СтраницаСпасо

Спасо-Преображенский собор Новозыбковский район Брянской области

Новозыбков Церковь Спасо-Преображенская

Спасо-Преображенская церковь расположена в центра города, её высотная композиция замыкает перспективу многих улиц, что свиде­тельствует о ее важном градостроительном значении.

Церковь построена в 1909 году по заказу купца Кублицкого местной артелью строителей. Образцом для Спасо-Преображенской церкви служила ранее построенная в городе церковь (сгорела в 1930 году). По свидетельству старожилов города, с неё просто скопирована, «без чертежей», Спасо-Преображенская церковь.

Возможно, что это так. В архитектурном решении церкви много от старообрядческих церквей Клинцов, ныне утраченных, своеобразных и выразительных. Церковь построена кораблём. По продольной оси расположены с запада на восток: притвор с ризницей и лестницей на колокольню, квадратная в плане трапезная, собственно церковь и пяти­стенный алтарь. Входы с трёх сторон - с запада через притвор - паперть и два боковых непосредственно в церковь. Доминирующим объёмом композиции является собственно церковь - «восьмерик на четверике», усложнённый пятиглавием. По углам четверика расположены четыре высоких параллелепипеда -трибуны с грушевидными ребристыми ку­полами и главками с крестами на фигурных шейках. Их высота достигает карниза главного светового восьмерика. Карниз завершён цепью деко­ративных кокошников и увенчан восьмигранной купольной крышей. Вверху на двухъярусной трибуне шаровидная глава с высоким крестом.

Эта объёмная группа завершений четверика - компактная и полная красивых плавных линий - очень живописна и скульптурно-вырази­тельна.

Спасо-Преображенская церковь. Новозыбков. 1910 г.

Четверик колокольни вытянут поперёк продольной оси. Он имеет меньшую высоту, чем четверик церкви. Над его средней частью - над папертью - расположен второй четверик. В верхней части он перехо­дит в невысокий восьмерик, чётко отделённый карнизом и полицей от стройного восьмерика яруса звона колокольни.

Колокольня покрыта грушевидным куполом с восемью рельефными рёбрами. Завершение колокольни в уменьшенном виде повторяет за­вершение купола церкви.

Большую роль в объёмной композиции церкви играют крыльца входов, расположенные с трёх сторон. Их высокие покрытия «бочкой» - со срезанным килем и миниатюрными главками завершений - увели­чивают общую украшенность композиции криволинейными плавными линиями, поверхностями и объёмами. Такую же роль играют лучковые, полуциркульные и килевидные навершия окон и проёмов.

Фактура поверхностей стен оживлена различной обшивкой стен: горизонтальной, вертикальной и «в ёлку». Под венчающими и между­ярусными карнизами фризы украшены накладной рельефной обшив­кой - крестовидной и вертикальной. Углы стен оформлены узкими пилястрами. Покрытие куполов железом «в шапку» логично дополняет тонкий декор поверхностей стен. Окраска стен в светло-зеленый цвет с белыми архитектурными деталями увеличивает народность внешнего облика памятника.

Интерьер церкви вполне соответствует её богатому экстерьеру. Он прекрасно освещен и блистает трёхъярусным резным с позолотой ико­ностасом. Паруса сводчатого перекрытия, затянутые холстом, покрыты изображениями святых. Много икон старого письма - местные жители передают свои домашние иконы церкви. Есть чеканные кресты, складни и мелкая пластика. Спасо-Преображенская церковь является соборной церковью старообрядческой веры.

Техническое состояние её очень хорошее.

Памятник имеет ценность для изучения своеобразной ветви - старо­обрядческой - развития архитектуры в Брянском крае, особенно после утраты трех крупных древних церквей, отзвуки архитектуры которых он донёс до наших дней.

 

Назван этот храм в честь праздника Преображения Господа Бога и Спаса (Спасителя) нашего Исуса Христа, когда он на горе Фовор (Палестина) предстал перед тремя своими учениками не человеком, а Богом в сопровождении пророков Моисея и Ильи. Праздник отмечается 19 августа, известен еще как яблочный Спас.

