Судоходство от Брянска по реке Десна. 1895 год.
Как упало у нас судоходство с проведением железных дорог, можно судить по тому, что в нынешнюю весну отошло из Брянска всего лишь несколько барок, из коих три принадлежат Горбунову, одна-две некоему Богданову и с десяток прошедших сверху. Груз этих судов состоит почти преимущественно из деревянного товара: идут лопаты, ночвы и ночевки, тес и т. п., этим же способом перевозки отправляется свежее (машинное) конопляное масло, солод и проч. Барки, значительно большего объема, чем прежние байдаки, обыкновенно сгоняются в Херсон. Впервые нынешний тип судов ввел у нас Цыпулин и первые рабочие были из Рязани, теперь местной потребности удовлетворяют песоченские крестьяне. Снаряжение барки самого простого и требуют экипажа 10 -14 человек, причем на бабайку (весло), несмотря на ее колоссальности и так сказать массивность – садится по одному. С подобным веселышком, длиной 12 – 14 аршин и толщиной у рукоятки до трех с половиной вершков – гребец управляется замечательно легко: благодаря особому приспособлению, струнке – так называется веревка, идущая от пера весла к борту судна, где она и прикрепляется – весло держится на весу, но понятно и при этом все-таки требуется известная физическая сила. До Херсона идут 7 – 8 недель, за что рабочий получает 35 – 50 рублей на хозяйских харчах; ряда с главным лоцманом, стоящем на стерне – другая, плата ему значительно выше, 125 – 200 рублей. Судно никогда не красится, все в нем топорно, грубо и предназначаемое для сплава неизвестного груза оно строится настолько крепко, лишь бы дойти до места, где по освобождении от товара кузов барки включительно до последней клепки остава идет в продажу на различные поделки. Цена такой барки около полуторы тысячи рублей.
Брянский Вестник за 1895 г.