Страницасуб

Храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове Выгоничский район Брянской области

Субботово (памятник архитектуры  требует реставрации)

История храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Субботове начинается с  15 марта 1728 года.

Село Субботово, одно из древнейших в Брянском крае, впервые упоминается в конце XV в. Каменный храм был построен в 1818 г. на месте старинной деревянной церкви местным помещиком поручиком Ефимом Вепрейским. В 1867 г. священник Ахтырский на свои средства пристроил деревянную колокольню, не дошедшую до нашего времени.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, начало 19 века

Церковь Рождества Богородицы построена в 1819 г. в стиле ампир, закрыта в советское время, с тех пор утратила перекрытия и кровли. В интерьере сохранились фрагменты живописи 2-й пол. XIX в. В 1990-х г. проводилась частичная консервация строения.

В селе Мякишево (Субботово, Выгоничский рай­он) в 1819 году построен один из интересней­ших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир — церковь Рождества Богородицы, от­личающаяся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешен­ностью композиции.

МЯКИШЕВО. Церковь Рождества, конец XVIII в.

Читатель, вероятно, заметил, что и на Брянской земле классицизм в архитектуре оставил сравнительно много каменных знаков видовой памяти народа. Рождественская церковь в селе Мякишеве (ныне Вы-гоничского района) — это своеобразный и очень ценный памятник класси­цизма. Композиция храма оригинальна и лаконична. В ее художественной основе лежит контраст горизонтально протяженных равновеликих объемов трапезной и алтаря с объемно-богатой вертикалью церкви, взмывающей вверх мощным световым цилиндрическим барабаном с красивым сфери­ческим куполом.

Массивный барабан прорезан восемью прямоугольными окна­ми, чередующимися с нишами в простенках, заключенных между парами пилястр — все это выглядит и строго, и нарядно. Характерна для стиля храма обра­ботка стен трапезной и алтаря горизонтальной «французской» русти­кой, зрительно увели­чивающей длину этих объемов.

Немногие архитектурные детали имеют чисто ордерные классические формы. Многие годы после исчезновения железной кровли храм «укра­шался» очень интересной конструкцией — скелетом кружально-сетчатого деревянного купола, пока последний не обрушился и не исчез бесследно.

Будет большой и невосполнимой потерей, если также исчезнети весь храм.

Расположен на краю села на возвышении и хорошо виден издали. По сведениям местных жителей, построен в 1819 году. Это один из усадебных храмов Брянщины.
Кирпичное, прежде оштукатуренное, здание состоит из основного объема с портиками по сторонам и примыкающих к нему трапезной и алтаря одинакового размера.
Храм был закрыт в годы гонений на Церковь советской властью в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. К настоящему времени сохранились только стены храма. Членами приходской общины были проведены частичные ремонтно-возстановительные работы.

МЯКИШЕВО

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРО­ДИЦЫ, 1-я четв. 19 в.

Расположена в стороне от деревни на возвышении, господствует над окру­жающей открытой местностью и хо­рошо видна издали. По сведениям ме­стных жителей, построена в 1819 г.; к настоящему времени утратила ббль-пгую часть кровель и перекрытий. Один из интереснейших на Брянщине усадебных храмов в стиле ампир, отличающийся монументальностью классически строгих архитектурных форм и уравновешенностью компози­ции.

Кирпичное, прежде оштукатурен­ное здание состоит из основного куби­ческого объема с портиками по сторо­нам и примыкающих к нему несколь­ко суженных прямоугольных трапез­ной и алтаря одинакового размера. Куб венчает мощный, сравнительно низкий цилиндрический барабан, ра­нее завершенный высоким сфериче­ским куполом и главой.

Контрастность геометрических объе­мов здания подчеркнута строгой обра­боткой фасадов. Алтарь и трапезная с фронтонами на торцах имеют горизон­тально рустованные стеньг с плоскими филенчатыми нишами на углах.

В среднем интерколумнии расположены скромные порталы боковых входов, в крайних - прямоугольные окна. Выра­зительность портиков усиливают про­емы второго света, полуциркульные над порталами и круглые над окнами. Увенчанный антаблементом барабан прорезан восемью прямоугольными окнами с пилястрами и большими пло­скими нишами в простенках. Все кар­низы и членения фасадов выполнены из кирпича и имеют небольшие выно­сы относительно поля стены.

Интерьер здания прост и отличает­ся хорошо найденными пропорциями помещений, объединенных между со­бой широкими арочными проемами. Особенно эффектным было устрем­ленное вверх светлое и просторное подкупольнор пространство храма с барабаном и на тромпах, завершенное куполом. Трапезная и алтарь имели плоские деревянные перекрытия.

Сохранились фрагменты масляной живописи, выполненной во 2-й пол. 19 в.: фигуры святых по сторонам бо­ковых дверных проемов и евангели­сты в круглых медальонах на южной и северной стенах.