 

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский Собор расположен в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построен в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.

Построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого.

Фото с 6-го этажа здания Новозыбковского филиала БГУ

Церковь построена в 1911-1914 годах на средства купца-старообрядца Кублицкого. Была закрыта и использовалась как зернохранилище в 1938-1943 годы. В 1943 году вновь открыта и больше не закрывалась. С марта 1963 по 2002 год – кафедральный собор Русской Древлеправославной Церкви, резиденция Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Рядом с храмом – часовня-каплица. К 1000-летию крещения Руси облик собора преобразился: ярко загорелись золотом все десять его куполов, внутри появились новые настенные росписи в стиле древнерусской иконописи. В двадцати метрах от кафедрального собора возвышается двухэтажное деревянное здание, гармонирующее по своей архитектуре с храмом. Это резиденция духовно-административного центра русской древлеправославной церкви, объединяющей свыше полумиллиона верующих, проживающих не только в нашей стране, но и в Канаде, Румынии, Болгарин, США, других странах. Здесь в октябре 1988 года по случаю 1000-летия крещения Руси проводились юбилейные торжества, на которых присутствовали древлеправославное духовенство и миряне из Новозыбкова и других населенных пунктов Брянщины, а так же из Москвы, Самары, Оренбурга, Волгограда, Курской, Нижегородской, Воронежской областей, с Кубани, Казахстана, Грузии, Украины, Белоруссии и других мест. Новозыбковский Спассо-Преабраженский кафедральный собор - центр богослужебной жизни русской древлеправославной церкви. В нем проводятся соборы и совещания священнослужителей, богослужебная практика священнослужителей. С 1 сентября 1990 года при соборе функционирует воскресная школа, в которой дети и взрослые изучают основы христианской нравственности и вероучения. В 1991 году при Архиепископии открылось двухгодичное высшее духовное училище. В связи с этим на территории церковного двора воздвигнут из красного кирпича двухэтажный корпус училища, который представляет собой архитектурную ценность и вместе со зданиями кафедрального собора и резиденции Архиепископа вносит лепту в украшение центральной части Новозыбкова. В 2011 году, к столетнему юбилею храма, проведена частичная реконструкция - отремонтирован цоколь здания, обновлена плитка, храм полностью перекрашен. Реконструирована алтарная перегородка.

Лучший вид на Спасо-Преображенский собор

Расположена в центре города, хорошо просматривается из разных его точек. Построена в 1911-14 гг. на средства купца-старообрядца Кублицкого. Стены рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для Брянщины нач. 20 в. деревянный храм в русском стиле, оригинально воспроизводящий тип восьмерик на четверике культовых зданий рубежа 17-18 вв.

С южной стороны храма находится небольшая кирпичная часовня-каплица, сооруженная в кон. 19 - нач. 20 в. в том же русском стиле (пониженная пристройка с юга более поздняя). Одноэтажная квадратная в плане постройка увенчана пирамидальной кровлей с полицей и главкой на граненом барабане. В центре восточного фасада слабо выступает закругленная апсида с большим рельефным крестом. Углы часовни украшают фигурные, как бы выточенные из дерева столбики с навершиями типа башенок, возвышающихся над кровлей. В стенах, завершенных аркатурным поясом и карнизом, прорезаны двойные арочные проемы и ниши (с запада между ними устроен вход).

В городе есть еще один памятник деревянной архи­тектуры, который нельзя не заметить ввиду его мощных объемов. Это — старообрядческая Спасо-Преображен-ская церковь, построенная в 1911 году. По плану и объ­ему она наследует описанный нами тип. Но силуэт этого здания, пожалуй, более живописен, благодаря тому что с чисто народной выдумкой здесь соединены приемы рус­ского и украинского зодчества. Расположенные по мос­ковскому образцу — то есть по углам — дополнительные купола, как и главный, напоминают грушевидные «ба­ни»  более ранних памятников украинского зодчества.

Таким образом, имеется шесть пригодных колоколов, которые, однако, не составляют собой полноценного набора для гармоничного звучания. Настало время восполнить ряды звонницы недостающими колоколами.