Страница Спаса

Клинцы. Церковь Спаса Преображения. Храм в честь Преображения Господня

Расположена в центральной части города, вблизи рынка, на небольшом озелененном участке в глубине квартала. Возведена старообрядцами в 1823 г. Стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, кровля вальмовая. Оригинальный старообрядческий храм, в архитектуре которого древнерусские традиции сочетаются с элементами классицизма. Прямоугольный в плане низкий объем церкви, вытянутый по продольной оси, имеет два пониженных пятигранных прируба посредине боковых сторон, напоминающих трансепт. Над двускатной кровлей возвышается центральная световая часть храма, завершенная пятью главами. Алтарь не выделен в общем объеме, как и большой притвор с запада, в который ведет крытое крыльцо. Колонны крыльца поддерживают пологий фронтон с прямоугольным подвышением киота. В убранстве фарадов ощутимо поздне-классицистическое влияние: рамочные наличники окон с сандриками над верхней доской, широкий вынос карниза над гладким фризом, узкие пилястры на углах и профилированные пояски, отмечающие поле фасада ниже и выше окон, которое имеет вертикальную обшивку. Выделяются обрамления окон с лучковыми перемычками на диагональных гранях боковых притворов, с сандриками на консолях и ромбовидными вставками над проемом. В интерьере центральная часть храма имеет подвышение в центре потолка, перекрытое ложным сводом и опирающееся на четыре круглые колонны против боковых прирубов. Три проема ведут в алтарь, по одному - в прирубы и притвор. Четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм с заходящими на боковые стены заворотами — типичное произведение 2-й пол. 19 в. Его декор в виде глухой резьбы суховатого рисунка, выполненный в духе эклектики, сосредоточен на царских вратах. Иконы стилизованы под древнерусскую живопись 2-й пол. 17 в. В местном чине они разделены резными колонками на высоких постаментах. Во втором и третьем ярусах помещены иконы праздничного чина и Деисус. В четвертом, суженном ярусе иконы с изображениями пророков и сценой "Голгофа" в центре разграничены каннелированными пилястрами. На стенах и в киотах сохранились иконы 19-20 вв. Двухъярусное литое паникадило кон. 19 в.