СтраницаТенишева

Тенишева Брянщина

«ГОРДОСТЬ ВСЕЙ РОССИИ»
Современники называли Марию Тенишеву «гордостью всей России». Для этого были веские основания. Вся ее жизнь, неутомимая творческая деятельность была посвящена служению русскому искусству, отечественной культуре. Имя Марии Клавдиевны Тенишевои не может быть связано только с одной страной. Ее деятельность охватывала Россию, Италию, Францию, Смоленский и Брянский края, Москву и Петербург. Круг интересов Марии Клавдиевны постоянно расширялся, включая в себя просвещение, искусство и науку, пропаганду российской культуры за рубежом. Как меценат она поддержала целую плеяду русских художников и многих ученых, способствовала развитию музеев в стране. Во Франции имя Тенишевои называлось непосредственно за именем С.П.Дягилева - крупнейшего пропагандиста русского искусства во Франции в начале XX века.
Княгине выпало жить в сложный и во многом трагический период русской истории. Как будто рожденная не в свое время, она задумывала и осуществляла то, что часто превосходило понимание окружающих. Тенишева была крупнейшим коллекционером. Она оставила нам три известные коллекции, сохранившиеся до сих пор: русской и зарубежной графики (Государственный Русский музей), декоративно-прикладного и народного искусства, эмалей и инкрустаций (обе в Смоленском музее-заповеднике). Несколько коллекций растворились в собраниях других музеев.
Мария Тенишева (до замужества - Пятковская) родилась 20 мая 1858 г. в Петербурге в дворянской семье. Долгое время существовала путаница с датами ее рождения. Исследователи называли то 1867-ый, то 1868 год. В 2002 г. Юлия Янчарковая в своей статье «Россия была мне мачехой: штрихи к портрету княгини Марии Клавдиевны Тенишевои», на основании подлинной записи о ее рождении, сделанной в книге Новосельцевской церкви Санкт-Петербурга 20 мая 1858 г., точно обозначила дату рождения Марии Клавдиевны. После окончания частной гимназии Марию выдали замуж за адвоката Р. Николаева, но брак оказался неудачным. В 1881 г. Мария с дочерью уехала в Париж. Здесь она получила музыкальное образование, став профессиональной певицей.
Мария Клавдиевна представляла собой уникальную личность, в которой прекрасная внешность и внутренняя глубина находились в гармонии и дополняли друг друга, - и в нее влюблялись очертя голову. Художники, увидев ее, тянулись к кисти. Только один Репин написал с нее восемь портретов. Но лишь Валентину Серову удалось оставить вечности главное, что было в Тенишевои, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она шла, не обращая внимания на неудачи. Словно вторым рождением стал для нее в 1892 г. брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым - крупнейшим российским промышленником. Благодаря ему Тенишева получила возможность в полной мере проявить свои творческие способности и таланты в деле сохранения культурного наследия русского народа.
С 1892 по 1896 гг. Тенишева прожила в Бежице, где находились заводы мужа. Мария Клавдиевна была поражена тяжелым положением рабочих, их полным бесправием, темнотой и безграмотностью. Ее возмущало поведение горстки инженеров и мастеров с непомерно большими окладами и мизерными интересами. Тенишева основала в Бежице несколько учебных заведений для детей рабочих и учредила благотворительное общество для оказания помощи сиротам и вдовам.
Мария Клавдиевна организовала народную столовую с обедами за умеренную плату. Первые рабочие, вошедшие в светлое, просторное помещение, остолбенели в изумлении - на раздаче блюд стояла сама княгиня, уговаривая не стесняться и подходить за своим обедом. Вступив в борьбу с местными дельцами, она добилась, чтобы рабочим продавали высококачественные и недорогие продукты питания. Тенишева добилась, чтобы семьям рабочих выдали во временное пользование пустующие земли, и с этого начинается их расселение из тесных и душных бараков в дома с огородом и палисадником. Убедительным доводом княгини были слова: «Построив свой дом, они сделались бы вечными и верными коренными работниками». Так началась плановая застройка улиц Бежицы индивидуальными домами рабочих и служащих.
Тенишеву интересовала проблема досуга рабочих, и она организовывает в Бежице театр, где выступали приезжие артисты, проводились вечера и концерты. И везде княгиня становится живым центром, вокруг нее кипела и преображалась жизнь. Рабочие горячо любили княгиню, знали, что у нее всегда можно найти защиту и покровительство. В результате на заводе резко сократилась «текучка кадров», повысилась производительность труда. Говоря о своей бежицкой эпопее, Тенишева ничего из сделанного не ставила себе в заслугу. По ее словам, она просто стремилась возвратить долг «немым, безымянным труженикам взамен пролитого пота, утраченных сил, преждевременной старости...». 23 мая 1894 г. в Бежице был открыт Дом общественного собрания. Для этого княгиня выхлопотала у правления завода разрешение на передачу Общественному собранию огромного дома В.Ф. Крахта площадью 297 кв. сажен. Портрет Тенишевой украшал это здание вплоть до 1917 года. Когда усталая, расстроенная или, наоборот, сияющая, она после очередной схватки с чиновниками или после посещения уроков в школе появлялась в доме, Тенишев, глядя на жену, невольно себя спрашивал: «Для чего, зачем все это нужно женщине, которая рождена править бал в столичных дворцах?». И не находил ответа.
Вспоминая о годах, проведенных в Бежице, Тенишева в своей книге «Впечатления моей жизни» писала: «Четыре года кипучей деятельности, полные осмысленного труда на заводе, пролетели как сон. Мне даже всегда было очень жаль уезжать на зиму в Петербург, отрываясь от дела. Но только я уже не боялась завода и его обитателей, он стал дорог мне как место моего крещения, где мне удалось стяжать славу, развернуться, выполнить все заветные мечты.... Гордость брала меня от сознания, что судьба отметила меня именно

