СтраницаТроицкий

Троицкий собор Трубчевский район Брянской области

Храм во Имя Святой Троицы (г. Трубчевск)

Интересный памятник культового зодчества Брянщины в стиле позднего барокко, с позднеклассицистической по формам колокольней, сохранивший в своем составе части церкви начала 16 века и отдельные фрагменты первоначального храма. Представляет собой обширное двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике. Центральная квадратная в плане часть нижнего этажа-подклета с апсидой относится к 16 веку. Над ней крупный двусветный четверик несет массивный приземистый восьмигранник с высоким граненым куполом, увенчанным малым сквозным восьмериком с маленькой главкой.

Город расположился в очень живописном месте на берегу Десны. Красивый пейзаж открывается с соборной горы, на которой находится главный памятник Трубчевска - Троицкий собор.

15 апреля 1992 года собор был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужение в нем возобновилось 16 июля 2004 года. В храме продолжаются восстановительные работы.

Троицкий собор - это каменная книга, главы которой "написаны" в разные времена. Археологические раскопки 1971 года выявили у стен алтаря существующего собора остатки каменного храма XII века. Но была ли это первая глава строительной истории собора? Не заняла ли каменная церковь XII века, как это обычно бывало, место неизвестной нам деревянной предшественницы в древней боярской усадьбе, расположенной здесь до устройства острога? Следующая глава истории собора - это конец XV века. Возможно, тогда была построена новая каменная или смешанная церковь на месте храма XII века. От нее сохранилась родовая усыпальница князей Трубецких, наиболее раннее погребение в которой относится к 1520 году. О древности усыпальницы говорят не только украшенные древнерусским орнаментом и надписями плиты надгробий, но и сама архитектура: низкий с простыми суровыми деталями круглый столб в центре квадратного помещения, нависшие над ним тяжелые своды..

Собор был построен в начале XVI века князьями Трубецкими и впоследствии стал их фамильной усыпальницей. Нынешний собор сооружен над старым в конце XVIII века. В начале XIX века к собору пристроена колокольня, а начале XX - Ниловский придел. А в результате раскопок 1971 года под собором обнаружен каменный храм XII века!

То есть, получается, что нынешний Троицкий собор строился на протяжении восьми веков и на самом деле представляет собой не один, а три храма, построенные друг над другом!

Брянская область, Трубчевский район, село Селец, церковь Троицы Живоначальной, построена в конце 18 века

Здесь, на горе, и надо начать знакомство с архитектурными па­мятниками Трубчевска - с главной архитектурной и исторической достопримечательности города - Троицкого собора.

Троицкий собор - это каменная книга истории города. Главы ее «написаны» в разные времена и разными материалами.

Археологические раскопки 1971 года выявили у стен алтаря сущес­твующего собора остатки каменного храма, построенного в XII веке.

Возможно, это была домовая церковь княжьего дворца. Но была ли это первая глава строительной истории собора? Вероятно, нет.

По мнению директора городского краеведческого музея В.А. Па­дина, археологические раскопки курганов Кветунского городища и Соборной горы позволили «отодвинуть» день рождения города на последнюю четверть X века. На Соборной горе до размещения там острога существовало боярское подворье. И может быть, каменная церковь XII века заняла место, как это обычно делалось, неизвестной нам деревянной предшественницы?

Следующая глава истории собора «вписана» в конце XV- начале XVI веков. Между 1503 годом, когда Трубчевск перешел под власть Моск­вы, и 1520 годом, к которому относится наиболее раннее погребение в усыпальнице, видимо, была построена новая церковь на месте храма XII века. От нее сохранилась родовая усыпальница князей Трубецких, составившая часть нижнего этажа позднейшего собора.

В толстой стене устроена полукруглая ниша - аркосолий. В нее в 1602 году была заделана плита надгробия князя Федора - видного русского государственного деятеля и полководца XVI века, последнего из ветви Трубецких, «до селе шедшей по прямой линии от Гедимина». Еще четыре плиты вделаны в пол усыпальницы и подалтарного по­мещения.

О древности этой части собора говорят не только украшенные древнерусским орнаментом и надписями плиты надгробий, но и сама архитектура: низкий, с простыми суровыми деталями круглый столб в центре квадратного помещения, нависшие над ним тяжелые своды...

Во время польской интервенции в 1618 году Соборная церковь была разорена людьми гетмана Жолкевского. На ее месте по указу царя Алексея Михайловича от4 ноября 1646 года трубчевский воевода Иван Федорович Еропкин приступил к восстановлению Троицкого собора. Весной 1650 года воевода Патрикей Степанович Исупов за­кончил постройку собора, пристроив к нему паперть и колокольню с лестницами. Этот собор был деревянным над каменной усыпальницей Трубецких.

