СтраницаСвенский монастырь.

Свенский монастырь. Брянская земля. (Орловский вестник. – 1888 год.)

В четырех верстах от Брянска, на правом возвышенном и довольно живописном берегу реки Десны, находится Свенский монастырь, один из древнейших наших монастырей. Основание этого монастыря положено в 1288 году князем Романом Михайловичем. Князь родился в Брянске и, приехав однажды из Чернигова, заболел глазам и ослеп; зная же, что в Печерском киевском монастыре находится чудотворная икона Божьей Матери, он послал в Киев гонца и просил икону отпустить в Брянск. Икону отправили из Киева на лодке по Днепру и Десне; не доезжая до Брянска нескольких верст, монахи остановились отдыхать и для этого заехали в речку Свень. На другой день в лодке иконы не оказалось, монахи пошли искать и направились в лес на горы, где и нашли икону на огромном дубу. Они хотели было ее снять, но как только хотели брать, так она поднималась выше. Тогда некоторые остались возле дуба и один был послан в город, чтобы рассказать о случившемся. Князь собрал духовенство и отправился в лес на берег Десны, где начал молиться и прозрел. Он обещал построить на этом месте монастырь, устроены были особые подмостки для архимандрита, который и снял икону с дуба.

В то же время принимая лично участие, князь начал строить деревянный храм; на месте, где он увидел вновь свет, был поставлен крест, а икона была помещена во вновь устроенной церкви. Огромный дуб стал считаться священным и только в последнее время на месте его выстроена часовня, так как дерево от старости засохло; почти каждый богомолец считает своею обязанностью взять на память кусочек священного дума. Внутри часовни изображен дуб и список с иконы, когда ее нашли на дереве. Затем постепенно монастырь увеличивался. Князья и цари обращали внимание на монастырь, присылали вклады и во время царствования Грозного икона была принесена в Москву. При Грозном в монастыре начали строить каменные церкви; их построено две: одна Успенская, другая Печерских Чудотворцев; вероятно, в то же время была выстроена и колокольня, хотя об этом указаний нет. В настоящее время на колокольне десять колоколов, подобранных довольно хорошо; во втором этаже и до настоящего времени стоит механизм колокольных часов; механизм остается без употребления. В смутное время монастырь несколько раз разорялся; так, напр., в  1583 году литовцы напали на Брянск и монастырь и монахи принуждены были с иконой бежать в лес. Впоследствии монастырь вновь отстроился. Из монастырской хроники видно, что Петр I бывал в монастыре неоднократно и для него была выстроена особая каменная келья в две комнаты. В настоящее время она приведена в порядок и в ней находится портрет Петра, оставленный им старинный стул, Грамота Елизаветы Петровны о заложении нового большого храма и рисунок иконостаса, сделанный пером и красками. Грамота написана по-славянски на металлическом листе, местами послипяла и вделана в старинную раму; рисунок сделан очень тонко и со всеми мелкими подробностями резьбы и икон. Сделан ли он с самого иконостаса или это только был проект его, а также и то, кто именно нарисовал его, остается неизвестным. В этом домике сохранилась старинная печь с выпуклыми раскрашенными зеленою и синею красками изразцами.

Весь монастырь обнесен стенами и раскинут довольно широко. На самой середине возвышается церковь, на которую Елизавета Петровна, проезжая на юг России, пожертвовала 6000 рублей на построение новой церкви по проекту итальянского архитектора Растрелли. В этой обширной пятиглавой церкви замечателен иконостас вышиною в 46 аршин и состоящий из семи рядов икон, из которых четыре ряда в рост человека. Иконостас весь золоченый и резной самой тонкой и разнообразной работы; особенно хороши целые резные колонны, кажущиеся совершенно сквозными. Также хороши и царские врата. Со времени установки иконостас не подновляли, иконы же были не особенно давно подновлены, - и иконостас этот считается одним из самых дорогих и высоких. За подновление его сведущие люди определяли сумму не менее 100000 рублей.

Внутренность церкви с тремя хорами кажется немного мрачной по отсутствию света; в окнах слишком мелкие переплеты, свет проходит плохо и, кроме того, с южной стороны стоят две огромные ели. Три входа в храм также малы и поэтому иконостас трудно рассмотреть хорошо. Не хватает и люстр; в церкви их две, не считая малых, но они очень невелики, повешены низко и освещают только снизу. Только в ясный день, к вечеру накануне праздника, когда все церковные двери были отворены перед всенощной и спускавшееся к закату солнце освещало сквозь окна и двери грандиозный иконостас – можно было его рассмотреть подробнее во всей его своеобразной и исключительной красоте; он представлялся величественным, по выдержанности своего стиля. В алтаре на престоле поставлены два Евангелия с ценными серебряными окладами; размер их очень большой и по своей тяжести они не могут быть употреблены при богослужении. Тут же находится также больших размеров с распятием Христа серебряный крест с таким же подножием; вышина его около двух аршин.

