Володарка ПРИВОКЗАЛЬНАЯ СЛОБОДА
Поскольку с проведением Риго-Орловской железной дороги и сооружением затем вокзала первые поселенцы селились в районе железнодорожного вокзала, поселок стал называться Привокзальной слободой.
Первым жителем нынешней Володарки следует считать отставного солдата Могилевцева, который, чтобы не платить городских налогов, ещё задолго до сооружения железной дороги, в 1844 году, построил дом и разработал участок земли вдали от города — на берегу озера Сатное (район нынешней нефтебазы), попутно промышляя охотой и ловлей рыбы.
Прознала про то Брянская городская Дума, и показались ей эти земли весьма перспективными. Вот что записано в документах городской Думы 1872 года: "Участок этот представляет выгод-ную для города оброчную статью, на которую можно ожидать много желающих, судя по успешной отдаче там же трёх участков". Затем городская Дума обложила налогом вдову Могилевцева и нашла выгодным отводить там новые земельные участки.
Заселение шло не так быстро — земли продавались. Не всякий мог купить. В Брянском областном архиве хранятся объявления о торгах, напечатанные в "Прибавлении к Орловским губернским ведомостям 1872 года":
"В Брянской городской управе в 1872 году назначены торги, с узаконенною через три дня переторжкою: 1 торг 25 сентября — на отдачу в потомственное арендное содержание при брянской станции Орловско-Витебской железной дороги, городского места, мерою в ширину 10 саж. и в длину по обе стороны по 30 саж., просимого мещанином Иваном Максимовым Богдановым; 2 торг 10 Октября — на отдачу в потомственное арендное содержание, при брянской станции Орловско-Витебской железной дороги, городского места мерою в ширину 20 саж. и в длину по обе стороны по 60 саж., просимого мещанином Федором Николаевым Сухановым, и 3 торг — 6 ноября, на отдачу в оброчное 10-летнее и более содержание пяти городских рыбных озёр под названием: Кривое, Дряхлое, Перикарево, Святое и Сатное. Желающих торговаться управа приглашает с узаконенными залогами и письменными видами. Кондиции для желающих открыты в управе во всякое время... За вице-губернатора — старший советник Филиппов".
На составленном в августе 1873 года плане невдалеке от переезда и железнодорожной будки показаны земли, арендуемые брянским второй гильдии купцом Афанасием Ив. Климовым, места потомственного почетного гражданина Ивана Ив. Неуструева и жиздринского мещанина Ивана Макс. Богданова и место, просимое вновь им же, Богдановым.
"Арендую в настоящее время участок городской земли близ станции Брянск Орловско-Витебской железной дороги, на основании постановления Брянской городской думы, в количестве 400 квадратных саженей", — пишет в заявлении дерптский мещанин Роберт Иванович Цетельман. Ввиду окончания в мае 1882 года срока аренды он просит её продлить.
"Желаю взять в потомственное пользование участок городской земли шириною 450 квадратных сажень, находящихся в местности, показанной на представленном при сем плане под лит. "А", близ станции Брянск Орловско-Витебской железной дороги, за который и предлагаю ежегодную плату двадцать рублей". — пишет в 1881 году временно брянский купец Николай Михайлович Михайлов.
В 1881 году на плане городской земли близ железнодорожной станции показаны участки земли под поселением: Ефимова, Це-тельмана, Климова, Комарова, Игнатова, Богданова, Михайлова. На некотором расстоянии от поселенцев помечена контора Чибисовых. За домами четко выведено: "Сосновые заросли".
В думу с годами шли одно за другим заявления. Все они аккуратно хранятся в областном архиве.
Просят выделить участки земли в 1882 году мещанин В. Н. Андронов, безземельный крестьянин Смоленской губернии Рос-лавльского уезда Т. Я. Селезнев, отпускной рядовой И. Н. Николаев, живущий в Брянске на Московской улице в доме Лялиной. Он хочет построить кузницу.
"Желаю взять участок под застройку на Брянском вокзале во вновь распланированных кварталах, в квартале №9 участок №1 в количестве 360 кв. сажен..." — просит в 1882 году крестьянин Мосальского уезда Калужской губернии Ф. ф. Степанов. Здесь же подшиты заявления разных лет от жиздринского купеческого сына И. М. Козень, унтер-офицеров интендантского управления М. Д. Данилова и Т. И. Межевого, крестьянина села Супонева Брянского уезда С. М. Волкова, крестьянина Карачевского уезда И. В. Марченкова.