Новая глава каменной книги - это собственно собор, воздвигну­тый на месте древней постройки, частью которой была усыпальница. Собор возведен на средства купца Василия Савина в 1784 году по традиционной схеме - «кораблем».

Высокий куб собора поставлен над усыпальницей. Куб несет вось­мерик-барабан купола, увенчанного световым восьмигранным фона­риком с куполком и крестом. Пятигранная апсида алтаря примыкает к кубу с востока, а с запада-двухэтажная, широкая, с двумя внутренними массивными столбами трапезная. Архитектура этой части несет печать влияний стиля русского барокко, хотя и небогата декоративными элементами. Угловые лопатки, над ними широкие раскрепованные антаблементы, фигурные, с расширениями вверху и лучковыми сан­дриками наличники окон, посаженных в неглубоких прямоугольных нишах, - вот и весь декор, украшающий фасады собора.

Следующая глава строительной истории памятника возвращает нас в 1824 год. В этом году была завершена постройкой четырехъ­ярусная колокольня. Другие времена - другая архитектура. Это уже классицизм. Строгий и по-провинциальному несколько тяжеловесный. Сдвоенные пилястры с простыми антаблементами и плоскими фрон­тонами, арки и круглые окна украшают ярусы колокольни.

Предпоследняя глава каменной книги добавлена в 1910 году при­стройкой Ниловского придела к северо-восточной части соборного куба. Архитектура придела отражает влияние так называемого псев­дорусского стиля, господствовавшего в культовом строительстве во второй половине XIX и начале XX веков.

В 1970-1985 годах написана новейшая глава в истории собора. В это время произведена реставрация внешнего облика замечательного памятника архитектуры. Использование в качестве музея продлит его художественную жизнь, тесно связанную с многовековой жизнью города.

В 1897 г. был произведен капитальный ремонт храма: обновлен иконостас в приделе мучеников Флора и Лавра, исправлена штукатурка, покрашены стены храма внутри и снаружи. В годы безбожного лихолетья церковь была закрыта, священник с семьей репрессирован; с церкви сорвали крест, сбросили колокола, были уничтожены иконы. С тридцатых годов здание церкви использовалось не по назначению: сначала под МТС, потом под склад и магазин. В 1992 г. был восстановлен в малой мере приход, который проводит Богослужения в южном приделе как наиболее сохранившемся.

Троицкий собор в Трубчевске (позднее барокко, 1784 г; колокольня возведена в формах классицизма)

Один из самых знаменитых соборов Трубчевска создан в стиле позднего барокко. Тро­ицкий собор, возвышающийся на Соборной горе над Десной, выглядит величаво и очень живописно. История собора, сохранившего в  своём составе отдельные фрагменты перво­начального храма, любопытна и заслуживает более подробного изучения.

Трубчевской десятины жилыя данныя церкви 1647-1710, 1721-1746 годов.
      В нынешнем во 155 (1647) году по указу великого государя святейшего Иосифа патриарха Московского и всеа русии по дозору и по переписным книгам города Трубческа Чолнскаго монастыря игумена Ионы "прибыли" вновь:
      Церковь Живоначальной Троицы, да церковь Михаила в Трубческу на посаде на старом городище, соборная, дани рубль 11 денег, десятильничных и заезда гривна, с бортнаго ухожья с знамени 3 алтына 1 деньга, за рыбную ловлю с озера 3 алтына 2 деньги, июня в 22 день те деньги взято, платил Трубческой Жучиной слободы егорьевской поп Козьма.
      156 года февраля в 8 день те деньги платил Чолнскаго монастыря игумен Иона.

Свято-Троицкий собор в Трубчевске. Здесь, в нижнем храме собора, находится усыпальница Трубецких

  Храм расположен на южной окраине города, на Соборной горе – высоком и крутом берегу Десны, посреди парка, на месте древнего городища XII-XIII веков. Первый каменный храм возник здесь в конце XII - первой трети XIII века. В начале XVI века вместо него князьями Трубецкими был построен небольшой бесстолпный храм с высоким подклетом, ставшим их фамильной усыпальницей. После 1618 года, когда город оказался во власти Польши, сильно пострадавшее здание храма переделали в костел.

