СтраницаСуражский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Суражский район. 

Село Великоселище Суражского района Церковь Покрова Богородицы

Окруженная деревьями на живописном пригорке окраины села встречает путника Покровская церковь. Еще издалека она указывала путь в село своими возвышающимися над старыми деревьями куполами завершений.

Такую службу - маяка и ориентира - церковь несет с 1761 года, когда по заказу «бунчукового товарища» Стефана Есимонтовского она была руками безвестных мастеров закончена строением. В 1822 году с западной стороны пристроены вторая часть трапезной.

Существенная «добавка», однако, не испортила древнего храма, а зодчий, ее осуществивший, достиг стилистического единства композиции - церковь приобрела еще большее значение в застройке села: она стала его архитектурной доминантой, властно подчинила себе окружающий ландшафт.

Планировочное решение памятника - крестовидное, составленное из прямоугольных помещений одинаковой ширины. Все они соединены широкими, почти во всю стену проемами друг с другом - внутреннее пространство «переливается» с четырёх сторон и свободно устрем­ляется вверх под высокий купол навстречу свету, падающему из окон восьмерика.

Хотя декоративное убранство интерьера не сохранилось, но оста­лось главное - величавое и торжественное внутреннее пространство, которое не оставляет равнодушным зрителя.

Снаружи объемно-пространственная композиция образуется двумя мощными вертикальными объёмами - колокольни и церкви. Они не спорят между собой. Внушительный двухсветный четверик церкви несет меньший по высоте световой восьмерик, покрытый гранёной купольной крышей, в вершине ее стоит небольшой глухой восьмерик, со своим ку­полком и прорезным крестом на шаре. Сравнительно низкая трапезная соединяет этот основной объём с колокольней. Её ступенчатый силуэт уводит взор высоко в небо. Колокольня состоит из последовательно уменьшающихся трех четвериков (верхний из них прорезан четырьмя арочными звонами) и двух восьмериков: с куполом нижний, с граненой главой и крестом на шаре - верхний.

Стены четверика и восьмерика церкви, боковые стены трапезной прорезаны просто обрамлёнными прямоугольными окнами. Алтарный придел украшен трёхчастным «итальянским» («полладианским») окном с полуциркульным завершением средней части. Это окно, а также не­большое полукруглое окно второго яруса и проёмы звонов третьего яруса колокольни, карнизы, фронтоны портиков боковых приделов и главного входа (этот портик не сохранился) выдают модное в то время стремление в дереве следовать каменным формам классицизма.

Памятник является прекрасным образцом деревянного зодчества второй половины XVIII века, примером мастерской компоновки много­объемного сооружения, согласованного во всех своих частях.

Село Дубровка Суражского района Церковь Иоанна Богослова

В село Дубровку, находящееся в семи километрах от города Суража, можно проехать автобусом. Село основано в 1724 году, когда сотник мглинской сотни Есимонтовский со своим братом захватил земли право­го берега Ипути и заселил «слободы». Вместе с пригорком, вершиной которого является хорошо вписанная в сельский пейзаж церковь, она выявляет центр села. Ее живописный силуэт неотделим от общей кар­тины застройки и природы. Он вносит в нее живое дыхание истории.

Эта церковь - «путешественница». Она построена в конце XVIII века в селе Овчинец той же волости. В1904 году на средства прихожан пере­везена в Дубровку и здесь поставлена без заметных перестроек.

Церковь сравнительно небольшая - типичный «восьмерик на четве­рике» - с трапезной и колокольней (не сохранилась).

В плане имеет форму креста с равновеликими боковыми ветвями и трапезной, удлиненной нижним ярусом колокольни. Апсида алтаря пятистенная с пониженными прирубами по бокам жертвенника и диа-конника.

Стены деревянные рубленные из бревен «в лапу». Снаружи обшиты тесом. Крыши двухскатные над приделами, пятискатная - над алтарем и граненая над четвериком и восьмериком церкви. От железных покрытий почти ничего не осталось.

На традиционном плане - традиционная объемная композиция. Узкий световой восьмерик увенчан восьмигранным глухим барабаном с луковичной главой и высоким ажурным кованым крестом.

Декоративный убор фасадов прост. Интерьер объединен широкими арочными проёмами во всех стенах четверика. Внутренняя отделка и убранство не сохранились.

Памятник является типичным примером сельской деревянной ар­хитектуры конца XVII! века. В интересах села сохранить его, вдохнув в него новое, современно содержание, без нарушения первоначального архитектурного решения.