Для иконы Божьей Матери с левой стороны устроено особое место и ежегодно 3 мая ее переносят из теплой церкви в холодную. Риза иконы в настоящее время богато изукрашена золотом, бриллиантами и особенно жемчугом. Для перенесения иконы устроен особый ковчег со стеклами, тремя свечами внутри и серебряными украшениями снаружи. Кругом церквей расположено девять разных корпусов келий; два из них каменные, остальные деревянные, кругом зданий раскинут большой фруктовый сад, который продолжается и за монастырскими стенами на юг, по берегу Десны. Монастырь имеет свою небольшую пасеку. В саду между фруктовыми деревьями и на берегу реки и до сих пор остались огромные сосны, липы и ели; тут был когда-то лес; оставшиеся пни указывают на существовавшие деревья огромных размеров. За колокольней по спуску расположены могилы бывших иноков; против алтаря Успенской церкви – памятники похороненных в ограде монастыря. На памятниках, которых не особенно много, встречаются фамилии Чемадурова, Надеиных, Ивановых, Тютчевых, Маныкина-Невструева. Тут же похоронены бывшие настоятели монастыря Амвросий и Иерофей; памятник последнего очень хороший, недавно поставленный. Также заслуживает внимания памятник на одной из могил брянских купцов Комаревых.

В настоящее время в монастыре памятники на могилах от времени в плохом состоянии, кроме двух-трех. По-видимому, они настолько стары (на некоторых еще видны большею частью прошлого столетия), что некому их теперь и поддерживать; вероятно, многих родственников погребенных и самих уже нет на свете. 

Монахов в монастыре не много; есть совсем уже старики. Считая всех, их живет в стенах монастыря до 70 человек. Умерший настоятель Иерофей, а затем теперешний архимандрит Авраамий привели по возможности хозяйство монастыря в более благоприятное состояние. В большой Успенской церкви, напр., с основания ее был постлан пол из чугунных плит с украшениями; он был очень холоден и невозможно было стоять в церкви и в летнее время. Теперь сверх плит этой огромной церкви постлан деревянный пол, которым и устранено неудобство чугунного. При общем же осмотре внешности монастыря, следы всеразрушающего времени видны везде и на всем и оставляют впечатление простора и покоя. Вид за реку, с высоких обрывов, с бесконечным зеленеющим лесом на горизонте и со множеством ложбин с водой недавнего весеннего разлива на заливном лугу левого берега Десны, еще более подкрепляет впечатление. Вдали – среди леса, луговин и воды, виднеется желтоватой песчаной лентой полотно полесской гомель-брянской железной дороги. Со старинной невысокой колокольни монастыря эта картина кажется еще шире в своем спокойном однообразии. Эти места можно считать началом знаменитого Полесья.
 
Еще первого мая епископ Симеон выехал по витебской дороге в Брянск, куда и прибыл к вечеру, заезжал в женский монастырь, а на другой день слушал обедню в Свенском монастыре в теплой церкви печерских чудотворцев. После обедни, приложившись к иконе, и по благословении народа, еще накануне праздника прибывшего в монастырь, он отправился, в сопровождении настоятеля и народа, осматривать монастырь, делая указания и распоряжения относительно завтрашнего праздника. В домике Петра I он читал старинную грамоту Елизаветы Петровны и указал, как на важное историческое событие, - что Петр I в этой келье получил известие об измене ему Мазепы. Отсюда царь отправился к Полатве и победил шведов.
 
Вечером 2 мая началась всенощная в большой церкви. Служил сам епископ Симеон с иеромонахами монастыря и своими певчими. Народу к вечеру собралось еще больше, церковь уже не вмещала всех и было очень тесно. Всенощная продолжалась до девяти часов. С утра 3 мая, с пяти часов, началось служение утрени, затем средней обедни и наконец службы в Успенской соборной церкви при участии епископа. Из города прибыло духовенство с хоругвями. Совершен был крестный ход вокруг стен монастыря. Икона была установленным порядком перенесена из теплой церкви в холодную. Служба была торжественная; народ прибывал и занял весь монастырь, не исключая сада; церковь была переполнена. Вскоре прибыл орловский вице-губернатор А. А. Берс, исправник Козакевич, городской голова Сафонов, начальник артиллерийского отдела Никитин и другие административные и военные представители города. В церковь впускали сначала понемногу, но с массой народа невозможно было справляться и образовалось движение входящего и выходящего народа. Сначала преобладали женщины и крестьяне соседних деревень, затем жители Брянска, рабочие рельсопрокатного завода, арсенала и мальцевского товарищества. Приблизительно собралось до 10000 человек. К полудню монастырь был буквально занят народом; сидели и стояли везде, где возможно было; перед воротами монастыря и на высоком берегу реки стояла толпа и отдельные группы. Во время крестного хода один из брянских фотографов снял несколько моментов крестного хода. Во время литургии епископом Симеоном была произнесена соответствующая настоящему празднику проповедь, а затем при колокольном звоне совершен крестный ход на водоосвящение к келье Петра I и молебен на месте явления иконы, в часовне, находящейся на левой стороне теплой церкви печерских угодников. После молебна в часовне, отслужен был молебен преосвященным пред иконой над трапезой и он окропил святой водой приготовленную на монастырском дворе трапезу, - это был ряд длинных, покрытых полотном столов с приготовленной пищей и хлебом.
 
