СтраницаТРЕТЬЯ

Брянщина. ТРЕТЬЯ ПЯТИЛЕТКА (1938-1942 гг.)

Третий пятилетний план рассматривался как крупный шаг по строительству социалистического общества. Война в 1941 году прервала его выполнение.

Ставились новые задачи, вызванные обострением международной обстановки. 1 сентября 1939 года началась вторая мировая война.

«...Гигантский рост промышленности и всего народного хозяйства в третьей пятилетке и необходимость обеспечения его дальнейшего бесперебойного подъема в соответствии с общегосударственным планом, особенно в условиях нарастания агрессивных сил империализма во внешнем окружении СССР, требуют СОЗДАНИЯ КРУПНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ, прежде всего, по топливу, электроэнергии и некоторым оборонным производствам, а также по развитию транспорта, с правильным размещением по соответствующим

районам страны, устранением непроизводительных и дальних перевозок II обеспечением основных экономических очагов страны максимальным количеством ресурсов на месте...»

(Из резолюции XVIII съезда ВКП(б)).

Пятилетка для Брянской промышленности началась с обращения Стахановцев и ударников «Красного Профинтерна» к коллективам всех ЗАВОДОВ транспортного машиностроения страны. Отметив нарастание угрозы войны и обостряющейся борьбы между трудом и капиталом, между кровавым фашизмом и демократией, рабочие предприятия приняли на себя обязательства по улучшению всех производственных показателей.

В социалистическом соревновании возникло движение многостаночников. Рабочие брали на себя обязательства обслуживать большее количество станков, чем требовалось по норме.

Например, на заводе «Красный Профинтерн» число многостаночников к концу августа 1939 года составило 70 рабочих, к 1 января 1940 года— 362, к осени 1940 года - 500 человек. На заводе имени Урицкого на многостаночную работу перешел целиком цех.

Впервые в СССР на заводе «Красный Профинтерн» была освоена выплавка и прокат малоуглеродистого железа марки «КП». Эти использовались в качестве заменителя цветных металлов для ряда (прокладочные кольца, малопроводные трубки и т.д.).

В фасонном цехе предприятия под руководством инженера Мавриченко был освоен сифонно-станочный безопочный способ отливки стальных и чугунных деталей. Это позволило резко увеличить производительность металлургических цехов и снимать с квадратного метра формовочной площади до 70—100 тонн изделий вместо 12—13.

Стахановцы сталелитейного цеха Н.И. Бобриков, Д.Е. Акимушкин, М.А. Егоров, М.И. Мирошников, П.Н. Тишин, Н.Я. Донцов и мастер Н.К Левхан были удостоены 5 февраля 1941 года премии народного комиссара тяжелого машиностроения СССР.