Село Душатаи Суражского района Церковь Василия Великого

Церковь Василия Великого. Душатин. Суражский р-н. 1873

Существующее с 1710 года село расположено на северо-западе от города Суража на речке Кленке. Поселено родственником гетмана Скоропадского Даровским, который выслал двух «осадчих» «закликать слободу». При этом давались «свободы» на 10 лет, после чего «слобожа­не» должны были платить в год по 100 талеров, досматривать «млинок» и отвозить размол в Кулаги, а больше не знать «никаких долегливостей». Даровский досрочно потребовал от слобожан «чинш», который полу­чила его вдова, а в 1727 году она ввела «панщину» (барщину) путем физического насилия. Вызвав 35 парней, крестьян приказала бить бато-жьем, а затем всех других крестьян кнутами. Таким нехитрым способом обратила «в подданство» крестьян, как у других «державцев». На доходы, получаемые от эксплуатации крестьян, можно было строить здания.

На месте построенной в 1733 году бунчуковым товарищем Васили­ем Ивановичем Гудовичем церкви Василия Великого и пришедшей в ветхость в 1873 году воздвигнут деревянный трехпрестольный храм соименный первому.

Это едва ли не лучший пример архитектуры второй половины XIX века из сохранившихся на Брянской земле.

Памятник занимает важное градостроительное местоположение.

Здание великолепно владеет пространством, читаясь издали стройной и изящной осью, придающей одноэтажной застройке контрастный вертикальный акцент и художественную остроту окружающему сельскому ландшафту.

Церковь Василия имеет значительные размеры - общий габарит кре­стовидного плана 25x40 метров. Входящие углы креста плана заполнены одинаковыми по величине квадратными помещениями. Два восточных помещения - это алтари престолов Святой Троицы и великомученицы Варвары дверными проемами связаны с центральным пятистенным алтарем Василия Великого (церковь трёхпрестольная). К западной части просторной трапезной пристроена паперть - нижний ярус высокой ко­локольни. В здание ведут три входа с широкими наружными лестницами под портиками - два боковых и главный, западный.

Бревенчатые, рубленные «в лапу» стены поставлены на кирпичном цоколе, с двух сторон обшиты тёсом, крыши - из кровельной стали. Объ­ёмно-пространственная композиция сложная и декоративно-богатая. Возвышенный над средокрестием центральный четверик «настоящей» церкви несёт световой восьмерик, покрытый шатром и завершённый главой на трехъярусной высокой шейке. Он окружён угловыми декора­тивными восьмериками с шатрами, увенчанными главками и крестами. Этот хор завершений «настоящей» церкви весьма эффектен своей сложной геометрической пластикой. Его «многоголосное звучание» уравновешивается высокой «нотой» колокольни. Колокольня чётко расчленена по высоте на четыре яруса: нижний четверик, верхние три -восьмигранные, постепенно уменьшающиеся относительно друг друга. Последний из них покрыт шатром с главой на двухъярусной шейке.

Основной «мелодией» архитектурного декора весьма богатой объ­емной композиции памятника являются по разному варьируемые ритмы «стрел» - островерхих щипцов стен восьмериков, треугольных фронтончиков, заостренных сверху кокошников колокольни, сандриков окон и более крупных фронтонов портиков входов в церковь. Малые шатры «настоящей» церкви у основания обегает сплошная цепь «стрел», у большого шатра «стрелы» чередуются с горизонтальными отрезками карниза, кокошники основания шатра колокольни поставлены ещё реже - по одному над широкими гранями восьмерика.

Эта согласованность форм и их положений на фасадах придаёт объёмной композиции единство и парадность. Она выглядит как бы вылепленной из глубоких теней и яркого света гладких плоскостей. Эта лепка дополняется зелёной окраской стен и белыми наличниками, пилястрами и переплётами окон. Вместительный велича­вый интерьер сливающихся пространств и торжественного ощущения взлёта вверх. В иконостасе иконы позднего письма - конца XIX - начала XX века. Монументальной росписи нет.

Памятник находится в хорошем техническом состоянии.

Усадьба Искрицких  Село Далисичи Суражского района

Село Далисичи расположено на речке Кременце в семнадцати кило­метрах отСуража и связано с ним автобусным сообщением по грунтовой дороге. Село существует с 1732 года.

На его окраине находится бывшая мелкопоместная усадьба Искриц­ких, ныне школа-интернат.

