Страницастальных магистралей

Памятник труженикам стальных магистралей Брянск

 

ТРУЖЕНИКАМ СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Этот памятник установлен в сквере 50-летия Совет­ской власти в Фокинском районе Брянска в 1967 году. Установлен в честь боевых и трудовых подвигов желез­нодорожников. Памятник своеобразный. В обелиск, как бы подчеркивающий стремительное движение, вмонтирована передняя часть паровоза серии «ФД». Того самого, который на Брянском отделении дороги начал работать в тридцатые годы. Большую роль сыграл он в годы восстановления железнодорожного транспорта, других отраслей народного хозяйства после освобождения облас­ти от фашистских оккупантов, пройдя сотни тысяч километров без капитального ремонта.

Ветеран-паровоз, ставший памятником, символизирует славные дела брянских железнодорожников. Они по праву гордятся своим прошлым и настоящим, уверенно смотрят в будущее!

Первый паровозный гудок на брянской земле раздался осенью 1868 года на участке только что сданной в эксплуатацию железной дороги Рославль—Орел. Здесь тогда началось регулярное движение поездов. С вводом в строй этого участка открылся сквозной путь из Орла в Ригу. Эта железнодорожная магистраль имела большое народнохозяйственное значение. По ней из центральных районов России в прибалтийские порты доставлялись хлеб, другие сельскохозяйственные продукты.

Позже в нашем крае были проложены другие дороги, связавшие Брянщину с Москвой, Украиной, Бело­руссией.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции, когда над Брянском нависала угроза то со стороны Гомеля, откуда двигались кайзеровские войска, то со стороны Орла, куда прорывалась армия Деникина, наши железнодорожники в неимоверно тяжелых условиях обеспечивали перевозки военных грузов. Лишь за полтора года из Брянска по стальным магистралям ушли 243 бро­непоезда, отремонтированных брянскими машинострои­телями.

Сколько мужества, подлинного трудового героизма проявили брянские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны! В первые месяцы фашистского нашествия город и особенно железнодорожный узел подвергались жестоким бомбежкам. Ежеминутно рискуя жизнью, работники стальных магистралей активно участ­вовали в эвакуации промышленного оборудования, людей з восточные районы страны. Только из Брянска было вывезено более 130 железнодорожных составов ценностей, т. е. около 300 000 тонн народнохозяйственных гру­зов, и 60 тысяч рабочих эвакуируемых заводов и членов их семей.

Железнодорожники — уроженцы нашего края — храб­ро сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Например, бывший стрелочник станции Орджоникидзе-град И. Е. Бизюков, став командиром отделения минеров, лично ликвидировал три тысячи мин, установленных противником на железных дорогах. За исключительные заслуги перед государством в деле обеспечения перево­зок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяй­ства в трудных условиях военного времени И. Е. Би-зюкову в 1943 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Огромных усилий многих тысяч людей потребовали послевоенные годы, когда пришлось возрождать из пепла и  развалин  станции,  путевое  хозяйство.  Уже  к  исходу четвертой пятилетки грузооборот Брянского отделения дороги превысил уровень сорокового года в полтора раза.

Постепенно на смену паровозам пришли тепловозы и электровозы. В 1965 году был электрифицирован желез­нодорожный участок Брянск—Сухиничи, в 1966 году элек­тропоезда пошли на участке Брянск—Жуковка, с 1967 го­да на участке Брянск—Хутор Михайловский. Позже на электрическую тягу переводились другие участки.

На Брянском отделении Московской железной дороги родилось немало славных починов. Машинист локомо­тивного депо Брянск-П В. Ф. Цикунов в апреле 1966 года заявил, что за пятилетку сэкономит не менее шестидесяти тонн дизельного топлива, перевыполнит пла­новый показатель роста производительности труда на три процента, повысит техническую скорость локомотива про­тив нормы на два километра в час.

У В. Ф. Цикунова появились десятки тысяч после­дователей, в том числе далеко за пределами нашей об­ласти. Личную пятилетку Виктор Федорович выполнил на четыре месяца раньше срока, сэкономив более вось­мидесяти тонн дизельного топлива. В 1971 году ему при­своено звание Героя Социалистического Труда. В. Ф. Ци­кунов стал почетным гражданином г. Брянска.

Почин знатного железнодорожника подхватил маши­нист электровоза локомотивного депо Брянск-П В. В. Ше-махов. Он стал инициатором соревнования под девизом «Мой личный вклад в десятую пятилетку». Василий Васильевич пятилетние обязательства выполнил за три года и семь месяцев. При этом сэкономил более ста тысяч киловлтт-часов электроэнергии.

Следуя примеру правофланговых соревнования, тысячи работников стальных магистралей борются за дальнейший подъем железнодорожного транспорта, предначертаний партии. Это и им адресованы слова, начертанные на памятнике-паровозе: «Советским железнодорожникам слава!»

В Фокинском районе Брянска есть еще один паровоз-памятник. Он установлен на территории локомотивного депо. У этого ветерана богатая и славная биография. Паровоз серии «ОВ» находящийся сейчас на вечной стоянке, во время Великой Отечественной войны был одет в броню и служил защитникам Ленинграда. Потом многие годы трудился па мирном поприще.

Памятник установлен на станции Брянск-I

Пускай сегодня скажет кто-то,
Что устарел паровичок.
Тебя история со счётов
Вовек не сбросит, старичок!

*******************************

Труженикам стальных магистралей

Необычный памятник-паровоз серии ОВ установлен в локомотивном депо Брянск 2. На мемориальной доске текст: «Последний паровоз в локомотивном депо потушен в 1970 году».

Пускай сегодня скажет кто-то, Что устарел паровичок.

Тебя история- со счетов

Вовек не сбросит, старичок!

У этого ветерана богатая и славная биография. Он прилежно трудился в мирное время. В годы Великой Отечественной войны был одет в броню и слу­жил защитникам Ленинграда. Потом опять трудился многие годы на мирном поприще. Другой памятник в честь боевых и трудовых подвигов железнодо­рожников установлен в Фокинском районе в сквере неподалеку от станции Брянск II. Памятник своеобразный. В обелиске, как. бы подчеркивая стре­мительное движение, вмонтирована передняя часть паровоза серии ФД. Того самого, что начал работать на Брянщине в тридцатые годы. В мае 2005 года памятник паровозу и тем, кто на нем трудился, открыт на станции Брянск I возле локомотивного депо. Ветераны-паровозы, ставшие памятником, симво­лизируют славные дела брянских железнодорожников. Первый паровозный гудок на Брянской земле раздался осенью 1868 года. Потом пришли теплово­зы и электровозы.

Я. Соколов

Паровоз Ов 7587 был построен в 1907 г. Путиловским заводом (Санкт-Петербург). Во время Отечественной войны водил бронепоезда. В настоящее время как памятник установлен в локомотивном депо Брянск-2.
Адрес: г. Брянск, п. Ходаринка, Локомотивное депо Брянск-2