СтраницаСтальзавод

Бежицкий сталелитейный завод. 

В начале 30-х годов многие заводы страны освоили выпуск мощных паровозов, большегрузных вагонов, цистерн и платформ новейшей конструкции. Железнодорожный транспорт бурно развивался. Одним из важнейших элементов его технической реконструкции являлось внедрение автосцепки. В соответствии с планом индустриализации страны было решено построить мощный завод по ее выпуску.

И вот на окраину рабочей Бежицы пришли строители. Здесь шумел тогда глухой лес. Строители рубили деревья, корчевали пни. Вскоре они подготовили большую площадку.

В 1932 году началось сооружение завода. Со всех концов страны стекались на стройку землекопы, каменщики, плотники. Строительство было объявлено комсомольским объектом. Обком комсомола направил сюда сотни молодых добровольцев.

Велика была проектная мощность завода. В ту пору не было подобных ему по профилю и равных по мощности предприятий не только в СССР, но и в странах Европы. Первенец советских пятилеток должен был обеспечить стальным литьем вагоностроительные заводы страны и в первую очередь брянские «Красный Профинтерн» и имени Урицкого.

28 сентября 1935 года в торжественной обстановке опытный сталевар Петр Максимович Гаврилов сварил первую мартеновскую плавку. Этот день стал днем рождения завода.

Для укрепления завода инженерными кадрами сюда был направлен первый выпуск инженеров-литейщиков Брянского института транспортного машиностроения.

В год пуска завод дал 13 тысяч тонн стали. С каждым последующим годом росла мощность предприятия, что давало возможность наладить выпуск большегрузных вагонов с автоматической сцепкой и перейти на литые тележки.

В 1937 году на Орджоникидзеградский сталелитейный (как назывался тогда завод) приехал сталевар Мариупольского завода имени Ильича Макар Мазай — Стаханов в металлургии. Прославленный мастер своего дела, став к печи, наглядно продемонстрировал свои методы ведения скоростных и тяжеловесных плавок. Вскоре лучшие сталевары сравнялись в мастерстве со своим наставником.

В годы Великой Отечественной войны сотни сталелитейщиков с оружием в руках встали на защиту Родины. Завод был разрушен, превращен в руины фашистскими захватчиками.

Но после освобождения Брянщины рабочие восстановили его. Летом 1946 года состоялась первая послевоенная плавка.

Сейчас Бежицкий сталелитейный — крупнейшее высокомеханизированное предприятие, передовое в своей отрасли. Завод специализируется на выпуске стального литья.

Он — основной поставщик литых деталей для отечественных вагоностроительных заводов. Большая доля продукции — это вагонная рама, балка и корпус автосцепки. Выпускает он и запасные части (звенья гусениц и другие отливки) для нужд сельского хозяйства. С 1966 года завод приступил к выпуску задвижек различных диаметров для трубопроводов. Они идут на экспорт почти во все страны социалистического содружества.

Завод многократно выходил победителем Всесоюзного социалистического соревнования в своей отрасли, заносился на Всесоюзную доску Почета на ВДНХ СССР.

В 1930 году на окраине Брянска началось строительство сталелитейного завода. Рожденный 1-й пятилеткой завод вступил в строй 27 сентября 1935 года. Дала свою первую плавку мартеновская печь № 1. Строительство завода шло быстро — страна требовала: сталь, сталь, сталь... Но труд народа-строителя был прерван начавшейся войной. Фашистские захватчики оккупировали Брянщину. За годы своего хозяйничания на Брянской земле фашисты нанесли хозяйству области тяжкий урон. Был разрушен и сталелитейный завод. После изгнания фашистов в целях создания сталелитейной базы для вагоностроения трудящиеся Брянщины приступили к немедленному восстановлению завода. Приказом Наркомата среднего машиностроения СССР от 11 октября 1943 года бывший Орджоникидзеградский сталелитейный завод был переименован в Бежицкий сталелитейный. Через год первая очередь завода была введена в эксплуатацию. На временных производственных площадях завод начал давать продукцию для нужд строительства, а с 1946 года—сталь и стальное литье. В этот период ускоренными темпами идет возрождение завода. В годы шестой пятилетки была проведена реконструкция мартенов, позволившая без особых затрат почти на 20 процентов увеличить их производительность. Это было использовано на многих заводах страны. В октябре 1958 го¬да на стальзаводе ввели в действие первую и единственную в мире горизонтально-наклонную машину непрерывной разливки стали инженера М. Голдобина. За достигнутые успехи в 1958 году коллективу рабочих, инженерно-технических работников Бежицким райкомом КПСС и райисполкомом было присуждено переходящее Красное знамя.
Во втором году семилетки завод выпустил стали в два с лишним раза больше, чем в 1950 году
 

О том, что представляет из себя Стальзавод в наше время смотрите в разделе "Брянская область" - "100 лучших предприятий".

Бежицкий сталелитейный завод.