Страницаткачество

Брянщина.   РАДУГА ТКАЧЕСТВА (Г. МАРОХОВСКИЙ, член географического общества АН СССР)

Русское народное узорное ткачество и декоративная вышивка...

Как трудно представить без них многообразие крестьянского быта, культуры! Словно из древних сказов и былин шагнули многоцветьем радуги на льнотканые полотна чудные фантастические птицы, раздолье луговых трав и цветов.

Узорное ткачество и вышивка исстари имели в крестьянском быту два назначения — утилитарное и обрядовое. Они придавали народной одежде, предметам и самому интерьеру жилища своеобразие и колорит, тот неповторимый облик, что всегда отличал один район от другого.

В брянских поселениях старинные льнотканые изделия выполнялись традиционным для здешних мест узорным, так называемым накладным ткачеством, с богатым геометрическим орнаментом, набиравшимся в мелком и частом ритме. Именно в такой технике исполнялись знаменитые на всю Центральную Россию XVII —XVIII веков брянские поневы, являвшиеся непременным атрибутом верхней женской одежды.

Среди более тринадцати тысяч льноткальных узорных изделий, хранящихся в фондах Государственного исторического музея СССР, брянские поневы занимают одно из самых значительных мест.

Элементы узорного ткачества исстари широко использовались в декоре обрядных, покосных, порой и повседневных одежд крестьянок: на «кустах»— рукавах, «планках», «урядах», мужских и женских рубах, в элементах каймы блуз, рубах, платьев... Живописный облик придавали крестьянскому жилищу узорчатые, яркие подзоры, скатерти, «покрышки» — одеяла, наконец, прославленные на весь мир русские, украинские и белорусские полотенца — «рушники», в которых, пожалуй, наиболее ярко и глубоко отразилось мастерство рукодельниц, богатство народного льнотканого искусства.

Геометрия брянских орнаментальных разработок в накладном ткачестве сводилась к различным ромбовидным фигурам, считавшимся в древности символом солнца. Ромбы или квадраты с перекрестиями повествовали о том что молодая семья принялась строить дом. Подобные иаделия с выраженной символикой — редкость в наше время. Однако в деревне Нежча Красногорского района такой рушник удалось обнаружить.

В вышивке брянских мастериц девятнадцатого века находим вполне реалистические сюжеты, тяготеющие к культовому содержанию. Это всевозможные «обереги», «берегини» — магические русалки, львы, не существующие в природе птицы, значение которых «оберегать» дом от «злых духов», от «искушений» и от «лукавого»...

Эта символика, связанная с календарной и семейно-бытовой обрядностью, четко прослеживается в полотенцах, которые, возможно, служили в крестьянском быту и своеобразным календарем. Предположение это подтверждается целой серией зарегистрированных в пору экспедиционных изысканий на Брянщине элементов ткачества и вышивки, прямо указывающих на культовый и бытовой календари. Обследования в Клетнянском, Навлинском, Красногорском и других районах говорят о бытовании в народе рушников «свадебных», «рождественских», «пасхальных» или «Воскресенских», "семечных"— поминальных, функционально ориентированных на тот или иной обряд. В соответствии с ним и выбиралась тематическая разработка ткачества, позднее и композиция вышивки. Всегда праздничнымн выглядели «девичьи» и «свадебные» полотенца. Девушка, выходя замуж, должна была выткать или вышить. И для своего жениха специальный рушник, композиционно близкий к «свадебному».

«Свадебные» рушники еще и сегодня можно найти в брянских селах. Один из них, выполненный в начале столетия популярной для здешних мастериц вышивкой «веревочкой», мне довелось увидеть в селе Болотне. О мотивах свадьбы говорит многое своеобразный кокошничек — «венец» — в навершии композиции, голубки, обилие стилизованных гибких растительных мотивов, подчеркнутые соответствующей случаю надписью.

К концу XIX века сложное узорное ткачество уступает место орнаментальной вышивке, искусство народной вышивки, известной в Европейской России издревле, переживает как бы свое второе рождение. Все реже встречаются вышивки с традиционным, плотно набранным геометрическим рисунком. На смену им приходят свободные и в выборе композиции, и в повествовании, оставляющие значительную часть ткани осветленным, текстурным фоном. Ведь в узорном ткачестве и ставшей его следствием геометрической вышивке мастерицы ограничивались средствами выражения, обусловленными самой технологией. В композициях шитья, приближенных к рисунку, техника глади, например, не только не сковывала волю и фантазию мастерицы, но и помогала ей. Все это способствовало развитию в местной вышивке реалистических разработок.

Смотришь на вышивку крестьянской гладью Александры Филипповны Поторчи из деревни Харитоновки Клетнянского района, и невольно напрашивается сравнение с техникой акварельного рисунка, с мягкими теневыми переходами. Голубки-обереги, венчающие живописную композицию, знаменуют жизнь в любви, мире, спокойствии...

Было бы неверным видеть в поздней брянской вышивке только нарицательные мотивы. В работах современных мастериц, а их, к сожалению, становится с каждым годом все меньше, прослеживаются и чисто декоративные приемы. В основном это полюбившиеся на Брянщине веточки березы, колоски пшеницы, всевозможные некультивируемые цветы — солнцеобразные ромашки, васильки. Все это присутствует в работах искусной вышивальщицы Александры Поторчи, изделия которой могут составить коллекцию целого музея. Мастерица обладает не только высоким мастерством, но и глубоким чувством такта в повествовании, традиционными композиционными особенностями брянских рукодельниц. Немаловажно и то, что шьет она на домотканом материале нитками собственного изготовления соблюдая сложившуюся на Брянщине технологию народного шитья.

В роду Александры Филипповны Поторчи женщины традиционно занимались искусством вышивания. И ее мать, и бабушка, жившие в прошлом веке на территории нынешнего Почепского района, слыли в округе искусными вышивальщицами, работали на заказы. Александра Филипповна показала свои многочисленные работы, сложенные в старый сундук. Познакомила с техникой такого нелегкого труда.

— А в музей бы отдали свои работы, Александра Филипповна?

— Неужто бы не отдала! Да ведь до Брянска — в-о-о-н сколько!..

Может быть, действительно больной, в годах крестьянке до областного центра и далековато. Но, думается, от Брянска до деревни Харитоновки путь намного ближе...

Мне уже не раз доводилось со страниц газет выступать в защиту брянского узорного ткачества и вышивки. Не раз в экспедициях убеждался, как бесследно исчезают в туристических рюкзаках богатейшие коллекции. Ладно б только в рюкзаках. Все же есть надежда, что люди сохранят эти рушники. Ткачество и шитье прошлого века гибнут в сундуках самих мастериц. По существу, это клад, только вот беда, никто его не ищет.