СтраницаТроицкая

Троицкая церковь Клинцы Брянская область

Троицкая церковь. Клинцы. 1782 г.

 

Построен храм в 1782 г. и является древнейшим памятников ар­хитектуры в городе. Имена строителей не сохранились, заказчиками выступали прихожане. План церкви вытянут по оси запад-восток и со­ставлен из равношироких помещений: паперти (нижний ярус колоколь­ни), притвора, трапезной, «настоящей» церкви и алтаря. Внешние углы алтаря скошены с целью придания апсидальной формы. Все остальные помещения прямоугольные.

Трапезная имеет базиликальный разрез. Четыре круглых стойки делят ее на три нефа. Средний, более широкий, поднят над боковыми и освещается окнами второго яруса. Общий размер храма 10,5x43 м. Стены - рубленные из бревен «в лапу», первый ярус колокольни и при­твор - кирпичные. На четверике храма поставлены последовательно уменьшающиеся три восьмерика. Алтарная апсида - двухъярусная, верхний ярус ее в несколько уменьшенном виде повторяет форму нижнего, пятигранного.

Пространственная композиция - «кораблем» - состоит из двух выделяющихся по вертикали четырехъярусных объемов: церкви и колокольни, соединенных длинным корпусом трапезной. Последний посредине увенчан декоративным восьмериком на кубической тумбе с куполком и главкой. Этот промежуточный вертикальный акцент за­полняет излишне большой разрыв между вертикальными доминантами и усиливает композиционную связь между ними. Ему вторит такой же акцент над вторым ярусом алтарной апсиды.

Объем собственно церкви решен весьма пластично. Все грани первого светового восьмерика заканчиваются бегущей нарядной линией щипцо­вых завершений. В лотковую крышу его врезаны кубические основания угловых главок, стоящих на куполках восьмигранных барабанов. Главки луковичные, с крестами. Барабаны плотно примыкают ко второму свето­вому восьмерику. Над его купольной крышей возвышается третий, глухой, восьмерик. Он покрыт полусферой и поддерживает более крупную, чем угловые, главу с крестом. Второй ярус алтарной апсиды завершается, как и первый восьмерик, декоративными пологими щипцами. Стены обшиты тесом вертикально, вверху концы нащельников завершены досками с арочными вырезами. Над ней богатые профилированные с сухариками карнизы. Завершения наличников окон - резные гребешки.

Архитектурные формы четырехъярусной колокольни отличны от форм храма и трапезной. Она решена в приемах классицизма и, оче­видно, пристроена к церкви позже.

По трем сторонам второго яруса стена колокольни декорирована портиками пилястр, широко расставленных попарно на краях пологого фронтона. Проемы звонов третьего яруса прямоугольные с полукруглы­ми арками завершения. Четвертый ярус - небольшой глухой четверик, покрытый куполком с крестом на яблоке.

Подкупольное пространство храма объединено с трапезной про­емом по ширине среднего нефа и соединяется тремя дверными про­емами с алтарем. Трапезная, притвор и паперть сообщаются дверями.

В иконостасе - иконы письма XSX-XX веков.

Памятник представляет интересный образец многоглавой дере­вянной архитектуры. Его пластичный силуэт обогащает окружающую застройку города.