В книге городской управы по учету выделенной под усадьбы земли в привокзальной части города указаны также фамилии получивших несколько сажен. Плата за участки — от десяти до двадцати рублей.
Девяностые годы прошлого столетия стали годами бурного развития Привокзальной слободы. В августе 1891 года на восточной стороне путей (в районе нынешнего рынка), где тогда ещё был вокзал, заложили Николаевскую церковь. Проектировал её начальник 12ш участка Полесских железных дорог инженер В. П. Рейслер; по его же проекту строилась и церковноприходская школа рядом с храмом. В 1893 году церковь была освящена в честь Святого Николая Чудотворца. Прихожанами храма были в основном жители
Привокзальной слободы и поселка Ветродуевка, работавшие на заводе в Паровозной Радице — всего около 2200 человек. На пожертвования брянского купца Морозова в 1899 году в храме был устроен иконостас с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы в правом пределе храма.
Газета "Брянский вестник" 7 июля 1896 года сообщала: "29 июня в Привокзальной слободе состоялась закладка Сухарного завода военного ведомства". Вёл строительство барон, тайный советник Николай Карлович фон Дершау -— сын известного русского генерал-лейтенанта немецкого '-происхождения: Карла фон Дершау, коменданта крепости Аба (ныне город Турку, Финляндия). Таких заводов в тогдашней России, помимо брянского, строили ещё два: в Барановичах и в Ровно. Каждый был рассчитан на выпуск четырех тысяч пудов сухарей в сутки для нужд армии.
Проект завода представлял собой современное механизированное предприятие. Предусматривалось возвести два производственных корпуса и подсобные сооружения. Первый корпус -— сухарный цех с подготовительными отделениями, пекарней и тридцатью двумя сушильными камерами. Второй — мукомольный цех с машинным отделением и котельной. В нём предусматривалась электростанция для освещения всех заводских помещений. На это требовалось 290 лампочек и восемь наружных фонарей. Кроме производственных корпусов, предполагалось построить два каменных склада для ржи и деревянный — для сухарей; склады для угля, нефти; казармы на 120 человек (на сухарном, так же как и на Арсенале, сначала работали только военные, а позже там разрешили работать вольнонаемным гражданам); административное помещение, три дома для офицерских семей, подъездные пути узкоколейки, артезианский колодец, кузницу, столярную, карцер, ледник и другие подсобки.
В ноябре 1898 года в Брянск прибыл Исполняющий обязанности начальника завода капитан Николай Евгеньевич Эльснер. А к середине 1899 года Н. К. Дершау пригласил приемную комиссию, решив, что основные строительные работы завершены. И вот 23 июля 1899 года комиссия Московского военного округа начала работу по приемке завода в казенное ведомство. К тому времени в город приехала и военная команда, которая должна была первой начать трудиться на заводе. Начальником её назначили В. П. Бухарина; заведующим отделом сухарного производства — К. Н. Васильева, заведующим мукомольным отделом — А. Ю. Свиньина и заведующим продовольственным отделом —А. Г. Грекова.
В процессе приемки завода и пусконаладочных работ в проект внесли несколько корректив. Санитарный врач потребовал работу производства вести не в две смены по двенадцать часов, а в три по восемь. Его требование удовлетворили. Кроме того, расчеты комиссии показали, что дополнительно необходимо соорудить складские ёмкости. При пробном пуске Константин Николаевич Васильев потребовал не только улучшить, но и перестроить вентиляционную систему в цехе. Почти то же самое предложил и Александр Юрьевич Свиньин. Комиссия согласилась с доводами руководителей этих двух ведущих производственных цехов, и пусконаладочные работы велись до 12 ноября 1899 года, пока не были устранены недостатки. Практически завод начал действовать в декабре 1899 года..
Несмотря на то, что предприятие оснастили передовой по тому времени техникой, оно тем не менее сохранило ещё много отживающего. Так, из семи паровых котлов четыре были приспособлены под отопление дровами. Подъезд от железнодорожной станции Брянск-Полесский протяжением 1082 сажени имел узкоколейный путь, из-за чего приходилось перегружать сырье и продукцию.
