Страницатехнический

Брянский государственный технический университет

«В Брянске стоял вопрос о рабочем университете. Я думаю, что если уже где и открывать рабочий университет, то в первую очередь в Бежице, там все учат­ся, тяга к знаниям огромная, и тем более он должен быть в самом рабочем цен­тре», — отмечала на заседании президиума Главполитпросвета Н.К. Крупская после своего посещения Брянска и Бежицы в сентябре 1927 года. Об открытии технического вуза на Брянщине ходатайствовали и местные органы власти.

«Разрешить ВСНХ СССР организовать в 1930 году в г. Бежице Брянского ок­руга втуз нового типа — Бежицкий машиностроительный институт для подго­товки инженеров по машиностроению...» — гласило решение Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 22 декабря 1929 года. Учебной базой для института послужил Бежицкий рабфак и школа, размещавшаяся в здании бывшей жен­ской гимназии по улице Карачевской, 30. Первым директором института стал инженер завода «Красный Профинтерн» Г.С. Дибнер.

«От жарких мартенов, где плавится сталь, от токарных станков и рубильни­ков они пришли во втуз, чтобы переплавить жизнь, ускорить оборачиваемость колес индустриализации», — писала газета «Брянский рабочий» о первых пи­томцах вуза. К занятиям 10 января 1930 года приступило 124 студента. Их обу­чали 25 преподавателей. В этом же году был проведен в мае второй набор, а в сентябре — третий. Число студентов увеличилось до трехсот тридцати.

Материально-техническая и лабораторная база института создавалась одно­временно с организацией учебного процесса. Учебные занятия чередовались с производственной практикой в цехах завода «Красный Профинтерн». Попол­нялся вуз и научными кадрами.

Выходят «Бюллетень машиностроительного института», сборники науч­ных трудов «Записки БМИ». Член-корреспондент Украинской академии наук, профессор М.А. Короткевич пишет первые в стране учебники: «Основы вагоностроения», «Расчет и конструирование вагонов». Над учебником «Изотер­мические вагоны» трудится профессор Е.Д. Гриневский. Главный инженер по вагоностроению завода «Красный Профинтерн» и преподаватель кафедры «Вагоностроение» М.Т. Мержанов, побывав в научной командировке в США, выпустил книгу «Вагоностроение в Америке», а также учебник «Производство вагонов»... Издаются работы Г.Д. Шевченко и Г.И. Погодина-Алексеева «Пред­варительный и текущий контроль при сварочных работах», «Физические явле­ния в электрической дуге» и ряд других научных трудов.

При созданной в институте аспирантуре кандидатские диссертации за­щищают выпускники вуза П.Н. Афанасьев, A.M. Тимашев, Л.Н. Никольский, Н.В. Афанасьев, Е.А. Луцук... Крепнет база института, пополняется кадрами, увеличивается число студентов. До 1941 года в институте было подготовлено на дневном и вечернем обучении более тысячи высококвалифицированных специалистов.

С началом войны часть сотрудников и студентов ушла на фронт. Институт эвакуировался в город Нижний Тагил. В конце августа сорок первого два эше­лона ушли на далекий Урал, увозя наиболее ценное оборудование, литературу, документацию преподавателей и студентов. Были на новом месте трудности, сложности военного времени. Профессорско-преподавательский состав вел подготовку инженеров. Важной составной частью деятельности института ста­ла научная работа по испытанию материалов для производства боевой техники и боеприпасов. За трехлетний период деятельности института в Нижнем Таги­ле он осуществлял связь с семнадцатью предприятиями. Было выполнено для них более тридцати научно-исследовательских работ.

В эвакуации ученые вуза поддерживали творческие связи с эвакуированным институтом электросварки Украинской академии наук, во главе которого стоял Е.О. Патон. Некоторое время он по совместительству возглавлял кафедру элект­росварки в институте. Электросварка широко применялась в производстве бро­нетехники, особенно танков Т-34.

После освобождения Брянщины институт в августе 1944 года прибыл в Бе-жицу. Началась послевоенная жизнь. С годами он креп, развивался. По-разно­му назывался вуз. Сначала Бежицкий машиностроительный институт, потом Орджоникидзеградский машиностроительный, Бежицкий механико-машино­строительный, Бежицкий институт транспортного машиностроения, а с июля 1956 года он стал именоваться Брянским институтом транспортного машино­строения (БИТМ). За успехи в области подготовки специалистов для народного хозяйства страны вуз был награжден орденом «Знак Почета». В 1996 году при­обрел статус Брянского государственного технического университета.

Более 36 тысяч специалистов и научных работников подготовлено со дня основания вуза. Они трудятся во многих уголках России, странах СНГ. Многие занимают важные руководящие посты. Так, например, Г.П. Бирюков, пройдя многие ступени, стал генеральным директором и генеральным конструкто­ром бюро транспортного машиностроения Российского космического агентс­тва (КБТМ), доктором технических наук и философии, профессором, действительным членом Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Он удостоен многих орденов и медалей, звания заслуженного машиностроителя Российской Федерации. Среди выпускников — Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий, академик Академии наук Российской Федерации К.В. Фролов, академик Национальной академии Белоруссии П.И. Ящерицын и много других.

Весомый вклад в развитие учебного заведения внесли многие профессора, преподаватели, сотрудники, а также руководители вуза П.Г. Королев, А.Г. Ле­бедев, И.В. Шамин, Э.В. Рыжов, В.Т. Буглаев... В наши дни ректором БГТУ яв­ляется профессор А.В. Лагерев. После окончания этого вуза он прошел все сту­пени от ассистента до руководителя университета.

Сегодня БГТУ — Брянский государственный технический университет — это учебно-научно-исследовательский комплекс. На трех его факультетах обу­чается около семи тысяч студентов и сто аспирантов и докторантов. Занятия ведут почти четыреста высококвалифицированных преподавателей — доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты. Университет располагает хорошей материальной базой — учебными корпусами, учебно-научными лаборатори­ями. Информационная база — это четыреста современных компьютеров, уни­кальное оборудование для организации видеоконференций через Интернет и создания виртуально-исследовательских лабораторий.

Высокая репутация учебного заведения позволяет получать до двадцати самых различных грантов ежегодно. В университете реализуется ряд меж­дународных программ, направленных на его интеграцию в международную общеобразовательную сферу. Тесное сотрудничество поддерживается с тех­ническими университетами Германии — Дрезденским и Гамбургским, Мас-сачусетским из США, а также Дублинским, Будапештским, Белградским... Координатором Ассоциации вузов славянских государств, в которую вошли 25 вузов, выбран БГТУ. Богаты история и традиции брянского вуза. Впереди новые дали.

Я. Соколов