Страницасуб

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове Выгоничский район Брянской области

Субботово (памятник архитектуры  требует реставрации)

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с  15 марта 1728 года.

Село Субботово, одно из древнейших в Брянском крае, впервые упоминается в конце XV в. Каменный храм был построен в 1818 г. на месте старинной деревянной церкви местным помещиком поручиком Ефимом Вепрейским. В 1867 г. священник Ахтырский на свои средства пристроил деревянную колокольню, не дошедшую до нашего времени.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, начало 19 века

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с  15 марта 1728 года. Владелец деревни Василий Иванович Дуров подал в Синодальный казенный приказ прошение о построении церкви, обосновывая  его дальностью  Субботова от Лопуши и других сел.  Деревянный храм  был построен в 1735 году.  Со временем церковь  пришла в ветхость.  К 1819 г. старанием  местного помещика поручика  Ефима Вепрейского вместо неё  было  выстроено кирпичное здание,  а на месте разобранной деревянной  церкви  был поставлен дубовый  восьмигранный часовенный столб.

В 1867 году  на  средства священника Ахтырского к церкви была пристроена деревянная  колокольня,  крытая железом.  Из  храмовых  икон  особенно почиталась прихожанами  икона Святителя и  Чудотворца Николая.  Начало  чествования  иконы было положено в 1862 году в память освобождения  крестьян  от  крепостной  зависимости.  С 1892  года в  селе работала  церковно-приходская  школа.

Храм  Субботова действовал  до 1930 года. В годы  фашистской  оккупации  службы в церкви  были возобновлены,  но в 1948 году  бывший  храм   уже  снова  использовался  местным  колхозом  под  склад.

В 1979 году  здание  Рождественской  церкви было  поставлено на  государственную  охрану и признано  памятником  архитектуры  местного  значения.

В  1990-х годах  была  сделана  попытка  консервации  строения.  Были начаты  ремонтно-восстановительные работы,  которые  из-за  крайнего  недостатка  сил и средств  до сих пор  находятся в  начальной  стадии.  Здание  интересного в архитектурном  отношении памятника  в  аварийном состоянии.

Сохранились  лишь  фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 века - фигуры святых по сторонам боковых дверных проемов и евангелисты в круглых медальонах на южной и северной стенах.

 

Церковь Рождества Богородицы построена в 1819 г. в стиле ампир, закрыта в советское время, с тех пор утратила перекрытия и кровли. В интерьере сохранились фрагменты живописи 2-й пол. XIX в. В 1990-х г. проводилась частичная консервация строения.

В селе Мякишево (Субботово, Выгоничский рай­он) в 1819 году построен один из интересней­ших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир — церковь Рождества Богородицы, от­личающаяся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешен­ностью композиции.

МЯКИШЕВО. Церковь Рождества, конец XVIII в.

Читатель, вероятно, заметил, что и на Брянской земле классицизм в архитектуре оставил сравнительно много каменных знаков видовой памяти народа. Рождественская церковь в селе Мякишеве (ныне Вы-гоничского района) — это своеобразный и очень ценный памятник класси­цизма. Композиция храма оригинальна и лаконична. В ее художественной основе лежит контраст горизонтально протяженных равновеликих объемов трапезной и алтаря с объемно-богатой вертикалью церкви, взмывающей вверх мощным световым цилиндрическим барабаном с красивым сфери­ческим куполом.

Массивный барабан прорезан восемью прямоугольными окна­ми, чередующимися с нишами в простенках, заключенных между парами пилястр — все это выглядит и строго, и нарядно. Характерна для стиля храма обра­ботка стен трапезной и алтаря горизонтальной «французской» русти­кой, зрительно увели­чивающей длину этих объемов.

Немногие архитектурные детали имеют чисто ордерные классические формы. Многие годы после исчезновения железной кровли храм «укра­шался» очень интересной конструкцией — скелетом кружально-сетчатого деревянного купола, пока последний не обрушился и не исчез бесследно.

Будет большой и невосполнимой потерей, если также исчезнети весь храм.

Расположен на краю села на возвышении и хорошо виден издали. По сведениям местных жителей, построен в 1819 году. Это один из усадебных храмов Брянщины.
Кирпичное, прежде оштукатуренное, здание состоит из основного объема с портиками по сторонам и примыкающих к нему трапезной и алтаря одинакового размера.
Храм был закрыт в годы гонений на Церковь советской властью в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. К настоящему времени сохранились только стены храма. Членами приходской общины были проведены частичные ремонтно-возстановительные работы.

МЯКИШЕВО

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРО­ДИЦЫ, 1-я четв. 19 в.

Расположена в стороне от деревни на возвышении, господствует над окру­жающей открытой местностью и хо­рошо видна издали. По сведениям ме­стных жителей, построена в 1819 г.; к настоящему времени утратила ббль-пгую часть кровель и перекрытий. Один из интереснейших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир, отличающийся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешенностью компози­ции.

Кирпичное, прежде оштукатурен­ное здание состоит из основного куби­ческого объема с портиками по сторо­нам и примыкающих к нему несколь­ко суженных прямоугольных трапез­ной и алтаря одинакового размера. Куб венчает мощный, сравнительно низкий цилиндрический барабан, ра­нее завершенный высоким сфериче­ским куполом и главой.

Контрастность геометрических объе­мов здания подчеркнута строгой обра­боткой фасадов. Алтарь и трапезная с фронтонами на торцах имеют горизон­тально рустованные стеньг с плоскими филенчатыми нишами на углах.

В среднем интерколумнии расположены скромные порталы боковых входов, в крайних - прямоугольные окна. Выра­зительность портиков усиливают про­емы второго света, полуциркульные над порталами и круглые над окнами. Увенчанный антаблементом барабан прорезан восемью прямоугольными окнами с пилястрами и большими пло­скими нишами в простенках. Все кар­низы и членения фасадов выполнены из кирпича и имеют небольшие выно­сы относительно поля стены.

Интерьер здания прост и отличает­ся хорошо найденными пропорциями помещений, объединенных между со­бой широкими арочными проемами. Особенно эффектным было устрем­ленное вверх светлое и просторное подкупольнор пространство храма с барабаном и на тромпах, завершенное куполом. Трапезная и алтарь имели плоские деревянные перекрытия.

Сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 в.: фигуры святых по сторонам бо­ковых дверных проемов и евангели­сты в круглых медальонах на южной и северной стенах.