Кроме солдат, для работы на заводе привлекались и вольнонаемные: мужчины, женщины и дети от 10 до 15 лет.
В областном архиве сохранился интересный документ: "Привокзальная слобода при станции Брянск Риго-Орловской и Полесской железных дорог". В нём ведется рассказ, что представляла собой слобода в. 1.897 году.
"Поселок этот возник лет десять тому назад, — сообщается в справке, — и в настоящее время представляет довольно значительный поселок. Стоит от города он в четырех верстах. Местность между городом и станцией с поселком находятся в низменности и не заселяется по причине больших весенних разливов. Возникновение и расширение поселка вызвано отчасти тем, что брянская станция есть центральное место местных операций, где совершаются почти все местные сделки. Вблизи поселков имеются пять паровых лесопилок. Увеличению различных операций и торговли способствует узел железных дорог: Риго-Орловской, Полесской и Лъгово-Брянской.
Поселок расположен в городской черте и платит городу арендную плату с правом пользования землей в течение десяти лет-, а по истечению этого срока возобновляется контракт с добавлением десятипроцентной арендной плиты по усмотрению города. Кроме сего, поселяне платят государственный, городской и земской налоги.
Согласно плану, в поселке имеются улицы, переулки, площадь и выгоны, которыми пользуются поселяне. За выгон для пастьбы скота платят городу в летние месяцы по два рубля за каждую корову в месяц..."
В поселке проживало около четырех тысяч человек. В документе подчеркивается, что жители большей частью состоят из крестьян, служащих на железных дорогах и ближайших заводах. Остальное население — из разночинцев: купцов, мещан местных и иногородних, занимающихся торговлей, подрядовыми и разными промыслами.
Одними из первых возникли улицы: Орловская {другое название — Транспортная, ныне ул. Володарского), Витебская (стала улицей Димитрова), Жиздринская (теперь носит имя Пушкина). Все они шли параллельно железной дороге. Улицы были немощеные, с непросыхающимн лужами, а на возвышенностях — песча-но-пыльными. Уличного освещения не имелось. Только несколько фонарей с керосиновыми лампами были установлены около магазинов торгового ряда.
В 1887 году начала зарождаться и вторая слобода, так называемый Полесский железнодорожный поселок.
"В 1896 году в этом поселке было уже застроено две улицы, — вспоминал старожил Ф. Е. Сороко. — Первое время их называли Первая и Вторая Полесские. Застраивались третья и четвертая. Названии они ещё не имели. Одна из них упиралась в Маль-цовский лес. Он тянулся тогда вплоть до Брянска-П".
Старожил Полесского поселка рассказывал, что на узле было депо, а в них механические мастерские, где ремонтировали паровозы и тендеры. Было котельное отделение, дававшее пар для машин и отопления деповских помещений. Для работы в две смены потребовалось освещение, и со временем установили электрическую машину, вращавшуюся паром, а затем — двигатель-дизель.
Для ремонта пассажирских вагонов имелись механические, столярные, жестяные, малярные мастерские. Были необходимые складские помещения. ,
Отсюда начиналась казенная железная дорога Брянск—Гомель, строительство которой было завершено в 1887 году. Её рельсы протянулись через будущий Брянск-И или, как ещё он стал именоваться, Брянск-Льговский. На всём протяжении было построено одиннадцать железнодорожных станций, в том числе Унеча, Клин-цы, Новозыбков, Злынка. Проведение железной дороги коренным образом изменило жизнь этих мест и ещё больше повысило значение Брянского железнодорожного узла.
Граница между Привокзальной и Полесской слободами проходила по железнодорожной ветке в Сухарный завод до теперешней ул. Розы Люксембург, а с 1915 г. — по "Минской" ж/'д ветке, ведущей сегодня на заводы №111 и №192. До построения этих веток естественной пограничной линией была речушка Змеинец, бравшая своё начало из болота в районе нынешней станции Чернец и впадающая в Десну недалеко от станции Брянск. В своё время, до начала XX в., Змеинец был глубок с прозрачной как стеклышко холодной водой с обилием вьюнов, щук. Зимой жители поселка пользовались его водой для питья и приготовления пищи.