М.К. ТЕНИШЕВА И РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В БРЯНСКОМ КРАЕ

Первый период научно-просветительской деятельности Тенишевой приходится на 1890-е гг. Живя в Бежице, она постепенно начала интересоваться положением дел на заводе. Неоднократно проезжая по рабочему посёлку, видела скудность быта и бедность рабочих, чьи дети играли в грязи и пыли. В своих воспоминаниях Тенишева писала: «Условия рабочей семьи в Бежице были тяжёлые. Рабочие жили в огромных двухэтажных деревянных казармах, разделенных на множество мелких квартир, в которых помещалось по две, а то и по три семьи... на детей сыпались побои и пинки,... они охотно бежали от тесноты и дурного обращения и слонялись весь день на свободе, одичалые, огрубелые, развивая в себе, бог весть, какие пороки». Её, поразило то, что на 28 тысяч жителей рабочего поселка приходилась всего лишь одна школа с 400 учениками. Учитель, заведовавший школой, наживался на продаже учебников и тетрадей. В поселке шло почти поголовное пьянство и картежная игра.
В 1892 г. Тенишева открыла при заводе ремесленное училище на 60 человек. Тенишева наблюдала за процессами, происходившими с детьми: «Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело». В 1893 г. благодарные родители учащихся преподнесли ей резное блюдо с надписью «Княгине Тенишевой в благодарность от родителей ремесленного училища». Когда училище перестало вмещать всех желающих, в парке, прилегавшем к дому Тенишевых, было отстроено новое двухэтажное каменное здание, на первый курс было принято 200 учащихся. Училище имело хорошее оборудование для проведения учебных занятий. Машины и станки выписывались сюда из-за границы, в чем, конечно же, сказались влияние и возможности Тенишева. В здание училища были проведены электричество и водопровод. Училище было двухклассным. Заведовать им был назначен А.М.Смирнов, приглашённый из Смоленского технического училища. Тенишева вспоминала: «Главное, что удовлетворяло мое самолюбие, - это сознание того, что, придя туда последнею, после двадцатилетнего существования завода, мне удалось создать то, что уже давно должно было сделать».
Княгиня открыла ремесленную школу для девочек, где обучали рукоделию, кройке и шитью и еще несколько школ. Все школы создавались и содержались на капиталы Тенишевых, а Мария Клавдиевна являлась их попечительницей.
В селе Хотылево хозяйка имения создала школу для сельских детей. Несмотря на нежелание крестьян, по воспоминаниям Тенишевой: «Школа принялась, пустила корни, и в скором времени я услышала от родителей искреннее спасибо, которое было мне лучшей наградой». Тенишева не только существенно помогла развитию образования на Брянщине, но и заложила основы технического образования в Бежице.

Париж, лаборатория Тенишевой.

Усадебный парк княгиня планировала сама, там

она разместила множество приятных сюрпризов для

гостей. Например, рыбный пруд и два арочных мости-

ка, которые были переброшены через глубокие овра-

ги, пересекавшие прогулочные дорожки. Один из мо-

стиков сохранился до сих пор примерно в километре от

усадебного дома в лесных зарослях. Кирпичная кладка

от времени рассыпается, скоро мост обвалится, но по-

ка он еще достаточно прочен.

Самое популярное место усадьбы — широкая

каменная лестница. Ее тоже планировала сама княги-

ня Тенишева. Лестница была центром композиции, она

прямиком вела к Десне: мощные ступени из гранита, ма-

ленький уютный грот, в котором можно было любовать-

ся пейзажем… В советское время «народные умельцы»

повадились таскать отсюда камень и делать из него над-

гробные памятники...

«Мы переехали в хотылевский дом. Он уже был

окончен и величаво красовался на высоком берегу

Десны, среди густой зелени столетних лип, ярко

белея на солнце. В конце живописного партера, перед

балконом, была встроена величественная лестница

из дикого камня, ведущая двумя широкими спусками к

реке. У пристани от сильного стремени весело».

Это отрывок из воспоминаний Марии Клавдиевны

Тенишевой. Ее имя, ее творчество, ее дела стерла из памя-

ти народа революция. Но ведь, по утверждению Михаила

Булгакова, «рукописи не горят». Вот и после смерти Тени-

шевой ее верная подруга княгиня Екатерина Святополк-

Четвертинская сохранила 35 тетрадок с «Впечатлениями

моей жизни» — так назвала свои заметки Мария Клавди-

евна. В 1933 году их опубликовали во Франции и лишь

спустя 60 лет — в России.

Эти воспоминания примечательны тем, что дают

возможность составить некий портрет времени, увидеть

жизнь «в Бежеце» (Мария Клавдиевна именно так пишет

слово «Бежица», через «е»). Описания заводчан и мест-

ной знати довольно ироничные, чего только стоит вот

такая фраза:

«Женский элемент на заводе был невозможный.

Там, казалось, не было ни одной интеллигентной

женщины. Это были или самого пошлого пошиба

архипровинциальные кокетки со скандальной

репутацией, или просто разжиревшие, грубые и

вульгарные матроны с кучами невоспитанных детей.

И все эти дамы были, конечно, на ножах. Едва

коснувшись их, я наслушалась головокружительных

сплетен. Я всегда ненавидела сплетни и тотчас

забывала, что мне рассказывали».

Дом Тенишевых в бежицком Майском парке. Позже — заводоуправление. Фото 1923–1926 годов

Княгиня Тенишева

Слово о Марии Клавдиевне Тенишевой

Межпоколенческий опыт в общественной деятельности М.К. Тенишевой

Тенишева Брянский край