Спасо-Преображенский собор Новозыбковский район Брянской области
Новозыбков Церковь Спасо-Преображенская
Спасо-Преображенская церковь расположена в центра города, её высотная композиция замыкает перспективу многих улиц, что свидетельствует о ее важном градостроительном значении.
Церковь построена в 1909 году по заказу купца Кублицкого местной артелью строителей. Образцом для Спасо-Преображенской церкви служила ранее построенная в городе церковь (сгорела в 1930 году). По свидетельству старожилов города, с неё просто скопирована, «без чертежей», Спасо-Преображенская церковь.
Возможно, что это так. В архитектурном решении церкви много от старообрядческих церквей Клинцов, ныне утраченных, своеобразных и выразительных. Церковь построена кораблём. По продольной оси расположены с запада на восток: притвор с ризницей и лестницей на колокольню, квадратная в плане трапезная, собственно церковь и пятистенный алтарь. Входы с трёх сторон - с запада через притвор - паперть и два боковых непосредственно в церковь. Доминирующим объёмом композиции является собственно церковь - «восьмерик на четверике», усложнённый пятиглавием. По углам четверика расположены четыре высоких параллелепипеда -трибуны с грушевидными ребристыми куполами и главками с крестами на фигурных шейках. Их высота достигает карниза главного светового восьмерика. Карниз завершён цепью декоративных кокошников и увенчан восьмигранной купольной крышей. Вверху на двухъярусной трибуне шаровидная глава с высоким крестом.
Эта объёмная группа завершений четверика - компактная и полная красивых плавных линий - очень живописна и скульптурно-выразительна.
Спасо-Преображенская церковь. Новозыбков. 1910 г.
Четверик колокольни вытянут поперёк продольной оси. Он имеет меньшую высоту, чем четверик церкви. Над его средней частью - над папертью - расположен второй четверик. В верхней части он переходит в невысокий восьмерик, чётко отделённый карнизом и полицей от стройного восьмерика яруса звона колокольни.
Колокольня покрыта грушевидным куполом с восемью рельефными рёбрами. Завершение колокольни в уменьшенном виде повторяет завершение купола церкви.
Большую роль в объёмной композиции церкви играют крыльца входов, расположенные с трёх сторон. Их высокие покрытия «бочкой» - со срезанным килем и миниатюрными главками завершений - увеличивают общую украшенность композиции криволинейными плавными линиями, поверхностями и объёмами. Такую же роль играют лучковые, полуциркульные и килевидные навершия окон и проёмов.
Фактура поверхностей стен оживлена различной обшивкой стен: горизонтальной, вертикальной и «в ёлку». Под венчающими и междуярусными карнизами фризы украшены накладной рельефной обшивкой - крестовидной и вертикальной. Углы стен оформлены узкими пилястрами. Покрытие куполов железом «в шапку» логично дополняет тонкий декор поверхностей стен. Окраска стен в светло-зеленый цвет с белыми архитектурными деталями увеличивает народность внешнего облика памятника.
Интерьер церкви вполне соответствует её богатому экстерьеру. Он прекрасно освещен и блистает трёхъярусным резным с позолотой иконостасом. Паруса сводчатого перекрытия, затянутые холстом, покрыты изображениями святых. Много икон старого письма - местные жители передают свои домашние иконы церкви. Есть чеканные кресты, складни и мелкая пластика. Спасо-Преображенская церковь является соборной церковью старообрядческой веры.
Техническое состояние её очень хорошее.
Памятник имеет ценность для изучения своеобразной ветви - старообрядческой - развития архитектуры в Брянском крае, особенно после утраты трех крупных древних церквей, отзвуки архитектуры которых он донёс до наших дней.
Назван этот храм в честь праздника Преображения Господа Бога и Спаса (Спасителя) нашего Исуса Христа, когда он на горе Фовор (Палестина) предстал перед тремя своими учениками не человеком, а Богом в сопровождении пророков Моисея и Ильи. Праздник отмечается 19 августа, известен еще как яблочный Спас.
Спасо-Преображенский собор
Спасо-Преображенский Собор расположен в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построен в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.
Построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого.
Фото с 6-го этажа здания Новозыбковского филиала БГУ
Церковь построена в 1911-1914 годах на средства купца-старообрядца Кублицкого. Была закрыта и использовалась как зернохранилище в 1938-1943 годы. В 1943 году вновь открыта и больше не закрывалась. С марта 1963 по 2002 год – кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви, резиденция Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Рядом с храмом – часовня-каплица. К 1000-летию крещения Руси облик собора преобразился: ярко загорелись золотом все десять его куполов, внутри появились новые настенные росписи в стиле древнерусской иконописи. В двадцати метрах от кафедрального собора возвышается двухэтажное деревянное здание, гармонирующее по своей архитектуре с храмом. Это резиденция духовно-административного центра русской древлеправославной церкви, объединяющей свыше полумиллиона верующих, проживающих не только в нашей стране, но и в Канаде, Румынии, Болгарин, США, других странах. Здесь в октябре 1988 года по случаю 1000-летия крещения Руси проводились юбилейные торжества, на которых присутствовали древлеправославное духовенство и миряне из Новозыбкова и других населенных пунктов Брянщины, а так же из Москвы, Самары, Оренбурга, Волгограда, Курской, Нижегородской, Воронежской областей, с Кубани, Казахстана, Грузии, Украины, Белоруссии и других мест. Новозыбковский Спассо-Преабраженский кафедральный собор - центр богослужебной жизни русской древлеправославной церкви. В нем проводятся соборы и совещания священнослужителей, богослужебная практика священнослужителей. С 1 сентября 1990 года при соборе функционирует воскресная школа, в которой дети и взрослые изучают основы христианской нравственности и вероучения. В 1991 году при Архиепископии открылось двухгодичное высшее духовное училище. В связи с этим на территории церковного двора воздвигнут из красного кирпича двухэтажный корпус училища, который представляет собой архитектурную ценность и вместе со зданиями кафедрального собора и резиденции Архиепископа вносит лепту в украшение центральной части Новозыбкова. В 2011 году, к столетнему юбилею храма, проведена частичная реконструкция - отремонтирован цоколь здания, обновлена плитка, храм полностью перекрашен. Реконструирована алтарная перегородка.
Лучший вид на Спасо-Преображенский собор
Расположена в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.
С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 - нач. 20 в. в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на граненом барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закругленная апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершенных аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проемы и ниши (с запада между ними устроен вход).
В городе есть еще один памятник деревянной архитектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческая Спасо-Преображен-ская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы русского и украинского зодчества. Расположенные по московскому образцу — то есть по углам — дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «бани» более ранних памятников украинского зодчества.
Таким образом, имеется шесть пригодных колоколов, которые, однако, не составляют собой полноценного набора для гармоничного звучания. Настало время восполнить ряды звонницы недостающими колоколами.