Брянск. Над чем смеётесь!?
Проблем ныне стало не меньше. Просто над чем-то мы просто перестали смеяться, а над чем-то стали смеяться по-другому. Это как в анекдоте про Петросяна.
Два людоеда съели Петросяна и сами удивились: — Ни фига не смешно. Вспомним, в девяностые годы юмор был максимально политизирован. Казалось, что все смешное происходит только в политике. Тон задавали «Куклы» на НТВ. Тогда пошли в народ наиболее смешные цитаты от Ельцина, Черномырдина, Жириновского. Но закончилось десятилетие. Народ устал от политики. Он вообще отошел от политики. И она перестала смешить, она перестала всех интересовать минимум на десятилетие. Зато появился юмор совершенно иного свойства — юмор эпохи потребления. Именно тогда появился «Камеди Клаб», «на ура» была запущена радиостанция «Юмор ФМ», появилась комедийная передача «Наша Раша» с вполне узнаваемыми героями из народа, КВН стал новой кузницей кадров для телевидения.
Сегодня подзабылось, но ведь звездой Галкин сразу стал тогда, когда в 1999 году на гастролях в Казахстане, стесняясь, со стеклянными тазами неловко подошел к микрофону и бесцветно, с нажимом произнес всего два слова «Добрый ...вечер», и зал задохнулся от смеха, тут же узнав нового российского кумира. Впрочем, в начале двадцать первого века политика из публичной сферы перешла в узкопрофессиональную. Скукожились и исчезли из эфира горлопаны и демагоги, которые смешили, вовсе не стараясь этого делать. Появилась когорта новых политиков — тихих, незаметных, несмешных. Главное место в политике уверенно заняла частная жизнь, и это стало тоже важной приметой изменившегося времени.
В 2007 году появился пародийный на все возможные российские и иностранные фильмы «Самый лучший фильм» и к ужасу рафинированных критиков тут же собрал рекордную кассу. В фильме юмор опустился не просто ниже пояса, а ниже плинтуса, особенно в разговорах про секс. Планка дозволенного решительно опустилась. И каждый теперь, по сути, решал сам, что смешно, а что нет. Кто-то остался верен Жванецкому или новомодному «Квартету И» с его главным хитом — фильмом «О чем говорят мужчины», а кто-то кинулся на представления резидентов «Камеди клаб», чьи взгляды о пошлости оказались чрезвычайно размытыми.
Ученые говорят, что смех является реакцией на неожиданность. Вот уже и мат появился в эфире в комедийных передачах, вот он уже перестал и удивлять, и смешить. Оказалось, когда запрет был преодолен, что смешного-то в этом немного. Между прочим, и «Самый лучший фильм» всю свою кассу собрал в первую неделю, а во вторую — против правил — новые зрители не пришли. Выяснилось, что поклонников юмора «нового туалетного типа» оказалось не так уж и много. Пришлось в итоге и «Камеди клабу» меняться, отказываясь от многих отвязных шуток, а юмор ниже пояса выделить в отдельное гетто — жанр животного юмора.
Тем более, что выяснилась особенность специфики восприятия юмора нашими потребителями — им нужны не просто смешные комедии, но и добрые. Они и так устали от повсеместной недоброты.
В итоге многие открытия в области смешного переместились в Интернет: в музыкальные эксперименты того же Петра Налича, освоившего жанр музыкальной пародии, переделывая итальянские романсы или колхозные песнопения. Он даже в итоге попал от России на конкурс Евровидения. Еще показательнее пример актера с баяном Игоря Расте- ряева, который вообще не собирался никого смешить в своей патриотической песенке «Комбайнеры». И голос у него к тому же не ахти. Тем не менее, в Сети песня Растеряева обрела немыслимую популярность. Возможно, сам того не желая, Рас- теряев сказал то, что важно, то, что давно ждали миллионы русских людей у компьютеров. Это было наивно, занятно, но в самую жилу!
Примерно так же пришлась всем по сердцу тема про таджиков, оказавшихся в центральной России: Равшан и Джамжут делают бесконечный ремонт в ужасно дорогих квартирах и никак не поймут нового для них мира. При этом они персонажи безобидные и трогательные. Это как Иван-дурак из русских сказок, над которым все потешаются, а в итоге он оказывается умнее всех. Как ни странно, два новых героя дали нам для понимания приезжих куда больше, чем вся работа нашего управления по миграции.
И вот новые гопники появились в сериале «Пацаны» на ТНТ — самом чутком на перемены в смешном канале. Вчерашние (в девяностые годы) братки, которые все, что нужно, брали силой, теперь оказались в ином стабильном времени. Что вчера было драмой, сегодня стало комедией. Недаром сценарист сериала задумчиво обмолвился, что в каждом из нас сидит такой гопник.
Показательно, что людей больше не интересует чистый юмор, юмор ради юмора. К примеру, в 90-е кто только не издавал сборники анекдотов, некоторые состояния сделали на этом бизнесе. Еще недавно запретное — за анекдоты просто сажали оказалось плодом сладостным и волнующим, но прошло несколько лет, и все этим насытились. Ныне эти книжки никто не берет, анекдоты остались лишь в качестве скромных колонок на последних страницах журналов. Еще сокрушительнее пример журнала «Крокодил» с его миллионным тиражом в советское время. Кажется, команд пять поочередно пытались возродить старый бренд в новом качестве, и ничего не вышло. Не нужен больше «Крокодил».
Юмор стандартных ситуаций сегодня заменяет личный опыт, личный юмор. Поразительный успех Гришковца, который, конечно, вовсе не юморист, но всегда верно замечает смешное в жизни. Теперь главное это точность, наблюдательность и искренность. Отсюда и феноменальный успех в Сети роликов из реальной жизни, когда, сюжет о деревенской свадьбе, склепанный районным клип-мастером, становится подлинным шедевром смешного. И, как утверждают социальные психологи, это очень важный поворот в настроениях общества в лучшую сторону. А забавное всегда рядом. Например, не так давно брянское управление культуры созвало умных людей со всех волостей и провело мастер класс... по частушке.
Ну, разве это не смешно?