СтраницаСтародубский

Памятники деревянного зодчества Брянского края. Стародубский район. 

Село Понуровка Стародубского района

Церковь Святой Троицы. Понуровка. Стародубский р-н. 1745 г

Церковь Святой Троицы Село расположено на речке Рёвне в 25 километрах от Стародуба на юг. Понуровка возникла в 1663 году как поселение раскольников. Его название связывается в местной легенде с именем Понура - отца сказочного трудолюбивого Бути, который вместе со своей красавицей женой Рёвой основали поселение.

Раскольники отсюда были удалены стародубским полковником Семеном Самойловичем, завладевшим селом. Затем селом владел его брат Яков, а с 1687 года по 1893-й - Мазепа. После него Понуровка была «отдана» Михаилу Миклашевскому, род которого владел селом и усадьбой в нем до 1917 года.

В течение XVSII века - начале XIX в селе сложилась классическая русская усадьба. Несколько поодаль от неё, на другом берегу крупного искусственного озера находится Троицкая церковь.

Церковь Св. Троицы в «Историко-статистическом описании Чер­ниговской епархии» (1873 г.) датируется 1687 годом. В 1745 году была перестроена. Видимо, позже приобрела тот облик, которой сохранился до настоящего времени. Ранее она находилась в другом месте села, в 1852 году перенесена на кладбище «к отчим могилам» Миклашевских. Здесь и доживает свой век в полуразрушенном состоянии.

А жаль, эта небольшая церквушка интересна своей архитектурой, сво­ей органической связью о элегическим пейзажем сельского кладбища.

План крещатый, традиционный, вытянутый по продольной оси.

В объемах доминирует кубический четверик церкви, которому явно подчинены и интимная колоколенка над папертью, и пятистенный ал­тарь, и небольшая трапезная, и совсем домашние крыльца - тамбуры боковых выходов.

Внешняя отделка памятника - обшивка тесом. Архитектурные формы имитируют каменные. Крупные полукружные окна боковых фасадов, арочные верха звонов колокольни, оригинальные овальные окошечки тамбуров очень «сочно» обрамлены деревянными «камнями» на архи­вольтах, главный вход выделен парой тосканских колонн. Карнизы и цилиндрическая трибунка утраченной главы церкви - все должно было выглядеть, как в камне.

Гармонична и красива эта весьма ладно скомпонованная церквушка. Она является интересным образцом распространения в русской про­винции стиля классицизма. Свои классические черты Троицкая церковь получила, можно думать, в годы переустройства усадьбы Миклашев­ских. В конце XVIII - начале XIX века здесь был построен прекрасный главный дом усадьбы. Биограф Миклашевских - Чижов авторство его проекта приписывает Д. Кваренги. Может быть, и не без оснований. 

Фасад теперь не существующего дома, а также один из сохранившихся флигелей характерны для классицизма. Вполне возможно, что с целью достижения единства ансамбля усадьба и Троицкая церковь были на­ряжены в одежды классицизма.

Село Ломаковка Стародубского района. Водяная мельница.

Водяная мельница. Ломаковка. Стародубский р-н. 1904 г

Расположенная на окраине села водяная мельница построена в 1912 году полностью в традициях, широко бытовавших в Стародубском крае с исторических времен. Строили местные народные мастера по заказу сельской общины. За исключением замены деревянной кровли шифер­ной других перестроек не видно.

Мельница представляет собой четырехстенную клеть с двухскатной крышей. Клеть установлена на берегу и частично на сваях над омутом. Со стороны плотины (находится в 2 метрах от юго-восточного фасада)имеет навес основной крыши, поддерживаемый двумя столбами. У боко­вого фасада, ниже плотины, - водяное колесо, на которое посредством лотка подается вода. Стены клети, плотина, водосливное устройство, колесо выполнены из дерева. Размеры клети в плане 5,50x6,00 м. Навес на столбах выступает от стены на один метр.

Памятник является редким в наше время примером сельской произ­водственной народной архитектуры далекого прошлого.

Село Елионка Стародубского района Старообрядческая церковь

Старообрядческая церковь. Елионка. Стародубский р-н. 1910 г

В двадцати пяти километрах на юго-запад отСтародуба на равнинном месте едущий в Воронок издали видит причудливо рисующийся на фоне неба силуэт церкви. Как маяк в море, это здание отмечает в зелёном просторе место села Елионка.

По рассказам жителей села, церковь построена в начале XX века и освящена в 1910 году. Вполне возможно. Возможно, что и несколько раньше. Архитектура ее принадлежит последней четверти XIX века. Но мы уже убедились, что памятники культового зодчества первого десятилетия XX века ничем не отличаются от своих предшественников, построенных в конце XIX века. Это как бы запоздалые цветы, отсташие от времени своего цветения.

Тот же традиционно-крещатый план, но с рубленным «округло» восьмигранным залом в центре. Входящие углы крестовины плана за­полнены шестигранными помещениями -служебными при пятистенномалтаре и папертями боковых входов в собственно церковь. Просторная трапезная и притвор - нижний ярус колокольни - удлиняют план здания.

Черты своеобразия плана в объёмном построении развились в оригинальную композицию. Над шестигранными угловыми помеще­ниями поднялись стройные восьмигранные башенки, своей формой повторившие высокую колокольню. Они окружили высоко посажен­ный на нижний восьмерик восьмигранный световой барабан и, по закону контраста величины, настроили его на более мощное звучание. Получилась весьма живописная, богатая пластикой форм групповая композиция центрального ядра. Ее по праву венчает стянутый у осно­вания полицей тыквовидный купол с луковичной главкой на фигурной вытянутой стройной шейке.

Башня колокольни стоит на высоком четверике. С боков он очень устойчиво поддерживается низкими прирубами к паперти. Спереди такую же роль выполнял портик главного входа (утрачен). Стройный восьмерик звона колокольни покрыт возвышенным куполом с главой, подобной главе церкви. В купол врезаны четыре теремка - наличники ложных «слухов».

Формы пятиугольных фронтонов - прирубов паперти и треугольных фронтонов боковых приделов церкви находят отзвук в треугольных за­вершениях окон, эхом отражаются в «елочной» тесовой обшивке стен.

Разнообразная обшивка элементов стен, деликатное и тактичное украшение подзоров карнизов и членений, треугольных бровок окон и козырьков входов прорезной резьбой при близком восприятии памят­ника отлично дополняют его богатую пластичными сложными объемами и светотенью пространственную композицию.

В интерьере очень эффектно прорывающееся пятикратно вверх пространство - в угловых и центральном восьмериках.

Убранство и живопись не сохранились.

Памятник представляет безусловную ценность как хороший пример выполнения сложной объемной композиции в дереве, пластично мягкой и художественной выразительной.

Стародуб. Пожарное депо.

Ветряная мельница. Остроглядово. Стародубский р-н. 1944 г.