ЗАВЕТНЫЙ УГОЛОК У КАЖДОГО ИЗ НАС. Старые названия населённых пунктов Брянщины.
ЧУВСТВО малой родины. Знакомо ли оно? Очень. Если оно есть. Человек, где
бы ни
находился, тоскует по маленькой, но близкой и родной деревеньке, речушке.
Поэт Евгений Лебков, проживающий на Сахалине десятки лет и полюбивший
его, все же тоскует о родных брянских краях. В стихотворении «Родная деревня»
он пишет:
А люди живут помаленьку,
* Простою заботой живут.
Родная моя деревенька,
Непатриархальный уют,
Но детство — по-прежнему детство
И в этой и в той вон ирбе...
Олешенка, Ольховка, Ольшанка, Ольховый, Ольшаннца — таковы названия рек
и поселений. Заросли ольхи — ольшаники типичны именно для речных берегов,
поэтому немало речушек и получили названия этого дерева.
Брянщина. Милый сердцу край. Сколько любимых нежных и поэтических
названий дал народ селам, деревушкам, речушкам: Вяльки, Аннино, Бежань,
Белевица, Боюры, Важица, Веприн, Витемль, Витичка, Гастенка, Гош на, Дальний
Клин, Добрнк, Дудоры, Еленка, Жеча, Забава, Заборье, Залядка, Заречье, Знобь,
Золин, Иловнца, Ирпа, Истровка. Кветунь, Кипень, Клевень. Меженикй, Нетьиика,
Ольгино, Опахань, Плавна, Свень, Сигор, Снапать, Солька, Лебедин, Лобки,
Лесновка...
Голубовка...
Синьковка... Красновка...
Белый Ключ... Зеленая Лоза.
Радуга разбилась на осколки —
Зацвела и вспыхнула роса
На листве, на мятых травах лета.
На цветах, названьях деревень...
Был, наверно, тот в душе поэтом,
Кто придумал их в счастливый день
— так прославляет поэт Михаил Атаманенко названия брянских деревень и тех,
кто дал им такие ласковые имена.
Названия, по словам Константина Паустовского, — это народное поэтическое
оформление страны. В них — характер народа, его история, склонности и особенности
быта.
Затерялись в милой
сини
Чистополье и Холмы.
Пбдсосенки,
Подосинки,
Воин. Сеча. Шеломы.
Имена, что судьбы
в ряде
. С изначальных давних
лет.
Будимир и Мироладье
Красновесье,
Творисвет.
Все по-своему красивы,
Каждой памятью коснусь.
Повторю —
Встает Россия
Повторю —
И вижу Русь. ,
Это стихотворение «Деревеньки - деревушки* Николая Посиова. В не*.
поэтичность, точное определение местности. Скажем, звучит в названиях
Чистополье и Холмы слово «чистополье» — чистое поле, ровное, прозорное, а слово
«холмы» — небольшая отлогая горка, возвышенность.
На Брянщине немало «лесных» названий: Подлесье, Подлесный, Сосница,
Сосноака, Сосновская, Подсосеики, Сосновый Бор, Осинки, Оснновка, Осиновые
Дворики, Подосинки...
На шоссе Брянск — Орел есть место, называемое Осиновая Горка. Его история
ничем не примечательна. Со временем же название поселка получило широкое
признание.
В канун двадцатипятилетия освобождения Брянщины от фашистских захватчиков
на возвышенности у шоссе сооружен монумент шоферам, покорителям
фронтовых дорог. Памятник установлен здесь не случайно. По этой дороге в Брянск
пришли освободители. По этой дороге, не страшась вражеских бомбежек, водители
доставляли на передний край боеприпасы, горючее, продовольствие, снаряжение.
Авторы памятника — скульптор лауреат Государственной премии П. Ф. Мовчун,
архитектор А. А. Гайдученя — создали своеобразное и впечатляющее произведение.
У подножия тридцатиметрового пилона фигура воина-шофера. Он стоит на
подножке вздыбленного автомобиля. Правая рука воина лежит на баранке, взгляд
устремлен вперед, на дорогу. Одна за другой проносятся машины. У этого места они
чуть замедляют бег и салютуют воину-автомобилисту длинным сигналом...
Теперь это место получило двойное название — памятник воинам-водителям,
и Осиновая Горка. Так мирное имя слилось с военной порой.
Как указано в стихотворении Н. Посиова, были, конечно, на Брянщине названия
поселений Воин и Меча.
Современные словари слово «воин» поясняют: тот, кто сражается с врагом,
солдат, боец. Вой — так назывались при первых русских князьях войска.
собираемые сверх дружины, на случаи войны под начальством воеводы. В Отечественную
войну 1812 года воинами назывались ополченцы, набранные из удельных
имений. Воин — это н встречающаяся фамилия князей.
В памятнике литературы Древней Руси — «Поучении Владимира Мономаха»
упоминается город Воинь, который находился при впадении Сулы в Днепр.
Слово «мечь» — холодное, ручное оружие древних и средних веков. «Ме-
чевшик» — кто кует, работает мечи. А слово «мечник» имеет уже другой смысл. Это
старинное слово, обозначающее дворцовый чин древних русских князей. Главная
обязанность мечника была судебная. Ему поручались и другие дела.
