Страница Спасителя

Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя Брянский район Брянской области

Современный храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя в Супонево  существует с XIX века. Его на средства прихожан построили в центре поселка - над обрывом высокого  берега Десны.

На всхолмье правого берега Десны, ниже Брянска, стражем древнего села стоит церковь. Историограф Свенского монастыря архимандрит Иерофей в своей книге "Брянский Свенский монастырь", изданной более века назад, упоминает о существовании монастырского села Супонева с храмом во имя Великомученика Победоносца Георгия уже вскоре после основания монастыря в 1288 году.

Разумеется, что ныне существующий каменный храм не первый на этом месте. В писцовой книге 1626 г. упоминается каменный храм Георгиевского женского монастыря в селе Супоневе. В 1825 году, видя ветхость своего храма, жители Супонева просили разрешения на постройку новой каменной церкви, но, получив это разрешение, почему-то не спешили приступать к строительству. Поэтому, в 1828 году по распоряжению епископа Орловского Гавриила церковь за ветхостью была опечатана. Это обстоятельство побудило прихожан начать постройку нового храма, который и был окончен в 1831 году.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА 

 Год постройки: Между 1828 и 1831
      Адрес: Брянская область, Брянский район, село Супонево, ул. Московская, д. 173.

 

ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ (СПАСА НЕ­РУКОТВОРНОГО), 1-я треть 19 в.

Поставлена в центре села над обрывом высокого берега Десны, доминирует в окружающем пейзаже. В 16-17 вв. здесь существовал женский Георгиевский мо­настырь с деревянным храмом, приписан­ный к Свенскому монастырю; позднее это вотчина Свенского монастыря с при­ходской церковью. В 1828-31 гг. вместо нее на средства прихожан построена ны­нешняя церковь с приделом Георгия По­бедоносца в трапезной (освящен в 1847 г.) и главным престолом Спаса Нерукотвор­ного (освящен в 1852 г.). Возведена из кирпича, снаружи побеленная, а внутри оштукатуренная. Бесстолпный одноку-польный храм значительных размеров выполнен в стиле ампир с подчеркнутой упрощенностью архитектурных форм.

Пространственная композиция здания характеризуется особой массивностью и утяжеленностью объемов. Мощный ос­новной куб с пониженным прямоуголь­ным алтарем несет крупный приземи­стый цилиндр барабана, увенчанный по­логим куполом с маленькой главкой. Низкие четырехколонные, далеко выне­сенные портики украшают боковые сто­роны куба. Из прямоугольного массива трапезной выступает большая, попереч­но ориентированная паперть с располо­женной над входом колокольней, от ко­торой остался лишь нижний ярус (пере­строен в 1982 г.).

Фасады декорированы немногочис­ленными архитектурными деталями и членениями в виде горизонтальной рус­товки части стен, простых поясков и кар­низов с редкими сухариками (куб и па­перть) и прямоугольных проемов, завер­шенных крупными архивольтами или по­лочками. Необычны укороченные ко­лонны портиков на постаментах, поддер­живающие деревянные фронтоны. Им соответствуют массивные портики из че­тырех полуколонн на торцах алтаря и паперти, дополненные по сторонам.

Три арочных проема соединяют его с алта­рем, перекрытым коробовым сводом по оси север-юг; у паперти и трапезной плоские деревянные перекрытия. Стены и потолки гладко оштукатурены и побе­лены; росписи маслом выполнены в 1970-х гг. Остальное убранство храма и утварь принадлежат 19-20 вв.

Иерофей, 1866, с. 232-233; 1895; с 228-229; Пясецкий. 1899. с. 66-67. 82. 93; Историческое описание.., с. 125-127; Холмогоров, с. 230-232.