СтраницаСуражский

Суражский уезд. Брянская земля.

История Суражского уезда началась с Указа Александра I от 1802 года «Об учреждении губерний Малороссийских: Черниговской и Полтавской». Согласно Указу, в состав Черниговской губ., в числе других, вошли Стародубский, Мглинский и Новоместский (с 1809 г.  Новозыбковский) уезды. Суражский уезд был образован и включен в Чернигов. губ. в 1803 г., а заштатный г.Сураж получил статус уездного центра.

Суражский уезд занимал северо-западную часть Чернигов. губ. Его территория простиралась с запада на восток на 96, а с севера на юг  на 64 км. С севера и запада уезд граничил с Могилевской губ., с юга  с Новозыбковским; с юго-востока  со Стародубским и с востока  с Мглинским уездами Чернигов. губернии. Крупнейшие реки, протекавшие по территории уезда,  Ипуть и Беседь с многочисленными притоками. Почвы правобережья этих рек были глинистые, на них произрастали дубовые и липовые леса. Остальная территория была занята песками с преобладанием сосны, ели, березы, ольхи и др. растений. В целом, почвы Поипутья отличались бедностью и малоплодородностью. Основные культуры региона рожь, гречиха, конопля; позднее  картофель. Скотоводоство было развито слабо. В связи с вышеописанной спецификой природных условий, в Суражском уезде большую роль играли промыслы.

1. Историческая специфика территории как пограничной.

Пограничный характер территории Поипутья определился в 1503 году, с переходом её из состава Великого княжества Литовского под власть Москвы. Опорными пунктами Русского государства стали волостные центры Дроков на р.Ипуть и Попова Гора на р.Беседь. Эти населенные пункты ранее других упоминаются в исторических источниках. Дроков и Попова Гора встречаются в списке «городов русских дальних и ближних»1, составленном еще в 15 в. и включенном в Воскресенскую летопись.

1 ПСРЛ. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. М. 2001. С.240.

В 16  нач.17 в. рассматриваемая территория постоянно находилась в зоне русско-литовских и русско-польских военных конфликтов. Примером такого конфликта между Россией и Литвой явилась «Стародубская война» (1534 – 1535 гг.). Литовско-польскому войску тогда не удалось закрепиться на Стародубовье, и в 1537 г. Иван IV заключил с Литвой соглашение, по которому все северские города оставались в составе Московского государства. В связи с этими событиями впервые были упомянуты села Смяльч и Верещаки.

В период Смутного времени начала 17 в. территория будущего Суражского уезда оказалась в зоне военных действий. В 1607 году, в связи с переправой через Беседь Лжедмитрия II, в документах снова упоминается Попова Гора.

В 1618 г., после подписания с поляками Деулинского перемирия, рассматриваемая территория, в составе всей Северщины, отошла к Речи Посполитой. Поипутье было разделено на Мглинскую и Дроковскую волости, пожалованные королем троцкому воеводе Николаю Абрамовичу; а села, в большинстве своем, были отданы шляхте. В 1640-х гг. Поипутье затронуло антипольское восстание Б.Хмельницкого, закончившееся победой над поляками. В 1654 году был подписан Переяславский договор, по которому на территории Левобережной Украины (Малороссии) устанавливалось самоуправление в виде Гетманщины. В 1663 г. в северной части Малороссии был образован Стародубский полк, административным центром которого стал г.Стародуб. Полк состоял из нескольких сотен, в том числе Мглинской и Новоместской, между которыми и была разделена территория Поипутья.

В период русско-польской войны, начавшейся сразу после подписания в 1654 г. договора о Воссоединении Украины с Россией, рассматриваемая территория в очередной раз оказалась в зоне военных действий. Одним из подтверждений этого является надпись на старинной иконе Богоматери Одигитрии, находившейся в Мглинской Успенской церкви: «року божого 1664, сей образ найден, як король Ян Казимир ишол в угомонище Слеще, межи Дрокова и Нивного, на болоте». Видимо, в это время был разорен и уничтожен Дроков, так как в переписи 1666 г. он назван «пустым местечком». Его жители переселились на новое место, названное Новым Дроковом. Позднеечасть бывших дроковчан возвратилась, а прежнее поселение получило название «Старый Дроков».

В сентябре 1708 г. территория Мглинской сотни оказалась в центре событий одного из эпизодов Северной войны (1700 – 1721).

2. Динамика появления населенных пунктов.

Население, его структура.

Как было отмечено выше, раньше других в летописях появляются упоминания о Дрокове на Ипути и Поповой Горе на Беседи. В первой трети 16 в. упоминались села Смяльч и Верещаки.

