СтраницаСретенская

Сретенская церковь Трубчевский район Брянской области

Храм в честь Сретения Господня (г. Трубчевск)

Церковь Сретения расположена на восточной окраине города у развилки дорог, на пл. Степана Разина. Построена в 1-й трети 19 в. из кирпича и оштукатурена; во 2-й пол. 19 в. с южной стороны пристроен придел. Своеобразный памятник архитектуры Брянщины в стиле позднего классицизма.

Принадлежит к четырехстолпным крестово-купольным храмам центрического типа, с отдельно стоящей ярусной колокольней. Крещатость основному, квадратному в плане объему храма придают ризалиты в центре каждой из сторон, завершенные крутыми фронтонами. Над средней его частью поставлен большой световой четверик. Симметрию здания несколько нарушает примыкающий к южному ризалиту прямоугольный придел.

Трубчевск. Церковь Сретения. 1815

На выезде из Трубчевска находится Сретенская церковь. Трудно переоценить ее важное градостроительное значение. Со стороны города она замыкает перспективу улицы Ленина (бывшую Орловскую), а со стороны поля выступает в качестве единственного мощного архитектурного акцента западной панорамы города, отмечающего въезд в Трубчевск со стороны Брянска.

Сретенская церковь построена в конце XVIII века. По некоторым сведениям, в 1760 году. Ее композиция представляет собой сложную игру объемов, вырастающих из слабо выраженной кресчатости плана. Ветви креста лишь намечены ризалитами - выступами средних час­тей всех четырех фасадов церкви, но подчеркнуты возвышенными фронтонами. Над центром объема господствует световой четверик со срезанными углами. Четверик покрыт купольной крышей, завершен­ной небольшим восьмериком со своим куполком и ажурным крестом на шаре. Декор фасадов церкви прост и деликатен - небольшого выноса карнизы, упрощенные обрамления окон и декоративных ниш с крупными полукруглыми окнами фронтонов ризалитов и паллади-анские окна светового четверика -хорошо гармонирует со сложными объемами церкви.

Интерьер памятника расчленен пилонами и подпружными арками, несущими световой барабан с восьмигранным сводом. Подкупольный зал с трех сторон оформляют деревянные хоры, устроенные в риза­литах. Росписи и убранство храма относятся к XIX веку.

Единую композицию с церковью составляет колокольня, отдельно стоящая перед ее западным фасадом. Ее построение как бы вторит

богатому объему церкви: нижняя часть четверика развита в боковые стороны низкими служебными помещениями и продолжающими их арочными воротами с прямоугольными калитками, прорезанными в стене. Два верхних четверика рисуют четкий монументальный силуэт колокольни, увенчанной возвышенно-купольной крышей.

Сретенская церковь - это хороший образец стиля зрелого класси­цизма в Трубчевске. Долгие годы она была единственным украшением площади Степана Разина, в остальных частях архитектурно не офор­мленной. В последние годы - с установкой реликвии воинской славы (танк на постаменте и Вечный огонь перед мемориалом) и разбивкой небольшого сквера на месте бывшей Гамовой лужи - сделан второй, не очень, надо сказать, решительный шаг в повышении художественных достоинств этой важной окраинной городской площади.

Церковь Сретения в Трубчевске. Памятник архи­тектуры в силе позднего классицизма (первая треть XIX в.)

Сретенская кладбищенская церковь. Деревянная была построена в 1730 г. близ церкви Георгия Победоносца. Каменная -в 1811 г., трехпрестольная: главный престол во имя Воздвижения честнаго и животворящего Креста Господня, другие - во
имя Рождества Иоанна Предтечи и во имя Сретения Господня. Храм построен по благословению епископа
Орловского и Севского Досифея на средства купцов Н.М. Гамова и Н.А. Курындина. В 1871 г. была переделана Сретенская церковь на теплую трапезная. Колокольня
стояла отдельно. Церковь бес-приходная. До 1877 г. здесь не было и самостоятельного причта. По ходатайству преосвященного Ювеналия в Синод был учрежден причт из священника и дьякона. В 1930 г. были сняты колокола (как и во всех церквях). Сведений о священниках, служивших в церкви до 1917 г., нет. Известно лишь, что в 20-е гг. служил Стефан Митрофанович Федькин. После Великой Отечественной войны церковь значится среди 3-х действующих в Труб- чевске. Прошла регистрацию в 1948 г.

