СтраницаСпасо

Спасо-Преображенский монастырь 

Севский Спасо-Преображенский женский монастырь

 

В XVII-XVIII веках Севск был одним из самых значимых центров на юго-западе России, играющим важную роль в административной, военной, экономической и религиозной жизни, включая монастырскую.

Строительство новой крепости в Севске, чтобы заменить разрушенную в период "смуты", было завершено в 1620 году, и скорее всего новый монастырь возник около этого времени. Он получил название Спасо-Преображенский, чтобы сохранить связь с одноименным монастырем в Новгороде-Северском, откуда прибыли архимандрит и остальные иноки.

Новый монастырь в первые десятилетия своего существования был довольно скромным, но со временем значение возрастало. Он получил земли от государства, и наряду с подмонастырской слободкой здесь появились еще три селения, жители которых подчинялись монастырю.

О самом Спасо-Преображенском монастыре этого времени известно очень мало. Монастырь не отличался большим богатством и украшениями. Две имевшиеся здесь деревянные церкви, Преображенская и Ильинская, которые были упоминались уже в 1646 году, постепенно ветшали, и поэтому в конце 1680-х годов у архимандрита Николая и братий возникла идея построить каменный храм Преображения Господня.

Начало каменному строительству на территории Спасо-Преображенского монастыря было положено в 1713 г. В мае этого года вместо прежних деревянных церквей начали строить каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Основное строительство было завершено в 1715 году, а после окончания всех отделочных работ и росписей в январе 1717 года собор был освящен архимандритом Игнатием. Архитектор, разработавший проект собора, остался неизвестным. Стиль и декор собора достаточно близки к "нарышкинскому" барокко, преобладавшему в Москве и окрестностях в то время.

К середине XVIII века на территории монастыря появились еще два каменных здания: длинный двухэтажный корпус кельи и небольшая одноэтажная просфорная с подвалом под нею.

В 1764 году, после образования Севского и Брянского викариатства Московской епархии, Севск был выбран центром пребывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и занимались своей деятельностью севские епископы и обслуживающие их лица, стал упраздненный с этого времени Спасо-Преображенский монастырь, получивший название архиерейского дома. Архимандрит Иакинф (Карпинский) был последним настоятелем монастыря и был известен своей ученостью. Основное строительство на территории бывшего монастыря проходило уже когда здесь уже не было монахов и находилась резиденция севских епископов.

Во второй половине XVIII века были проведены реставрационные работы, а также построена каменная ограда с угловыми башнями и живописная надвратная колокольня. Это создало единый архитектурный комплекс зданий, который до сих пор называется Спасо-Преображенским монастырем, хотя самого монастыря там уже не было. Строения комплекса имели в большей степени символическое значение: толстые стены с бойницами и башнями продолжали традиции русских средневековых оборонительных монастырей, а верхушки стен в виде ласточкиного хвоста напоминали стены Московского Кремля.

В июле 2018 года монастырь был возвращен Русской Православной Церкви и с благословения митрополита Брянского и Севского Александра возродился в качестве женской обители.

Источник: Из истории монастырей Севского уезда в 1620-1760-х гг.. В.В. Крашенинников

