Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя Брянский район Брянской области
Современный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Супонево существует с XIX века. Его на средства прихожан построили в центре поселка - над обрывом высокого берега Десны.
На всхолмье правого берега Десны, ниже Брянска, стражем древнего села стоит церковь. Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге "Брянский Свенский монастырь", изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя Великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году.
Разумеется, что ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В писцовой книге 1626 г. упоминается каменный храм Георгиевского женского монастыря в селе Супоневе. В 1825 году, видя ветхость своего храма, жители Супонева просили разрешения на постройку новой каменной церкви, но, получив это разрешение, почему-то не спешили приступать к строительству. Поэтому, в 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила церковь за ветхостью была опечатана. Это обстоятельство побудило прихожан начать постройку нового храма, который и был окончен в 1831 году.
ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА
Год постройки: Между 1828 и 1831
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Супонево, ул. Московская, д. 173.
ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ (СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО), 1-я треть 19 в.
Поставлена в центре села над обрывом высокого берега Десны, доминирует в окружающем пейзаже. В 16-17 вв. здесь существовал женский Георгиевский монастырь с деревянным храмом, приписанный к Свенскому монастырю; позднее это вотчина Свенского монастыря с приходской церковью. В 1828-31 гг. вместо нее на средства прихожан построена нынешняя церковь с приделом Георгия Победоносца в трапезной (освящен в 1847 г.) и главным престолом Спаса Нерукотворного (освящен в 1852 г.). Возведена из кирпича, снаружи побеленная, а внутри оштукатуренная. Бесстолпный одноку-польный храм значительных размеров выполнен в стиле ампир с подчеркнутой упрощенностью архитектурных форм.
Пространственная композиция здания характеризуется особой массивностью и утяжеленностью объемов. Мощный основной куб с пониженным прямоугольным алтарем несет крупный приземистый цилиндр барабана, увенчанный пологим куполом с маленькой главкой. Низкие четырехколонные, далеко вынесенные портики украшают боковые стороны куба. Из прямоугольного массива трапезной выступает большая, поперечно ориентированная паперть с расположенной над входом колокольней, от которой остался лишь нижний ярус (перестроен в 1982 г.).
Фасады декорированы немногочисленными архитектурными деталями и членениями в виде горизонтальной рустовки части стен, простых поясков и карнизов с редкими сухариками (куб и паперть) и прямоугольных проемов, завершенных крупными архивольтами или полочками. Необычны укороченные колонны портиков на постаментах, поддерживающие деревянные фронтоны. Им соответствуют массивные портики из четырех полуколонн на торцах алтаря и паперти, дополненные по сторонам.
Три арочных проема соединяют его с алтарем, перекрытым коробовым сводом по оси север-юг; у паперти и трапезной плоские деревянные перекрытия. Стены и потолки гладко оштукатурены и побелены; росписи маслом выполнены в 1970-х гг. Остальное убранство храма и утварь принадлежат 19-20 вв.
Иерофей, 1866, с. 232-233; 1895; с 228-229; Пясецкий. 1899. с. 66-67. 82. 93; Историческое описание.., с. 125-127; Холмогоров, с. 230-232.