Деревянный храм в честь Сретения Господня был построен в 1730 году. В 1811 году на этом месте, по благословению Епископа Орловского и Севского Досифея на средства купца П.В.Саввина. В 1868 на средства купцов Н.М. Гамова и Н.А. Курындина был построен главные иконостасы. В 1871 году трапезная часть храма стала отапливаться. Колокольня стояла отдельно. Первоначально храм был безприходным, но в 1877 году по ходатайству Преосвященного Ювеналия в Святейший Синод в нем был учрежден причт из священника и диакона. Сведений о священниках, служивших в храме до 1917 не имеется. В 1920-е годы служили иерей Стефан Митрофанович Федькин, затем иерей Димитрий Николаевич Березовский, который был арестован в 1937 году и расстрелян. Известно также, что в 1930 с храма были сняты колокола. После Великой Отечественной войны храм значится среди трех действующих в Трубчевске. С этого времени Богослужение в храме не прекращалось.
      Расположена на восточной окраине города у развилки дорог, на площади Степана Разина. Построена в первой трети 19 века из кирпича и оштукатурена; во второй половине 19 века с южной стороны пристроен придел. Своеобразный памятник архитектуры Брянщины в стиле позднего классицизма.

ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНИЯ
Расположена на восточной окраине города у развилки дорог, на пл. Степана Разина. Построена в 1-й трети 19 в. из кирпича и оштукатурена; во 2-й пол. 19 в. с южной стороны пристроен придел. Своеобразный памятник архитектуры Брянщины в стиле позднего классицизма. Принадлежит к четырехстолпным крестово-купольным храмам центрического типа, с отдельно стоящей ярусной колокольней. Крещатость основному, квадратному в плане объему храма придают ризалиты в центре каждой из сторон, завершенные крутыми фронтонами. Над средней его частью поставлен большой световой четверик со срезанными углами и купольной кровлей, увенчанный восьмериком с маленькой фигурной главкой и крестом. Симметрию здания несколько нарушает примыкающий к южному ризалиту прямоугольный придел. Скупой декор фасадов храма состоит из упрощенных антаблементов и карнизов, простых обрамлений прямоугольных окон, а также круглых и полукруглых ниш типа ложных проемов второго света над ними. Большое разнообразие внешнему облику придают крупные полуциркульные проемы во фронтонах ризалитов и три проема на гранях четверика, напоминающие итальянские окна. Стоящая к западу от храма трехъярусная колокольня состоит из четвериков и завершена яйцевидной купольной кровлей. К ее нижнему ярусу с арочным проемом пристроены небольшие палатки с воротами, образующие главный вход в церковную ограду. Невысокий второй четверик со стрельчатыми проемами и нишами несет прорезанный арками звон. В интерьере храма четыре мощных пилона в центре со срезанными внутренними углами поддерживают при помощи перекинутых между ними под-пружных арок и парусов световой восьмерик с граненым сомкнутым сводом; угловые части перекрыты крестовыми сводами, рукава креста - коробовыми. Вверху боковых частей (кроме восточной) устроены деревянные хоры. Внутреннее убранство и утварь в основном кон. 19 - нач. 20 в.

В календаре Православной Церкви – много праздничных дней. В некоторые из них православные вспоминают важные евангельские события, происходившие две тысячи лет назад. В другие – чтят память Богородицы или святых. Но есть праздник, который не знает границ времени – это Сретение Господне, отмечаемый церковью 15 февраля. В нем «весь Ветхий Завет, неискупленное человечество с миром отходит в вечность, уступая место христианству…» – писал святитель Феофан Затворник. В нашем древнем городе в честь этого праздника именуется одна из ныне действующих церквей – храм в честь Сретения Господня.