Во второй пол. 16  первой пол. 17 в. на территории Поипутья появляются и др. поселения: д.Красная  выселки из Дрокова; Катичи, Ущерпье, Кожаны, Великоудебное, Лотоки, Медведи, Паконь, Казаричи, Кулаги, Овчинец, Слище, Суботовичи, Суражичи, Смолевичи и Творишин. Население сел было преимущественно крестьянским. Однако, в Дрокове, Овчинце и Суражичах, вместе с крестьянами, жили и служилые люди  казаки, а также стрельцы и бобровники, занимавшиеся промыслом зверя, птицы и пушнины. Наличие этих категорий служилых людей во многом определило специфику социальной структуры будущего Суражского уезда.

Самым массовым сословием на этой территории являлось крестьянство. Оно делилось на владельческих, ранговых, монастырских крестьян, а также крестьян буд и гут. Активное формирование категории владельческих крестьян происходило в период Гетманщины, когда шло наиболее интенсивное заселение западной части Стародубского полка. Основными инициаторами освоения новых территорий выступали представители казацкой старшины  Есимонтовские, Искрицкие, Чернявские, Ханенки, Корецкие, Шираи и др. Они активно осваивали пустующие земли и селили на них новые слободы, привлекая переселенцев из Восточной Польши, Литвы и Великороссии. Во второй пол.17  первой пол. 18 в. на территории будущего Суражского уезда появилось около 50 новых поселений. Изначально они формировались как владельческие, их население составляли крестьяне.

Ранговые крестьяне появились во время Гетманщины, когда возникла необходимость обслуживать уряды, жалуемые гетманом казацкой старшине. Крестьяне, приписанные к рангам, несли повинности в пользу полковников, судей, писарей, обозных и др.

Монастырские крестьяне в 17 – 18 вв. составляли значительную часть населения Северщины. Они принадлежали Киево-Печерской Лавре, с 17 в. владевшей Бобовицкой, Попогорской (бассейн р.Ипути) и Лыщичской волостями, на землях которых она активно селила новые слободы. Все лаврские владения управлялись «монахами-городничими», а жители имели статус монастырских крестьян. К 1780-м гг. в Стародубском полку в собственности Лавры числилось более 30 сел и деревень с общим количеством населения около 20 тыс. человек.

Отдельную категорию населения составляли крестьяне буд и гут. Многие державцы на принадлежавших им землях основывали рудни, гуты и буды, «обраставшие» вскоре не только дворами мастеровых, но и крестьянскими хозяйствами. Рудни, располагаясь на низменных, болотистых и лесистых местах ипутьского левобережья, занимались добычей и переработкой болотной руды. Так появились Вепринская рудня, Рудня-Ходинская, Завод Корецкий, Рудня-Селицкая и др. Буды вырабатывали «поташ» (углекислый калий) для стеклоделия, выделки кож и т.п., а гуты производили изделия из стекла. Буды и гуты заводились в лесах, так как требовали большого количества топлива. На рубеже 17  18 вв. возникли Гута Корецкая, Гута Виднова, Струговская буда, Буда Вовнянская и др.

Второй по значимости после крестьянства социальной группой являлось казачество. В массовом количестве оно появилось во время антипольского восстания 1840-х годов. Воспользовавшись уничтожением кабальных документов, большое число состоятельных крестьян записалось в казаки. Как правило, казаки проживали рядом с крестьянами и встречались, в основном, в селах Мглинской сотни: в Ляличах, Овчинце, Дубровке, Влазовичах, Косичах, Старом Дрокове и д. Красной. В Новоместской сотне  в сс.Смяльч, Лотаки и Казаричи. Только д.Лопатни, поселенная в начале 18 в., была истинно казацкой.

Стрельцы, пороховники, бобровники – особая категория служилых людей, появившаяся в период Гетманщины. Это были выходцы из казаков, занимавшиеся добычей пушнины и птицы для гетманского стола. Стрельцы, пороховники и бобровники встречались только в селах Мглинской сотни: Овчинце, Калинках, Суражичах, Старом и Новом Дрокове.

Мещанство будущего Суражского уезда первоначально формировалось из старообрядцев, появившихся на землях Стародубского полка в конце 1660-х годов. Из 16 старообрядческих слобод, возникших на Северщине в конце 17 – начале 18 вв., три были поселены в Новоместской сотне: Клинцы  в 1707 г., Ардонь  в 1711 и Свяцкая  в 1713 г. После Указа Петра I от 1715 года о переводе всех староверов «в оклад», великорусские поселенцы закрепили за собой личную свободу, а позднее, с оформлением посадов, получили статус мещан. Впоследствии, с появлением г.Суража, его первыми поселенцами-мещанами стали выходцы их бывших служилых сословий, упраздненных Екатериной II в начале 1780-х годов.