Севский Спасо-Преображенский монастырь

Севский Спасо-Преображенский монастырь является уникальным памятником истории и архитектуры и привлекает паломников и туристов из разных уголков страны. Что же известно о первом периоде существования монастыря? После подписания в 1618 году Деулинского перемирия, по которому основная часть Северской земли перешла от Московского государства к Речи Посполитой, часть русских жителей с отходивших к полякам территорий стала переселяться в соседние места, оставшиеся за Москвой. В числе покинувших г. Новгород-Северский, также отошедший к Речи Посполитой, были архимандрит Корнилий и несколько других монахов Новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. Захватив с собой кое-что из монастырского имущества, они сначала переселились в Рыльск, а затем в Севск, где архимандрит Корнилий получает патриаршее благословение на устройство монастыря. Назван монастырь был Спасо-Преображенским в знак преемственной связи с одноимённым монастырём в Новгороде-Северском, откуда прибыли архимандрит Корнилий и остальные иноки. В документах, относящихся к Севску, Спасо-Преображенский монастырь впервые упомянут в 1622 году. Возник и начал свое обустройство новый монастырь в полутора верстах от Севска, на небольшой возвышенности среди заливного луга за рекой Сев, где находился участок смешанного леса, среди которого и были построены деревянная церковь, монашеские кельи, хозяйственные и другие сооружения. Постепенно значение монастыря росло. На полученных от государства землях, помимо подмонастырской слободки, появились ещё три селения, жители которых подчинялись монастырю. О положении самого Спасо-Преображенского монастыря в это время известно мало. Заметным богатством и благоустройством монастырь не отличался. Две имевшиеся здесь деревянные церкви (Преображенская и Ильинская, упоминаемая в 1646 году) постепенно ветшали, поэтому в конце 1680-х годов у архимандрита Николая и братии появилась мысль о возведении каменного храма Преображения Господня. В принципе, её поддержал Патриарший приказ, но осуществление задуманного задержалось. В 1711 году здесь попрежнему действовали две названные деревянные церкви, на хозяйственном дворе находилось 4 лошади, 3 коровы, 5 овец, имелись монастырские сад и огород, но в целом уровень хозяйственного благосостояния был невысок. В относившихся к монастырю селениях числилось 28 крестьянских дворов (в 1700 году таковых было 38), но, как отмечалось в переписи, «с тех монастырских крестьян денежных доходов и столовых и иных всяких припасов и хлеба за их скудостью не имеется; только пашут де в тот монастырь под рожь по 10 десятин, да под яровой хлеб по 10 десятин, да сена косят на общих лугах по 50 возов и делают всякое сделье». Дополнительным источником доходов были мельницы: «на реке Севи мельница, прозванием Рождественская, на трех поставах, да ступ с гонными колёсами (с помощью мельничных ступ из зерна гречихи и проса получали крупу); другая же мельница ниже деревни Княгининой, о двух поставах, да ступ с гонными колёсами, третья в слободке Демьяновке об одном поставе». Неподалеку от Рождественской мельницы была поселена маленькая слободка и устроена часовня. Проживали в монастыре в это время 24 инока. Начало каменному строительству на территории Спасо-Преображенского монастыря было положено в 1713 году, когда по благословению митрополита Стефана (Яворского) вместо прежних деревянных церквей начали строить каменный соборный Спасо-Преображенский храм. Основное строительство было завершено в 1715 году, а после окончания всех отделочных и живописных работ в январе 1717 года собор был освящён архимандритом Игнатием. Имя архитектора, по проекту которого строился собор, осталось неизвестным, но скорее всего это был ктото из представителей московской школы зодчества рубежа XVII-XVIII веков. И основные объёмы храмового здания, и элементы декора достаточно близки господствовавшему тогда в Москве и её окрестностях стилю «нарышкинского» барокко с его нарядностью. Севск и окружавшая его Комарицкая волость с 1625 года в церковном отношении входили в состав Патриаршей области (с 1721 года её называли