Страница трактору

Глинищево, памятник трактору. Брянский район Брянской области.

ПРОЛОЖИВШЕМУ ПЕРВУЮ БОРОЗДУ

Разрабатывая план кооперирования сельского хозяй­ства, Владимир Ильич Ленин огромное значение придавал механизации крестьянского труда. Великий вождь видел в высокопроизводительных машинах прочную основу дви­жения к коммунизму. Ильич мечтал о том времени, когда на полях России будет работать сто тысяч тракторов. Сейчас только в колхозах и совхозах Брянской области насчитывается более 20 тысяч тракто­ров, около семи тысяч автомашин, пять тысяч зерно­вых комбайнов, множество другой современной техники. Она, конечно же, не идет ни в какое сравнение с ма­шинами, которые в тридцатых годах прокладывали пер­вые борозды на колхозных полях. Техника стала более мощной, надежной, легче ею управлять. А сколько сде­лано для того, чтобы механизатору было работать и удобно и приятно. Закрытая кабина с отличным обзором на тракторах, отопление, вентиляция, управление на гидрав­лике;

И все-таки для советских людей особенно дороги именно те первые машины, чихающие, чадящие, тихо­ходные, на которых тракторист был открыт всем ветрам, глотал пыль, изнывал под палящими лучами солнца. Но это были первые тракторы, собранные своими руками. Рабочие приходили проводить эти маломощные колесные машины как на большой праздник. А с какой надеждой и интересом встречали их в деревне!

Один из первых тракторов отечественного производ­ства (ХТЗ) как символ революционного преобразования сельского   хозяйства   на   базе   колхозного   производства установлен в 1967 году высоко на постаменте у рай­онного объединения «Сельхозтехника» в селе Гли-пищево Брянского, района. Этот трактор в 1930 году прокладывал первую борозду на колхозном поле. Таких машин на полях нашей губернии тогда было очень мало.

Но промышленность наращивала выпуск сельскохо­зяйственной техники. И в канун 1931 года Советское правительство приняло решение о разрешении сбора средств среди населения в целях быстрейшего стро­ительства машинно-тракторных станций. Пленум Брянско­го райисполкома, обсуждавший вопрос о ходе коллективи­зации и подготовке к весеннему севу, 13 января принял обращение: «Построить МТС!» В нем говорилось:

«Мы, нижеподписавшиеся, приветствуем постановле­ние правительства о строительстве МТС в первую очередь в тех районах, которые мобилизуют средства населения в размере не менее 25 процентов.

Мы предлагаем районным организациям немедленно развернуть кампанию по мобилизации средств на МТС...

Мы одобряем инициативу газеты «Брянский рабочий» собрать среди своих читателей не менее 25000 рублей и просим возглавить массовую кампанию по мобили­зации средств на строительство МТС». Обращение под­писали 38 человек. Вся стоимость строительства машин­но-тракторной станции оценивалась в полтора миллиона рублей. Из номера в номер «Брянский рабочий» публико­вал списки тех, кто вносил деньги на строительство МТС. Вот некоторые из сообщений: партийно-комсомольское собрание д. Меркульево — 68 рублей, ученики Журинич-ской школы первой ступени — 15 рублей, рабочие буфета ст. Брянск-1 — 44 рубля, рабочие Любохонского завода — 30 рублей. Однодневный заработок решили внести рабо­чие и служащие совхозов, столовой № 1, члены кол­хоза им. Фрунзе внесли 1000 рублей. На 20 марта на текущий счет поступило от населения 23 тысячи рублей.

При активном участии трудящихся машинно-трактор­ные станции были построены в Брянском и в других районах. Сельское хозяйство получило прочную матери­альную базу. Ныне многие работы на полях полностью механизированы. А в память о тех незабываемых днях, когда наши отечественные тракторы прокладывали на колхозных полях первые борозды, труженики-«колесники» установлены па пьедесталы. Подобно тому, как в Глини­ще вс, тракторы установлены на территории райобъеди-нения  «Сельхозтехника»   в  г.   Стародубс  и  в  г.   Севске.