Вместе с тем, население рассматриваемой части Поипутья (западной части Мглинщины и Новоместской сотни) оставалось, по преимуществу, крестьянским. Во многом это объяснялось тем, что большинство населенных пунктов появилось здесь уже после Освободительной войны 1654 года. Новые слободы селили владельцы земли, а их жители изначально превращались в экономически зависимых крестьян. Крестьянско-казацкие поселения были крайне малочисленны и в большей степени характерны для сел, появившихся до начала 17 века.

С ликвидацией Гетманщины и упразднением в 1781 г. Стародубского полка, его территория вошла в состав вновь учрежденного Новгород-Северского наместничества. В социальном составе населения также произошли значительные изменения. Представители казацкой старшины влились в российское дворянство; ранговые, монастырские крестьяне, а также стрельцы и бобровники, были переведены в разряд казенных или государственных крестьян. Казаки как сословие сохранились, но по своему положению приблизились к государственным крестьянам. Владельческие крестьяне были окончательно закрепощены.

3. Города – Сураж и Клинцы.

В 1781 г. Указом Екатерины II на месте д.Суражичи, расположенной на р.Ипуть, был учрежден г.Сураж. Уже в следующем, 1782 году, город получил герб и в качестве поветового центра вошел в Новгород-Северское наместничество.

Первыми жителями Суража стали выходцы из служилого сословия деревень Суражичи и Калинки  казаки, стрельцы и бобровники. Но уже в конце 18 в. этноконфессиональный состав населения города значительно изменился. В связи с разделами Польши, Стародубовье оказалось в «черте оседлости», и в Сураж начался приток евреев-переселенцев из Белоруссии. Уже по переписи 1811 г. количество городских мещан-евреев вдвое превышало число мещан-христиан. Население Суража пополнялось также за счет выходцев «из-за границы», происхождение которых пока не выяснено. В целом, в первой пол.19 в. шло активное формирование населения города и его организационно-экономической структуры. В это же время на юге Суражского уезда создается промышленный округ, центром которого становятся Клинцы. Купцы-старообрядцы развернули здесь широкую предпринимательскую деятельность. С 1830-х гг. в посаде и его окрестностях основывают суконные, ткацкие и веревочно-шпагатные фабрики, на которые приглашают специалистов из Западной Европы.

К началу 1860-х гг. в Клинцах и округе действовало 13 предприятий текстильной промышленности. В 1897 г. в посаде также функционировали кожевенные, чугунолитейные предприятия и маслобойный завод. К 1903 г. в Клинцах, с населением чуть более 12 тыс. человек, сумма оборота фабрично-заводской промышленности составляла 6 млн. рублей. Не случайно в пореформенное время посад называли «Манчестером» Чернигов. губернии.

Вместе с тем, уездный центр Сураж во второй пол. 19  начале 20 в. оставался самым маленьким и бедным городом Чернигов. губернии. Здесь не только полностью отсутствовала промышленность, но и очень слабо было развито ремесленное производство. В пореформенное время в Сураже имелись уездное и приходское училища, две еврейские молитвенные школы и больница. В городе действовала Благовещенская церковь, здание которой было перенесено в Сураж в 1815 г. из упраздненного в конце 18 века Суражицкого Волосовичского монастыря. К концу 19 в. население города немногим превышало 4000 человек.

В сельских населенных пунктах уезда в первой пол. 19 в. развивалось помещичье производство в виде свекло-сахарных, винокуренных, маслобойных и др. предприятий, на которых использовался труд крепостных крестьян.

После отмены в 1861 г. крепостного права, бывшие помещичьи крестьяне перешли на положение самостоятельных крестьян-собственников, но, из-за недостатка плодородной земли, многие из них вынуждены были заниматься отходничеством. Среди суражских крестьян были распространены: «отход на сахар»  найм на сахарные заводы в Одесскую и Полтавскую губернии; «отход на воду»  сплав леса по Сожу, Снови, Ипути и Днепру до Киева. В начале 20 в. из суражских деревень, при участии разных посреднических фирм, началась миграция крестьян в Америку для работ на рудниках, шахтах и заводах. Такая же тенденция была характерна и для жителей Суража. Немало крестьянских семей в конце 19 – начале 20 в. переселялось на постоянное местожительство в Сибирь и на Дальний Восток. Широкое распространение отходничества значительно задерживало как развитие самого Суража, так и всего уезда в целом. В таком состоянии Сураж и Суражский уезд подошли к началу 20 века.

В июле 1919 г. Чернигов. губерния была ликвидирована. С 11 июля 1919 по 6 декабря 1926 г. Мглинский уезд (с Почепским районом), Новозыбковский, Стародубский и Суражский уезды входили в состав Гомельской губернии. В 1921 г. Суражский уезд, в связи с перенесением центра в Клинцы, был переименован в Клинцовский. В декабре 1926 г. Клинцовский, Новозыбковский и Стародубский уезды вошли в состав Брянской губернии.

Е.А.Чеплянская (Брянск)

Суражский уезд.

Краткий исторический обзор.