Синодальной). Таким образом, здешнее духовенство напрямую подчинялось московским церковным иерархам, которые через патриаршую контору и финансировали строительство собора, и осуществляли контроль за его ходом. Ближе к середине XVIII века на территории СпасоПреображенского монастыря появилось ещё два сохранившихся каменных здания: двухэтажный вытянутый в длину корпус келий и одноэтажная небольшая просфорная с подвалом под нею. К середине XVIII века за Спасо-Преображенским монастырём насчитывалось уже около 500 мужских крестьянских душ, относившихся к перечисленным ранее Демьяновке, Лукинке и Семёновке, а также к селу Юшино. В 1764 году после создания Севского и Брянского викариатства Московской епархии Севск был назначен центром пребывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и занимались своей деятельностью севские епископы и обслуживающие их лица, стал упразднённый с этого времени Спасо-Преображенский монастырь, названный архиерейским домом. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Иоакинф (Карпинский), пользовавшийся известностью за учёность и издавший позднее сборник своих произведений. Основное каменное строительство на бывшей монастырской территории велось, когда здесь находилась резиденция севских епископов. Во второй половине XVIII века, особенно в период епископа Кирилла (Флоринского), здесь был обновлён собор, сооружены каменная ограда с угловыми башнями, высокая и живописная надвратная колокольня. Так сложился единый архитектурный комплекс зданий, который продолжали называть (и называют до сих пор) Спасо-Преображенским монастырём, хотя в реальности монастыря там уже не было. Сооружения комплекса имели в значительной степени символическое значение: толстые стены с бойницами и башнями продолжали традиции тех русских средневековых монастырей, которые вплоть до XVII века играли оборонную роль, а навершия стен типа ласточкиного хвоста были аналогичны стенам московского Кремля. Переезд епископов из Севска в Орел в связи с образованием Орловской епархии, а также сильный пожар в 1824 году, серьёзно повредивший многие здания, привели к запустению монастырской территории, тем более что отдельные находившиеся здесь здания стали продаваться на слом. Бывший монастырь сохранял статус архиерейского подворья, но навещался епископами очень редко. История Спасо-Преображенского монастыря остаётся мало изученной. Монастырь в середине XVIII века был закрыт в связи с передачей его территории и зданий архиерейскому дому – резиденции епископов Севских и Брянских. Архив монастыря, как и других закрытых в XVIII веке монастырей, был уничтожен вскоре после закрытия. Да и последующие события не способствовали сохранению памяти об этом интересном в религиозном и историко-культурном отношении месте. В декабре 1918 года монахинь потеснили воспитанники детского дома №1, разместившегося в двух корпусах Спасского монастыря. Остальные помещения вместе с земельными участками заняла коммуна «Роза Люксембург». Окончательно Спасо-Преображенский монастырь был закрыт 21 января 1921 года. Его опустевшие здания были заняты детской колонией до середины лета 1929 года, потом на смену ей пришел Стрелецкий совхоз. Многое было разорено и разрушено. В 1950-х годах уцелевшие и почти потерявшие свой первоначальный облик помещения бывшей обители приспособили для Севской коррекционной общеобразовательной школы-интерната. В июле 2018 года здания бывшего Спасо-Преображенского монастыря были переданы Брянской епархии. От прежнего величия монастыря остались полуразрушенный храм Преображения Господня начала XVIII века, келейный корпус, здание духовной консистории, просфорная и оградительная стена с башнями на углах. Монахини поселились в келейном корпусе. В течение полугода сёстры обустроили домовой храм во имя Всех Святых на втором этаже. Теперь здесь регулярно совершают богослужения иеромонахи Богородицкой Площанской мужской пустыни. В обители есть места для проживания паломников. Настоятельницей этой обители назначена монахиня Макария (Швец). Работы по благоустройству Спасо-Преображенского монастыря продолжаются и в настоящее время. И. ЛУЧКО, младший