Как рассказывали деды, на берегах Змеинца жители села Полпино копали руду бурого железняка и на лошадях возили на Ра-дицкий завод для переплавки. Первое время это низкокачественное сырьё удовлетворяло предприятие. Потом добыча руды по реке Змеинец прекратилась. Ручей (или скорее сточная канава), текущий сегодня вдоль ул. Розы Люксембург — это и есть бывшее русло Змеинца.
Население слобод (поселков) будущей Володарки состояло в основном из рабочих и служащих Риго-Орловской и Полесской ж.д., Сухарного завода, но были и вольнонаемные рабочие, мелкие кустари, купечество и служащие — чиновники местной администрации, духовенство и интеллигенция.
Рабочие селились ближе к своему производству. Но немало было рабочих и служащих, работавших в Арсенале и городских учреждениях, на Радицком заводе, на паровозостроительном заводе в Бежице. Центр всех этих поселков был сосредоточен при станции Брянск Риго-Орловской ж.д. Однако станция располагалась, как мы уже знаем, несколько вдали от города, а это создавало неудобства.
Для перевозки пассажиров и связи города со станцией по Десне в 1898 году стали плавать пароходы "Вера" и "Надежда". Каждый их них брал по сорок человек. Позднее начали курсировать ещё "Константин", "Олег", "Мария Магдалина", "Виктория". В конце XIX века был сооружен плавучий мост через реку, о котором расскажем позже.
Летом 1900 года вокзал перенесли на западную сторону путей {где он и стоит до сих пор), построили мостовой переезд через .железнодорожные пути, сделали подсыпку заболоченной поймы Десны напротив нового здания вокзала и разбили пристанционную площадь, которая до сих лор сохранила многие черты того времени.
Значительно расширился Сухарный завод. В 1902 году здесь освоили производство сухих овощей, а на плане 1907 года он именуется как Брянское продовольственное интендантское заведение. Помечены объекты: Сухарный завод, мукомольное и машинное отделения, зерновые магазины, сухарные магазины, угольный сарай, баня. столоЕая и кухня, три казармы, контора, погреб, здание для водопровода. В этом немалая заслуга нового начальника завода — полковника Марглгошенко.
Владельцами лесных и других складов при подъездном городском пути к станции Брянск Риго-Орловской железной дороги являлись братья купцы М. Д. и Н. М. Комаревы, М. И. Баженов. Против слободы, повыше вокзала на Десне находился так называемый лесосплав, а пониже его — два лесопильных завода, принадлежащих Могилевцеву.
Вся купеческая знать, торговые ряды, духовенство, полиция, базарная площадь, школы, клуб, парк Добровольного пожарного общества с летним театром, церковь — все это сгруппировалось как бы на одном полукружии с центром у железнодорожной станции. Площадь нынешнего сквера им. Ленина, с несохранившейся частью ул. Володарского от угла ул. Никитинской, была занята магазинами и домами купцов.
До революции наш район состоял преимущественно из одноэтажных одноквартирных деревянных домиков. Редко, и то ближе к центру, были двух-трехквартирные. Воду для питья и домашнего хозяйства жители брали из колодцев, вырытых на улице. В домах керосиновое освещение. Отопление печное.
Двухэтажных каменных домов всего было три. Один — дом купца Морозова — сохранился поныне по ул. Володарского. Во втором доме, по ул. Димитрова, нижний зтаж в дореволюционное время занимала "Монополька", а верхний — семья Гржибовских. Кому именно принадлежал этот дом — с уверенностью сказать сегодня нельзя, но, вероятно, тем же самым Гржибовским. И третий дом (несохранившийся) — купца Ермольева.
Были ещё двухэтажные дома над магазинами: нижний этаж с магазином каменный, а второй этаж деревянный — такие были у купцов Ермольева и Смирнова. Существовала ещё двухэтажная деревянная церковноприходская школа. Эти дома не сохранились.
Торговля всем необходимым для населения находилась главным образом в руках купцов Ермольева, Дроздова и Земцова, конкурирующих друг с другом. Магазины находились рядом, по соседству друг с другом. В этих магазинах шла различная торговля продуктами сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Розничная торговля скобяными, промышленными товарами находилась в руках купцов Егорова, Пояркова, Калошина. Галантерея и мануфактура находилась в руках купцов Белышева (впоследствии прогоревшего) и Смирнова. Обувь, кожа сосредоточена была в руках купца Мазина.
