутью в верх при границе Московской до р. Кормы, Кормою у верх в реке Снов, Сновью у верх при границе села Московскаго Микуличь у речку Каменку, Каменкою вниз до урочища Передел, от Передела логом Гневоцким до озера Могылна, от того озера в реку Ипуть, Ипутью вниз до речки Стовица, Стовицем у верх не много пошовши чрез бор и чрез лес Горский до кормы и Завихноста, откуль граница почалась. – Ширость того грунта от речки Сновы до речки Стовпечки удолж по шесть миль, а впоперок от речки Кормы до р. Каменки на две мили, а инде на версту. Ловов зверинных, кроме переходов, никаких нет; ловы рыбные и гоны бобровые того села за бояринами у реки Ипути от границы села Московскаго от речки Кормы до речки Стовица одним берегом на четыре миле и з другаго берега на две миле, а в другом местцу в речке Корме, от р. Ипути до р. Сновы одним берегом на две миле, только никчемные; в третом месту на р. Деменке от реки Ипути до Рыловичь обома берегами на две миле; в четвертом месту в р. Каменке вишей шляху гемельскаго, до р. Ипути обем берегами».

Зенченки – без сомнения древние местные дворяне и православные. Это видно и по названию; да и несомненно потому, что литовско-русское дворянство на брестском сейме 1544 г. и виленском 1547, требовало от короля, дабы на основании литовскаго статута 1529 г. поляки небыли допускаемы ни к каким должностям в пределах литвы и югозападной России и поляки, как чужеземцы, до 1564 г. неимели права приобретать собственность в этих краях.

Опись коронной гомельской волости 1640 г. ясно показывает, что при польском правительстве земли с. Тростани отобраны были у Зенченков на короля, и именно в тех самых границах, какия указаны в грамате 1560 г. Не трудно понять, что это было в следствие того, что Зенченки не хотели служить ляхам. Универсал1655 г. показывает положение местных дел при гетманщине.

«Григорий Гуляницкий полковник нежинский и всего сивера войска его ц. в.

Ведомо чиним – особливо сотнику Гомельскому, – иж есть отчина Опанаса Зенченкова у Тростани в сотне гомельской; абы он спокойне того своего заживал, не поносячи в той своей отчине кривды и перешкоды ни отколь, а мешкать ему волно люб в Стародубе, люб где хотеть и своею спокойне заживать, – на то мы ему письмо даем при печати нашой с подписью руки власной. Деялось в Стародубе м. октоврия дня 27 1655».

Прибавим к тому, что распоряжениями 1625 и 1656 г. селище Тронтанское утверждено было в числе других земель за Борознами  и мы останемся вне всякаго сомнения, что Тростань было населением до татарским.

В 1668 г. в Замышеве поселились раскольники: но для избежания неудовольствий за участие некоторых в стрелецком бунте некоторые приняли православие, а другие удалились на Ветку.

В 1735 году был выдан антиминс для новаго замышевскаго покровскаго храма заменившаго старый, построенный на место храма Тростани около 1680 г.

По переписи 1764 г. в ранговом полковничьем селе Замышев 307 д. м. в курене Тростани 244 семьи казаков.

По исповедным росписям число прихожан: в 1790 г. 686 м. 685 ж., в 1810 г. 723 м. 730 ж., в 1830 г. 755 м. 809 ж., в 1850 г. 984 м. 1049 ж., в 1860 г. 1049 м. 1082 ж. (козак. 206 м., мещан 24 м.).

 

 

ТРОСТЕНЧИК, п., Комарич. р-на, Усожского с.п., в 11 км к Ю.-З. от дер. Усожа, в 16 км к С.-В. от Севска (52°13'40" с.ш., 34°40*в.д.). 0,28 т.ж.. Упом. с 1930-х гг.; до 2005 в Лукинском с/с (с 1980-х гг. - его ц.). Отд. связи (инд. 242421), Дом культуры, библиотека, средняя школа.