Расположен на северо-восточной окраине города, среди низменной рав¬нины на левом берегу реки Сев, на старой Московской дороге.Основан в 1631 году. Не действует.

Спасо-Преображенский монастырь состоит из 6 исторических зданий и сооружений

 Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 году, однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 года. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 году и освятили 13 января 1717 года. В 1774 году к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 году при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.
      Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 века с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 века - бесстолпная, одноапсидная и одноглавая, с трапезной.

Спасо-Преображенский монастырь (г.Севск)

Собор Спаса Преображения. Решение о строительстве каменного собора с теплой церковью Ильи Пророка в подклете было принято в 1690 г., однако к сооружению здания приступили только 2 мая 1713 г. В сентябре нижний ярус с зимней церковью построили и освятили, а основной храм закончили в 1715 г. и освятили 13 января 1717 г. В 1774 г. к собору с юга пристроили ризницу, а с запада - паперть, надложили стены всех прежних объемов, соорудив фронтоны, а также обновили декор на фасадах и в интерьере. В 1843 г. при возобновлении после пожара устроили купольное покрытие. В настоящее время это покрытие и вся новая штукатурка на фасадах с деталями декора утрачены.

Оригинальный небольшой храм, в архитектуре которого тесно переплетены формы "нарышкинского" стиля и барокко 18 в. с более древней традицией. По своему типу это обычная приходская церковь 17 в. - бесстолпная, одноапсид-ая и одноглавая, с трапезной. Сооружена она из кирпича и была оштукатурена, с лепными деталями.

Спасо-Преображенский монастырь, виднеется на горизонте

Спасо-Преображенский монастырь основан архимандритом новгород-северского Преображенского монастыря Корнилием в 1636 г. До начала XVIII в. строения были деревянными. В 1713-17 гг. при игумене Игнатии возведён каменный собор.
Позже был резиденцией Севских архиепископов, в XVIII в. построены ограда с башнями, колокольня, жилые корпуса. После упразднения Севской епархии (1788 г.) и пожара 1824 г. временно был закрыт, позже возобновлён как женский. После революции повторно закрыт, ныне пребывает в руинированном состоянии.

 Редкий для Брянщины образец развитого барочного сооружения 1770-х годов подобного рода. От кирпичного трехъярусного здания сохранились лишь два нижних крупных четверика с широкими арочными проемами, ныне почти полностью утратившими прежнюю штукатурку и лепную отделку. Пластичен нарядный ордерный декор с парными, поставленными на пьедесталах колоннами по краям и раскрепованным над ними антаблементом. Ордера в ярусах применены по классическим канонам: в первом подобие дорического с оригинальными лепными капителями и метопно-триглифным фризом, во втором ионический и в третьем коринфский. Нижний четверик со срезанными углами и сквозным проездом по оси запад-восток, перекрытый цилиндрическим сводом, служил Святыми воротами. Над замком его широкой арки располагался лепной картуш, сохранившийся лишь фрагментарно. В толще южной стены была устроена лестница на второй ярус звона. Стройные арки последнего также имели прежде лепной декор.

 

Замечательный пример монастырской ограды второй половины 18 века, подражающей формам оборонительных стен русских монастырей предшествующего столетия, единственный сохранившийся в области. Стены возведены из кирпича на фундаментах из булыжника. Сравнительно низкие, завершенные зубцами, они образуют в плане прямоугольник с башнями на углах. Общая длина стен 477 метра (сохранилось 332 метра), толщина 2 метра, высота 4—5 метров. С внешней стороны их основная часть расчленена слабо выступающими лопатками и завершена карнизной тягой. Изнутри она обработана на древнерусский манер аркадой, над которой шел боевой ход. Венчающие стену зубцы в форме "ласточкина хвоста" прорезаны бойницами. В толще северной стены устроено несколько узких ходов с небольшими оконцами.

Севск. Спасо-Преображенский монастырь в XVIII веке. Старинный рисунок на дереве

Основан архимандритом одноимённого новгород-северского монастыря Корнилием, который после Деулинского перемирия (1618, 10 дек.) и передачи указанного города /Новгорода-Северского/ Речи Посполитой перешел со своими монахами и всем имуществом сперва в Рыльск, а затем в Севск, где по благословению патриарха Филарета в 1636 г. устроил новую обитель. ...
См. "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России", том "Брянская область", М., 1998, с. 470. И далее следует описание монастыря по с. 476 с генпланом и 18 чёрно-белыми фотографиями; текст Р.И. Платоновой.

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Колокольня.

Севск. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский монастырь

Руины монастыря 1636г. Частично сохранились церковь Спаса Преображения и ограда, напоминающая кремлевскую стену