СТУЖНЕВ ГРИГОРИЙ ДМИТРИЕВИЧ Брянск
Вот уже не думал простой деревенский паренек Григорий Стужнев, что однажды судьба сведет его с самим "отцом всех народов". Более того, он будет отвечать за его безопасность во время следования железнодорожного состава. Хотя и прошло с того дня много лет, но событие это запечатлелось в памяти Стужнева. Еще бы, подобное выпадает на долю не каждому.
А начинался трудовой путь уроженца деревни Кузьминская Пошехонского района Ярославской области обычно. Из 13 детей в их семье в живых осталось только трое. Чтобы не пропасть от голода в деревне, подался Гриша в Вологду. Вначале подал заявление в кооперативный техникум, но, толком не поучившись, забрал документы. Понял - не его. Зато выбор техникума путей сообщения оказался безошибочным. После окончания его в числе пяти комсомольцев направили парня на Дальний Восток. Уже в 22 года Стужнева, как хорошо зарекомендовавшего себя специалиста, назначают заместителем начальника Дальневосточной дистанции пути. Такой ранний взлет карьеры даже по тем временам был редкостью. Григорий Дмитриевич поступает в Московский институт инженеров транспорта. С начала Великой; Отечественной войны рвется на фронт и своего добивается. Разруха, царившая в разгромленных городах, больно отзывается в его сердце.
- Смоленск весь лежал в руинах,'- рассказывает Стужнев, несмо
тря на свой 85-летний возраст обладающий неплохой памятью. - Только
за одну ночь на моих глазах фашистская авиация уничтожила 98 паро
возов.
В должности начальника дистанции Стужнев восстанавливает железнодорожные пути в Смоленске, Варшаве, Познани. Награждается орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета, медалями "За взятие Берлина", "За победу над Германией". Расписывается на колонне рейхстага. Ему присваивается звание инженер-капитана. Вскоре Стужнев становится почетным железнодорожником.
Интересуюсь у ветерана, как произошла та памятная встреча со Сталиным.
- После падения Германии назначили меня начальником Берлин
ской дистанции пути, - вспоминает Григорий Дмитриевич. - Ответствен
ность огромная, приходилось отвечать за любые малейшие неполадки.
... Стук в его квартиру на 3-м этаже пристанционного дома раздался на рассвете 16 июля 1945 г. Стужнев открыл дверь и обмер: на пороге стояли два красноармейца, заявившие, что ему срочно надо прибыть к коменданту станции для получения неотложного задания. Комендант с представителем разведки сообщили, что Стужневу предстоит сопровождать литерный поезд "А", и взяли с него подписку о неразглашении военной тайны. Намекнули: в случае чего ответишь головой. Поинтересовались даже, где он будет находиться в поезде.
- С левой стороны от машиниста, - доложил Стужнев. - Так мне будет удобнее подсказывать, на каком участке и с какой скоростью ехать.
Хотя Григорий Дмитриевич как свои пять пальцев знал эту дистанцию, но все равно было страшно. Все-таки самого Сталина придется сопровождать. Кроме Стужнева в кабине находились машинист, его помощник и кочегар, подкидывающий уголек. Всего Григорий Дмитриевич насчитал семь вагонов. Возле каждого из них с двух сторон стояли по четыре охранника. Итого, 56 вооруженных бойцов. Сталин появился не сразу и быстро исчез в третьем вагоне. Как потом узнал Стужнев, ехал он на Потсдамскую конференцию, где во дворце Цецилиенхоф, недалеко от Берлина, состоялась его встреча с президентом США Трумэном и премьер-министром Великобритании Черчиллем. По признанию Григория Дмитриевича, ничего, кроме рельсов, он не замечал.
В семейном альбоме Стужнева есть снимок, сделанный в Берлине. В центре первого ряда сидит он сам. Слева от него - заместитель начальника, справа - инженер. Фамилии их и других сослуживцев по Берлинской дистанции пути он не помнит. Все-таки прошло более полувека с тех пор. Немало после того поколесил по стране Григорий Дмитриевич, пока в 1953 году судьба не забросила его на Брянщину, где до сих пор о работоспособности бывшего начальника пути станции Брянск I ходят легенды.
- Он даже дом себе построил поближе к железнодорожной стан
ции для того, чтобы быстрее было ходить на работу, - говорит жена Тать
яна Алексеевна, с которой вместе они прожили 46 лет. До последнего вре
мени почетный железнодорожник Стужнев возглавлял Совет ветеранов
дистанции пути и лишь нездоровье заставило его расстаться с этой долж
ностью. Мало кто знает, что Григорий Дмитриевич, перенесший два ин
фаркта, уже 20 лет жил с кардиостимулятором, вживленным в сердце. Не
смотря на это, ветеран не жаловался на судьбу. Ведь жизнь прожил, счи
тал Григорий Дмитриевич, не напрасно. Его не стало в 2001 году.
Николай ЗИБНИЦКИЙ.