После окропления трапезы освещенной водой епископ Симеон направился с крестным ходом в церковь для разоблачения. Кроме обеда для народа, приготовленного на монастырском дворе, трапеза была приготовлена в отдельном корпусе, справа от соборной церкви, в саду, куда и направились приглашенные настоятелем монастыря лица. Между ними был один из секретарей синода г. Протопопов, приехавший на праздник из Петербурга. Обед продолжался довольно долго; к шести часам пополудни начались приготовления к крестному ходу с иконой в город и, по окончании трапезы, когда все получили на память о празднике по книжке описания монастыря
, составленной на основании собранных материалов по истории этой же древней обители покойным архимандритом Иерофеем, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа, - крестный ход направился в город. Желающим на память раздавались также деревянные ложки с текстом о празднике и соответствующими по этому случаю изображениями. За народом целой вереницей двинулись экипажи и извозчики. Икона была поставлена в ковчег, который понес, постоянно меняясь, народ: каждому хотелось хоть немного понести явленную икону. Народ двинулся вслед за крестным ходом в Брянск, по дороге через гору, мимо часовни, принадлежащей Свенскому же монастырю, о построении которой в монастырских записях никаких указаний не сохранилось. От монастырских ворот еще долго было видно множество двигающегося по дороге народа с колыхающимися в воздухе хоругвями. День стоял теплый и ясный, и вполне соответствовал торжеству, с полудня начался было сильный южный ветер, но к вечеру значительно стих и изменился. С юго-запада надвигались тучи; было видно, как вдали начался дождь, который и пошел в Брянске поздно вечером, часов в одиннадцать, когда в Преображенском соборе шла всенощная. С колокольни монастыря процессию можно было наблюдать до тех пор, пока она не скрылась за деревней и не начала спускаться по дороге в городу. Преосвященный из дома, где был приготовлен стол, благословляя народ, прошел с некоторыми гостями к настоятелю монастыря в особый монастырский деревянный корпус, находящийся с правой стороны от ворот. По уходе крестного хода, монастырь стал пустеть, народ расходился по домам в разные стороны, а большею частью в Брянск.
 
Через некоторое время подана была карета преосвященного и он поехал в город, сопровождаемый игуменом Авраамием, г. Протопоповым и другими. Встреча крестного хода с иконой в городе последовала в начале Московской улицы, близ склада артиллерийского отдела. Солдаты квартирующего в Брянского Дорогобужского полка были выстроены с ружьями по обеим сторонам улицы. Музыка того же полка встретила крестный ход исполнением гимна «Коль славен»; последовала небольшая остановка и ектения, а затем процессия двинулась при колокольном звоне к собору, где икона была поставлена среди нового Преображенского собора; епископ уже прибыл и началась всенощная. Большая церковь собора была занята народом; на площадке обширной лестницы и на ступенях, а также и на улице, стоял и толпился народ, входя и выходя из собора. Всенощная продолжалась до часу ночи; в это время шел довольной сильный дождь. По окончании всенощной, преосвященный отправился в женский монастырь, где ему и было приготовлено все для ночлега.
 
На другой день, 4 мая, при ясной погоде, с утра к собору вновь начал стекаться народ, желавший приложиться к иконе и отслужить молебен. С десяти часов началась обедня при служении епископа Симеона и духовенства города, по окончании которой икона была отнесена на Красную площадь (эта же площадь иногда называется Ярмарочной или Десятой; на ней в десятую пятницу после Пасхи бывает в городе большая ярмарка). На средине площади, на некотором возвышении, украшенном парчою, икона была видна окружающему народу и войскам, выстроенным в два ряда в каре, примыкающем к самой ограде кладбища Полевой кладбищенской церкви. Кругом поставлены были молодые елки и площадь была устлана рубленным ельником. Здесь епископ отслужил молебен, окропил освященной водой солдат и народ и отправился с представителями города и гостями на обед к городскому голове. Народ на память брал ветви елок и прикладывался к парче. Затем вечером ковчег с иконой из собора был отнесен обратно в монастырь.
 

За несколько времени до праздника настоятель озаботился изготовлением снимка с явленной иконы, который решено было поднести от монастыря городу Брянску. Городской голова, как представитель города, принял икону и в настоящее время предполагается поставить ее в здании городской управы, устроив особое место с киотом, когда этот вопрос будет решен в одном из будущих заседаний гласных. На обеде у городского головы, которому гласные поручили, как представителю города, по своему усмотрению чествовать праздник местной иконы и юбилей монастыря, присутствовало около ста человек. Обед отличался оживлением, и после тоста в честь Государя Императора, были провозглашены тосты за здоровье епископа Симеона, орловского губернатора А. Р. Шидловского, брянского городского головы и др. Таким образом закончилось празднование 600-летнего юбилея основания Свенского Успенского монастыря.
 

Орловский вестник. – 1888. – 20 (8) мая. (№60)