Появились и другие торговые магазины — купцов Конаненко, Евдокимова, но они не выдержали конкуренцию с тремя тузами (Дроздовым, Земцовым, Ермольевым) и прогорели. Появлялись мелкие лавки, которые также существовали недолго — разорялись и закрывались.
Были и оптовики, снабжавшие купцов различным товаром: Гольдин — рыбой, Викторенко — дрожжами.
Покупкой утильсырья и железного лома занимался Пушкарев, но, не выдержав конкуренции с Басковичем, закрыл своё предприятие. Баскович же стал абсолютным монополистом по закупке утильсырья и лома.
Мелкие кустарные предприятия, выпускающие булочные изделия — Беликова, Тихомирова, Гречихина — конкурируя друг с другом и не приобретя капиталов во время первой империалистической войны, почти прекратили своё существование.
Поселок и базарную площадь от железной дороги отделял забор. Улица за базарной площадью (бывшая Транспортная, ныне Володарского) с правой стороны была застроена домами, а левая была ограничена забором, тянувшимся до самого болота.
Около забора на базарной площади примостились закрытые дощатые ларечки, торгующие всякой снедью: дешевой колбасой, селедкой, холодцом, борщом и всем тем, что доступно было самому небогатому люду, который мог здесь за пятачок набить желудок. Были открытые столики для продажи разных продуктов и предметов первой необходимости.
Покупатель в магазинах Ермольева, Дроздова, Земцова в основном был из числа рабочих и служащих железнодорожного транспорта.
Для привлечения постоянных клиентов купцы выдавали так называемые "заборные книжки", по которым можно было набирать в кредит любые товары, имеющиеся в магазине. Зарплата (или, как называли в то время, получка) на производстве и транспорте выплачивалась один раз в месяц. По получении зарплаты обладатель заборной книжки был обязан полностью погасить долг. Фактически же рабочий или служащий, даже имеющий средний заработок, редко когда мог рассчитаться полностью. Что уж говорить о тех, кто существовал на минимальный заработок в 12-15 рублей в месяц, да к тому же был обременен семейством в 6-8 душ — такой рабочий попадал в кабалу, поскольку не мог освободиться от долга.
Кроме того, покупателями в магазинах часто были крестьяне, съезжавшиеся в базарные дни для продажи своих сельхозпродуктов, домашней живности, птицы, а также предметов кустарного ремесла — лаптей, грабель, бочек, глиняных кувшинов, всевозможных корзинок и прочих вещей ручного производства. Кустари также имелись и в самом поселке: шапочники, фуражники, сапожники, портные, медники-жестянщики.
Был небольшой бумажный магазин и ни одного книжного. Была небольшая частная аптечка.
С началом железнодорожного движения на станции Брянск-Орловский стал действовать телеграф, а 8 июня 1910 года станция и город были связаны телефоном.
На территории Привокзальной слободы в одноэтажном деревянном здании была открыта фабрика по пошиву брезентовых башмаков на веревочной подошве. Такая обувь, видимо, предназначалась для производственных нужд некоторых предприятий. Фабрика носила название "Эсподроль" и принадлежала бельгийцу Арку. Работали на фабрике в большинстве женщины. Рабочих было немного, плата — мизерная. Но и на эту зарплату желающих было больше, чем требовалось.
Полукустарный заводик "Надежда", принадлежащий Певзнё-рам, изготовлял свинцовые пломбы для железных дорог и несложные скобяные изделия для продажи жителям.
В 1913 году напротив Сухарного запланировали построить техническое училище для подготовки специалистов по обслуживанию оборудования и машин завода и других подсобных предприятий, однако осуществить этот проект помешала Первая мировая война.
В 1916 году в Брянске на Старых Мясных Рядах (ныне улица Энергетическая) была построена электростанция. По дну Десны был проложен кабель в Привокзальную слободу. Электричество появилось в первую очередь на железнодорожном вокзале.
В городе в этом году действовало уже триста номеров телефонов, в том числе двенадцать — в Привокзальной слободе. В 1913
году на Риго-Орловском вокзале был установлен первый в Брянске телефон - автомат.