СОБОР ТРОИЦКИЙ
Расположен на южной окраине города на Соборной горе - высоком и крутом берегу Десны, посреди парка, на месте древнего городища 12-13 вв. Первый каменный храм возник здесь в кон. 12 - 1-й трети 13 в. (установлено раскопками П.А. Раппопорта в 1971 г.). В нач. 16 в. вместо него князьями Трубецкими построена небольшая бес-столпная церковь с высоким подклетом, ставшим их фамильной усыпальницей. После 1618 г., когда город оказался во власти Польши, сильно пострадавшее здание переделали в костел, а после возвращения Трубчевска Русскому государству оно в 1646 г. стало соборным храмом Троицы. В 1784 г. на средства прихожан и купца В. Савина сооружен нынешний собор, в который был включен прежний подклет-усыпальница. В 1824 г. к зданию пристроена колокольня, а в 1910 г. с северо-востока - Ниловский придел. Собор реставрирован в кон. 1970-х гг. (архит. Л.П. Бестужева). Интересный памятник культового зодчества Брянщины в стиле позднего барокко, с позднеклассицистической по формам колокольней, сохранивший в своем составе части церкви нач. к 16 в. и отдельные фрагменты первоначального храма. Представляет собой обширное двухэтажное кирпичное и оштукатуренное здание типа восьмерик на четверике. Центральная квадратная в плане часть нижнего этажа-подклета с апсидой относится к 16 в. Над ней крупный двусветный четверик несет массивный приземистый восьмигранник с высоким граненым куполом, увенчанным малым сквозным восьмериком с маленькой главкой. У пятигранного алтаря и в западной части подклета раскопками обнаружены основания стен, столбов и апсид из плинфы (4-4,5 х 16-18 х 13,5-26 см) первоначального храма домонгольского времени, четырехстолпного, с полуколонками на фасаде, относившегося к памятникам черниговской архитектуры кон. 12 - 13 в. С южной стороны здания на уровне подклета находится закрытая галерея, а к северной во всю ширину фасада пристроен поздний Ниловский придел с крыльцом, выполненный в русском стиле. К широкой двухъярусной трапезной с запада примыкает четырехъярусная колокольня. Ее массивные четверики (два верхних служили звоном) венчает купольная кровля с коротким конусообразным шпилем. Барочный декор фасадов храма включает крупные пилястры на углах объемов, широкие антаблементы с раскреповками в их завершении, прямоугольные ниши, обрамляющие на восьмерике окна с лучковыми перемычками, и характерные фигурные наличники с "ушами", "фартуками" и лучковыми сандриками. Строгое убранство ярусов колокольни состоит из плоских парных угловых пилястр, простых антаблементов и небольших фронтонов; над арочными проемами ярусов (кроме второго) расположены круглые окна. В интерьере нижнего этажа-подклета особенно интересна усыпальница Трубецких с массивными стенами (1,5-2 м) из мелкого кирпича, прорезанными с боковых сторон окнами с сильными откосами. Ее мощные своды с распалубками над проемами поддерживает в центре низкий круглый столб. В усыпальнице сохранились 15 надгробных плит 16-17 вв. из белого камня, одна из которых находится в большой нише-ар-косолии, а остальные положены в уровень с полом (две в алтарной части, перекрытой коробовым сводом). Большинство плит с вырезанными древнерусской вязью надписями и своеобразным орнаментальным узором. С западной стороны усыпальницы находится обширное, относящееся к 18 в. помещение подклета трапезной, своды которого опираются на мощные столбы. В верхнем, основном этаже здания выделяется развитое в высоту центральное помещение храма с восьмериком на двойных тромпах, перекрытым сомкнутым восьмигранным сводом. Необычно расположение окон восьмерика, прямо над верхними тромпами, и четырех круглых люкарн в гранях его свода, чередующихся с круглыми медальонами с изображением евангелистов. Своды обширной трапезной поддерживают два мощных столба в западной части и перекинутые между ними и стенами арки; в пятигранном алтаре свод сомкнутый. В кон. 19 в. масляными красками написаны композиция "Тайная вечеря" (на западной стене) и фигуры святых (свод, южная и северная стены). Роспись, выполненная в неярких тонах, является типичным произведением позднеакадемического стиля. Четырехъярусный иконостас кон. 18 - нач. 20 в. представляет собой интересный памятник в стиле барокко, довольно сдержанный по композиции (многие иконы утрачены). Нижний ярус (объединяет иконы местного и праздничного чина), заходящий на южную и северную стену, образован коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент, который в центре прерывается аркой. Три верхних яруса объединены легкими выступами, создающими вместе с колоннами спокойный ритм вертикальных членений. В центре четвертого, последнего, состоящего из трех икон, над аркой помещена композиция "Распятие". Иконы заглубленной средней части имеют бблыпие размеры. Придельные одноярусные иконостасы, сохранившиеся фрагментарно, выполнены в кон. 18 в. Основным элементом их декора в духе барокко являются витые колонки с резьбой из листьев и цветов и написанные над иконами (не сохр.) венки, ленты и композиция "Всевидящее око" в треугольнике. Печи в юго-западном и северо-западном углу основного объема, украшенные филенками и карнизами, относятся ко времени сооружения церкви

Усыпальница князей Трубецких

XV век  Архитектура