Страницастарые

Старые имена Брянская область

Колта. Корна. Кучма. Кочева, Коста, Истобки. Обычно к таким названиям населенных пунктов отношение настороженное. Почему? Их форма не совсем обычна для русской топонимии.

На Бряншине в Клинцовском районе один из поселков называется Колпины, а деревня в Дятьковском районе — Колпа. А еще её имя писалось Калпина, иногда встречалось и как Колта. Есть деревня Колтово (Колатава) в Брянском районе, а Колпачек (Колпачевка) — в Навлинском.

У Льва Толстого в его дневниках, опубликованных в двадцать первом томе, где речь ведется о 1890 годе, прочёл: «Читал статью Урусова, переводил с Таней, чинил сапоги, поехали на пожар в Колпну». Чевез страницу: «Начал писать — не мог, съездил в Колпну, на новый пятый пожар».

А есть ли еще с таким названием села, -деревни в других местах? Встретил названия Колпино в Ленинградской, Смоленской, Вологодской областях, Колпны — в Орловской, Колпашево — в Томской, Колпь — во Владимирской, Колпец — во Львовской.

Немало: Колтово, Колтавское, Колтуновка, Колтуши, Колтов, Колтушная. Эти названия встречаются в Тверской, Пензенской, Белгородской, Ленинградской, Львовской областях и в Бурятии.

Слова «колпа», «колпь» и «колта» разные и означают не одно и то же. «Колпа» — в старину зад головы, затылок. Отсюда колпак. Колпак — спальная либо домоседная шапочка. Слово «колпь», «калпица» (колпа?) — чубатая птица из разряда цапель, чачура.

Что касается слова «колта», то близкое к нему «колтать» — говорить, сказывать. «Колтун» — болезнь кожи на голове, при которой волосы слипаются в плотный ком.

Правый приток реки Суда носит название Колпь, который протекает по - Вологодской и Ленинградской областям. Колпь, Колпица, Колпяна — встречаются такие названия рек и в других центральных и западных областях европейской части нашей страны.

В пойме реки Оки на территории Рязанской области есть озеро Колпь, оно еще называется и Гусь. «Эти совпадения вряд ли случайны, — отмечает Е. М. Поспелов в своей книге «Туристу о географических названиях», — гусь и колпь близкород­ственные крупные водоплавающие птицы, и в каких-то вятичских или древнерусских говорах эти слова могли совпадать,по значению».

В Словаре русского языка X! — ХУП вв. из приведенных для примера предложений о слове колпь (колбь), «колпица» видно, что это птица. Чуть выше слово «колпинина» — мясо аиста, пеликана. А слово «колты» — серьги с подвеска­ми, «колтырь» — род сукна.

В «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева в томе восьмом и восьмой главе — «Окончание междуцарствия» говорится: «В московские слободы пробрались тайком ратные люди из ляпуновских полков, чтобы поддержать жителей в случае схватки с поляками, пробрались и начальные люди: князь Пожарский, Бутурлин, Колтовской».

Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» в примечании четыреста шестьдесят девятом к десятому тому дает пояснение, что в июле 1589 года скончался в Москве, с именем Святого Иоанн Юродивый, прозванный Большим Колпаком и Водоносцем. А тело его с великой честью было погребено в церкви Василия Блаженного. Историк приводит ряд фамилий: Плещеев — Колотка Иван Дмитрие­вич, Колтовская Анастасия Владимировна, Колтовской Алексей Алексеевич и Григорий Алексеевич, Колтовской Иван, Колтовской Федор, Колтырь. Встреча-. лись такие фамилии и на брянской земле. В ХУ1 веке в Карачеве был воевода Григорий Федорович Колтовский. Ныне распространено Колтунов.

Откуда же получили названия населенные пункты Колпа, Колтово и т. д. В одних случаях можно предположить: от русских древних фамилий, в других — от названия реки.

В «Орловской правде» за  13 октября  1988 года прочитал заметку краеве-. да В. Емельянова о происхождении названия Колпны — райцентра на Орловщине. Он пишет: «Есть мнения, что это название происходит от выражения «около пней», или «около пен». Думаю, что вероятнее всего название райцентра все-таки произошло традиционно — от имени речушки Колпенки, на которой стоят Колпны, тем более, что раньше они назывались Колпенское. (Смотри список «Населенные пункты Орловской губернии 1866 года»). И все-таки, утверждает далее автор, — объяснение «около пней», «около пен» очень поэтично и не лишено смысла. Легенда о «полпне» существует и на Брянщине. Поговорка «Царь да монастырь дали нам полпня и пустырь» родилась якобы среди жителей села Полпино. Как она возникла? Село расподожено на лесных неплодородых землях. Лес и земля вокруг принадле­жали монастырю и помещикам. Главным промыслом крестьян была рубка окружающего леса, собирание бересты, добывание дегтя и смолы. За свою работу они получали плату — будто бы половину пня. Слово «полпня» и легло в основу названия села Полпино.

В конце ХУШ века несколько выходцев из села Полпино основали неподалеку новую деревушку, которую назвали Малое Полпино. Иногда пишется Малая Полпинка, Полбинка. А старое село со временем получило имя Большое Полпино.

