Страницасмех

Брянск. Над чем смеётесь!?

Проблем ныне стало не меньше. Просто над чем-то мы просто перестали сме­яться, а над чем-то стали смеяться по-другому. Это как в анекдоте про Петросяна.

Два людоеда съели Петросяна и сами удивились: — Ни фига не смешно. Вспомним, в девяностые годы юмор был максимально политизиро­ван. Казалось, что все смешное про­исходит только в политике. Тон за­давали «Куклы» на НТВ. Тогда пошли в народ наиболее смешные цитаты от Ельцина, Черномырдина, Жиринов­ского. Но закончилось десятилетие. Народ устал от политики. Он вообще отошел от политики. И она перестала смешить, она перестала всех интере­совать минимум на десятилетие. Зато появился юмор совершенно иного свойства — юмор эпохи потребле­ния. Именно тогда появился «Камеди Клаб», «на ура» была запущена ра­диостанция «Юмор ФМ», появилась комедийная передача «Наша Раша» с вполне узнаваемыми героями из народа, КВН стал новой кузницей ка­дров для телевидения.

Сегодня подзабылось, но ведь звездой Галкин сразу стал тогда, ког­да в 1999 году на гастролях в Казах­стане, стесняясь, со стеклянными та­зами неловко подошел к микрофону и бесцветно, с нажимом произнес всего два слова «Добрый ...вечер», и зал задохнулся от смеха, тут же узнав нового российского кумира. Впрочем, в начале двадцать первого века по­литика из публичной сферы перешла в узкопрофессиональную. Скукожи­лись и исчезли из эфира горлопаны и демагоги, которые смешили, вовсе не стараясь этого делать. Появилась когорта новых политиков — тихих, незаметных, несмешных. Главное ме­сто в политике уверенно заняла част­ная жизнь, и это стало тоже важной приметой изменившегося времени.

В 2007 году появился пародий­ный на все возможные российские и иностранные фильмы «Самый лучший фильм» и к ужасу рафини­рованных критиков тут же собрал рекордную кассу. В фильме юмор опустился не просто ниже пояса, а ниже плинтуса, особенно в разгово­рах про секс. Планка дозволенного решительно опустилась. И каждый теперь, по сути, решал сам, что смешно, а что нет. Кто-то остался верен Жванецкому или новомодно­му «Квартету И» с его главным хитом — фильмом «О чем говорят мужчи­ны», а кто-то кинулся на представ­ления резидентов «Камеди клаб», чьи взгляды о пошлости оказались чрезвычайно размытыми.

Ученые говорят, что смех является реакцией на неожиданность. Вот уже и мат появился в эфире в комедий­ных передачах, вот он уже перестал и удивлять, и смешить. Оказалось, когда запрет был преодолен, что смешного-то в этом немного. Между прочим, и «Самый лучший фильм» всю свою кассу собрал в первую неде­лю, а во вторую — против правил — новые зрители не пришли. Выясни­лось, что поклонников юмора «нового туалетного типа» оказалось не так уж и много. Пришлось в итоге и «Каме­ди клабу» меняться, отказываясь от многих отвязных шуток, а юмор ниже пояса выделить в отдельное гетто — жанр животного юмора.

Тем более, что выяснилась особен­ность специфики восприятия юмора нашими потребителями — им нуж­ны не просто смешные комедии, но и добрые. Они и так устали от повсе­местной недоброты.

В итоге многие открытия в об­ласти смешного переместились в Интернет: в музыкальные экспери­менты того же Петра Налича, осво­ившего жанр музыкальной пародии, переделывая итальянские романсы или колхозные песнопения. Он даже в итоге попал от России на конкурс Евровидения. Еще показательнее пример актера с баяном Игоря Расте- ряева, который вообще не собирался никого смешить в своей патриоти­ческой песенке «Комбайнеры». И голос у него к тому же не ахти. Тем не менее, в Сети песня Растеряева обрела немыслимую популярность. Возможно, сам того не желая, Рас- теряев сказал то, что важно, то, что давно ждали миллионы русских людей у компьютеров. Это было наи­вно, занятно, но в самую жилу!

Примерно так же пришлась всем по сердцу тема про таджиков, ока­завшихся в центральной России: Равшан и Джамжут делают бес­конечный ремонт в ужасно дорогих квартирах и никак не поймут нового для них мира. При этом они персо­нажи безобидные и трогательные. Это как Иван-дурак из русских ска­зок, над которым все потешаются, а в итоге он оказывается умнее всех. Как ни странно, два новых героя дали нам для понимания приезжих куда больше, чем вся работа нашего управления по миграции.

И вот новые гопники появились в сериале «Пацаны» на ТНТ — самом чутком на перемены в смешном ка­нале. Вчерашние (в девяностые годы) братки, которые все, что нужно, бра­ли силой, теперь оказались в ином стабильном времени. Что вчера было драмой, сегодня стало комедией. Не­даром сценарист сериала задумчиво обмолвился, что в каждом из нас си­дит такой гопник.

Показательно, что людей больше не интересует чистый юмор, юмор ради юмора. К примеру, в 90-е кто только не издавал сборники анекдо­тов, некоторые состояния сделали на этом бизнесе. Еще недавно запрет­ное — за анекдоты просто сажали оказалось плодом сладостным и волнующим, но прошло несколько лет, и все этим насытились. Ныне эти книжки никто не берет, анекдоты остались лишь в качестве скромных колонок на последних страницах журналов. Еще сокрушительнее при­мер журнала «Крокодил» с его мил­лионным тиражом в советское время. Кажется, команд пять поочередно пытались возродить старый бренд в новом качестве, и ничего не вышло. Не нужен больше «Крокодил».

Юмор стандартных ситуаций се­годня заменяет личный опыт, лич­ный юмор. Поразительный успех Гришковца, который, конечно, вовсе не юморист, но всегда верно замеча­ет смешное в жизни. Теперь главное это точность, наблюдательность и искренность. Отсюда и феноменаль­ный успех в Сети роликов из реаль­ной жизни, когда, сюжет о деревен­ской свадьбе, склепанный районным клип-мастером, становится под­линным шедевром смешного. И, как утверждают социальные психологи, это очень важный поворот в настрое­ниях общества в лучшую сторону. А забавное всегда рядом. Например, не так давно брянское управление куль­туры созвало умных людей со всех волостей и провело мастер класс... по частушке.

Ну, разве это не смешно?