Разыскивая пояснения о слове «меча», вспомнил тургеневский рассказ «Касьян
с Красивой Мечи» из знаменитых «Записок охотника», достал с полки книгу:
«А вы где прежде жили?
— Мы с Красивой Мечи.
— Далеко это отсюда?
— Верст сто.
— Что ж там лучше было?
— Лучше... лучше. Там места привольные, речные, гнездо наше, а здесь теснота,
сухмень... Здесь мы осиротели. Там у нас, на Красивой-то на Мечи, взойдешь ты на
холм, взойдешь — н господи боже мой, что это? а?... И река-то, и луга, и лес; а там
церковь, а там опять пошли луга. Далече видно, далече. Вот как далеко видно...
Смотришь, смотришь, ах ты право!»
Как-то в краеведческом материале я сослался на одно художественное
произведение. Строгий редактор сказал, что это не доказательство. И вот передо
мной словарь географических названий. Читаю. Красивая Меча, река. Правый
приток реки Дон. Протекает в Тульской н Липецкой областях.
Красивая Мечь, или Красивая Меча — протекая в высоких скалистых
и извилистых берегах, считалась одним из красивейших мест Европейской России.
Это ей, Красивой Мече, посвящена пространная лирическая характеристика
и рассказывается предание о ней в повести И. Ф. Павлова «Ятаган».
В Новозыбковском районе есть старинное село Шеломы. Его возникновение
относят к ХУ1 веку. А еще поселение прозывалось Шеломин.
Слово «шелом», «шлем» — военный доспех, кроющий голову, ныне каска —
поясняют словари. «Хощу главу свою прнложити, а любо испитн шеломом
Дону!», — говорится в древнем повествовании «Слово о полку Игореве».
Шелом, шолом и слово мирное. Оно обозначало в старину — н а в е с крыша на
столбах, повет.
Встречается и фамилия: Шеломанев, Шеламанов, Шелом. В 1737 году
в Ильинской почепской церкн был ктитарь Алексей Шлома, он же Шломин.
А что значит название поселка Будимир в Трубчевском районе? Это имя
человека.
Старославянские составное имена очень интересны. Они образовывались,
поясняет М. Я. Мирошкин в книге «Славянский именослов, или Собрание
славянских личных имен в алфавитном порядке», изданной в 1867 году в С.-Петербурге,
из двух частей: Вяче-слав, Свято-пол к, Мило-нег, Остро-мир, Домо-жир,
Добро-гость. При этом каждая часть имени являлась корнем слова н имела свой
реальный смысл.
Будимир — тоже древнее имя. Соловей Будимнрович — герой былины, известный
в десяти записях, из которых старейшая принадлежит Кнрше Данилову. В былине
ведется сказ о приезде Соловья Буднмировича в Киев сватать племянницу князя
Владимира, Запаву Путятичну.
В некоторых других былинах Соловей Будимнрович смешивается с Соловьем
разбойником. Имя Будимир можно встретить в справочниках личных русских имен,
изданных и в наши дни. Встречается там и старое имя Хотомир, а в Брянском районе
расположен поселок Хотомнричи. По соседству с Брянщиной в Жнздринском
районе Калужской области есть село Судимир и железнодорожная станция. Это имя
упоминается в Полном собрании русских летописей под 1147 годом.
Может быть, родиться
снова проще.
Выйти в мир широкий,
как заря,
1 Чем забыть вас,
тюнинские рощи,
В золотом свечении мх.
сентября.
Эти замечательные лирические строки принадлежат выдающемуся советскому
поэту Николаю Рыленкову. И посвящены они селу Тюнино, что в Рогнединском
районе. Такого названия населенного пункта больше нигде не встречал. А получило
имя село от фамилии владельца Тюнина, как утверждают сторожилы.
Село ничем не примечательно, а вот покорило поэта в молодости, когда он здесь
учился в местной школе. И осталось оно в памяти на всю жизнь.
Писатель Петр Дудочкин, уроженец Брянщины, как-то вспоминал, что в дни
работы второго съезда писателей, когда они встречались, Н. И. Рыленков нет-нет,
да и повторял один и тот же вопрос: «А что еще нового в Тюнино?» Когда же у него
спросили, какой уголок отчей земли сильнее всего запал в душу, то не задумываясь
ответил:
— Тюнино. — И повторив тихо, но еще нежнее и восторженнее произнес:
— Тюнино!»
У каждого из нас есть свой заветный уголок то ли село, деревня, поселок, город,
где родился, вырос, долгие годы жил.
Есть у каждого людского поселения своя история. Одна — долгая, уходящая
в глубину веков, другая совсем короткая, может, ничем не примечательная. Важно
иное, чтобы каждый из нас от поколения к поколению нес тепло любви к заветному
уголку, к отчему дому.
Из дому. На шоссе. И — прямо к Тюнину?
Идешь — поешь... Да что там говорить...
Дай бог и мне, как дал Ивану Бунину,
Свой край родной вовек не разлюбить, —
так пишет в стихотворении «Тюнинская школа» Евгений Лебков.
Из любви к родной избе, дому, роднику, роще, селу, городу, школе, улице,
легендам, сказам и складывается большая любовь к Родине.
Я.Д. Соколов