Род владельцев усадьбы дал целую плеяду военных деятелей России. Начиная с секунд-майора суворовской армии Михаила Петровича Ис-крицкого, штурмовавшего Измаил, переходившего Альпы, бравшего Бендеры, его сыны, внуки, правнуки и праправнуки служили родине на военном поприще. Воевали с Наполеоном, участвовали в Русско-турец­кой и в Русско-японской войнах, в Первой мировой войне, в Гражданской войне на стороне Красной Армии, в Великой Отечественной войне.

Внук суворовского секунд-майора Демьян Александрович Ис-крицкий - подпоручик гвардейского Генерального штаба принимал участие в восстании декабристов. Правнук - Евгений Андреевич Ис-крицкий - генерал-лейтенант русской армии, георгиевский кавалер, после революции командовал Седьмой красной армией, затем препо­давал стратегию, тактику и военную географию в Военно-политической академии. Его сын Андрей добровольцем вступил в 1918 году в ряды Красной армии, в годы Великой Отечественной войны защищал город и погиб в Ленинграде. Внук Евгений Андреевич - кандидат технических наук, инженер-полковник Советской армии.

Комплекс усадьбы со стоит из дома, двух флигелей и большого фрук­тового сада. Планировочная структура усадьбы типична: дом в центре, перед ним «парадный двор», открытый в сторону сельской улицы, по сторонам двора два одинаковых флигеля, за домом сад. Время основа­ния усадьбы неизвестно. Ее постройки - все они из дерева - относятся ко второй половине XIX века. Имена строителей до нас не дошли.

Дом усадьбы. Продольной стороной - главным фасадом дом рас­положен параллельно улице. В плане прямоугольный с узкими и более низкими пристройками входов по краям. Общий размер 13,4 метра шириной и 35,6 длиной. В центре главного фасада веранда с парадной лестницей и четырехколонным портиком. Дом приподнят на довольно высоком кирпичном цоколе. 

. Крыша «палатная»-четырёхскатная над домом и двухскатная над портиком. На главном фасаде восемь окон прямоуголь­ных с простыми наличниками. Садовый фасад метрически расчленен девятью окнами. Окно на фронтоне портика полукруглое, без обрам­ления. Интерьер дома полностью перестроен.

В широко известном издании «Живописная Россия» дано описание усадьбы, примерно такой, какой была усадьба Искрицких до её пере­планировки для нужд школы-интерната:

«Усадьбы мелких и средних помещиков, за весьма редкими ис­ключениями, строились деревянными, одноэтажными, с резьбой и со светёлками (мезонинами. - В.Г.), окна были довольно широкими, стёкла с мелкими переплётами. В середине - крыльцо, разделявшее дом на две половины: жилую и для гостей. От крыльца по обе стороны шли решётки, образуя как бы террасу. Просторные сени, не имеющие никакого хозяйственного назначения, соединяли обе половины дома. В передней комнате или зале передняя стена была увешена образами, из которых многие были в ценных киотах; перед иконами теплились лампады. Видное место в комнате занимал дубовый стол, кругом, вдоль стен, шли лавки. Такова приёмная комната в доме небогатого помещика. В жилых комнатах тоже в переднем углу образа. Кроме лавок стояло с полдюжины стульев простой, незатейливой работы. Печь из узорчатых разноцветных изразцов с лежанкой. Жилых комнат было немного, кладо­вые с платьем, съестными припасами. В сараях или амбарах хранилось много всякой всячины: и старая изломанная мебель, и сундуки с платьем, которое надевалось в самые торжественные праздники. Тут же было и много съестных припасов, сушеных грибов, наливок и т.д.».

Флигели. Расположены по боковым сторонам парадного двора пер­пендикулярно улице. Своим положением, меньшим объёмом и скром­ностью отделки подчёркивают центральное положение дома усадьбы.

В плане прямоугольные (6,4 метра шириной и 19 метров длиной), с сенями посередине и с крыльцами входа, украшенными двухколонными портиками с треугольными фронтонами.

Первоначальная планировка утрачена.

. Сад усадьбы. Парковой планировочный структуры не сохра­нилось. Территория сада членится одинаковыми рядами фруктовых деревьев, безусловно позднейшей посадки.

Этот комплекс деревянных жилых усадебных заданий, конечно, не имеет особых архитектурных достоинств. Но представляя некоторый исторический интерес, он является единственным примером хорошо сохранившейся небольшой усадьбы, облик которой помогает зрительно ощутить далекое прошлое края.