Научного, документального подтверждения не найдено. Можно с такой легендой соглашаться и отрицать её. Возможно ли другое предположение? Сравните Колпино-Полпино. Разница всего лишь начальная буква. Допустима такая описка, оговорка? Конечно, тем более, что село Полпино писалось и как Полбино. А ведь Колпь имело созвучие и Колбь. А Колпь, Колбь — имя водоплавающей птицы, название во многих, местах реки. Но это всего лишь опять домысел.

В Х-Х1 веках основным в земледелии на территории Брянского края • было выращивание зерновых, были распространены и посевы полбы. Что такое полба? Это злак, особый, вид пшеницы. Не отсюда ли пошло название поля, места, где выращивали полбу, а потом и поселение получило имя Полбина, Полпина?

Корна пишут еще и Карна — такое название носит деревня в Новозыбковском, а в Климовском районе поселок Карнатное. Поиск привел к тому, что во второй половине ХУП века городским головою в Почепе был Антон Карнович, а у него сын Ефим. В 1762 году «С. -Петербургские веломости» в третьем номере сообщали, что обер-гоф-камер-интендант Карнович назначен в Стародубский полк в полковники с чином действительного бригадира и с принадлежащими на чин полковничий деревнями. Это был внук почепского головы — Степан Ефимович Карнович. Кстати, в Стародубский полк тогда входили новозыбковские и климовские земли. В 1919 году в Почепском уезде был Корнавский сельский Совет, На брянской земле протекает и речушка, прозываемая Корна.

«Корна—наружная часть рыболовной верши, морды, большая плетенка, без детинца», — говорится в словаре В.Даля.

«За нимъ кликну Корна, и жля поскочи по Русской земле...» Эти строки были написаны много веков назад, в 1187 году, когда было создано «Слово о полку Игореве» — гениальное произведение древней русской литературы.

В третьем выпуске сборника научных статей «Брянские говоры», изданном в 1975 году в Ленинграде, отмечается, что в современных брянских говорах в Карачевском и Трубчевском районах слово «карна» местные жители произносят как мука, скорбь.

Строки эти из «Слова» ученые относят все еще к числу «темных мест». По-разному толкуют этот текст: одни исследователи полагают, что карна и жля — олицетворение плача и скорби, другие придерживаются мнения, что речь идет о двух половецких князьях.

В Словаре русского языка Х1-ХУШ вв. слову «карник» дается пояснение, что это тот, кто несправедливо карает, обижает, оскорбляет кого-либо.

Кучма — такое название у хутора в Унечском районе. Слово означает вислоухая меховая шапка, поповская зимняя шапка, малахай. Кучма — растрепа, косматый,

нечеса.

В Жуковском районе деревня называется Кочева. Когда-то на этом месте была

оборудована буда по добыче поташа. Она носила и название Кочева Буда, т. е. по

фамилии основателя, владельца. А Коста? Это хутор в Почепском районе и одноименное название речушки.

Когда приходится ехать по шоссе Брянск—Гомель, то после Почепа, переезжая мост   через   нее,   всегда   почему-то   вспоминается   Коста-Рика,   государство   в

Центральной Америке. Узнал, что Коста — фамилия итальянская. Еще в 1601 году в Москве .были Нунции Климента УШ, Франциск Коста и Дидан Мираида, проезжавшие в Персию через Россию.

Откуда же появилось на Брянщине это название? Имя речушки Коста и ее притока Костица в литературе встречается в ХУП веке. Сообщается, что на реке Коста были расположены села Старый Почеп (Почепище), Вельжичи, Морево, Дегтяная. Неподалеку от села Рагозина на берегу реки Косты, «на горе, в лесе» сын стародубского наказного полковника Петра Рословца Семен устроил в 1678 году Троицкий мужской монастырь, названный по реке Костянским. В 1786 году монастырь был закрыт, а его обитатели переведены в Каменский монастырь. По-разному называли село, образовавшееся вокруг монастыря: Костянская, Стародуб-екая Коста, Чернецкая слобода, а ныне это село — Чернецкая Коста Рагозинского сельсовета, а хутор Коста — Титовского.

Названия населенные пункты получили от реки Коста. А река — свое странное
имя? Это пока загадка.          .

Климовское село Истопки древнее. В глубину веков уходит и его название. В русском языке существовало прилагательное «истобный», нередко преходившее в географические названия, становившиеся топонимами. Слово «истобка», употреблявшееся в форме «истьба» и превратившееся в «избу». Если у озера или речного затона стояла одинокая избушка, люди могли называть это место «истобным».

В книге седьмой «Историко-статистическое описание Черниговской Епархии», вышедшей в 1873 году в Чернигове, об этом селе.написано следующее: «Истобки. По • самому имени древнейшее, дотатарское поселение. Истобка, Истьба, позднее изба, от истопа, вендское Стуба. Тогда как княжеский дом называли Гридницею, дом слуги, смерда назывался ястобкою. Князь греется, смерд топит. Итак, Истобки — поселение слуг князя черниговского.

По записи 1413 года уже было известно об Истобчанах».

Таков поиск. В одних случаях он удачен, в других — печален. Но тайны не вечны